18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024
Синдром переполненного гнезда

Вслед за «опустевшим» появился и такой термин, отражающий сегодняшнюю реальность: теперь взрослые дети зачастую не торопятся съезжать от родителей, при том что основные параметры своей жизни с ними не разделяют. Сейчас стало проще уединиться и уйти во внутреннюю изоляцию в масштабах квартиры: компьютер, наушники, и ты уже вроде как не здесь, эмоционально серфингуешь по волнам-местам, близким по духу и интересам.

Много запросов к психологам начинаются словами: родители зудят, пристают, требуют, раздражают, несправедливы, всё нелогично, при этом — живут в их домах. Нескольким поколениям взрослых делить кров — неправильно. В одном доме, одном гнезде — единая семейная иерархия, во главе которой родители, выросший ребенок волей-неволей занимает зависимую позицию. Случаются конфликты: хочется по-своему, как он себе решил, как ему видится, но семейный уклад — родительский, и ребёнок не может перестраивать семейную систему под себя, а если сможет, то нарушение семейной иерархии повлечёт проблемные последствия. Родители создали своё гнездо, как хотели, сумели и сообразили, это — их жизнь. Взрослый детинушка либо продолжает оставаться ребенком под крылом своих родителей, либо — вить ему автономное гнездо со своими параметрами, амбициями, закидонами и требованиями.

В книге «Не рычите на собаку» Карен Прайор на примере дрессировки животных описывает, как избавиться от нежелательного поведения через положительное подкрепление различными методами, и применяет это к ситуации, когда «отпрыск, который, по вашему мнению, должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами». Метод «Убить зверя»: скажите «нет» и настаивайте на этом. Метод «Наказание»: разрешить жить у вас, но сделать его жизнь совершенно невыносимой. «Отрицательное подкрепление» — пусть он возвращается, но берите с него, как с постороннего, плату за жилье, питание, дополнительные услуги, в том числе за стирку белья и сидение с ребенком, чтоб он уехал по финансовым соображениям. «Выработка несовместимого поведения» — помочь ему найти другое жильё, даже если вам на первых порах придется платить за него. «Связать поведение с определенным сигналом» — приглашать его в гости, дать понять, что он может приходить только по вашему приглашению, затем отменить приглашения.

Ещё методы от Прайор: «Выработка отсутствия определенного поведения» — поощрять взрослых детей, когда они заводят собственный дом. Не подвергать критике их ведение хозяйства, выбор квартиры, её обстановку, выбор друзей, иначе они могут решить, что вы правы, и жить в вашем доме лучше. «Смена мотивации» — взрослые люди, имеющие друзей, самоуважение, цель жизни, работу и крышу над головой, обычно не хотят жить с родителями. Помогите своим детям обрести первые три условия в тот период, когда они растут, и они, как правило, сами позаботятся о работе и крыше над головой. Тогда вы сможете остаться друзьями.

Есть поговорка: «Ребенок в доме — гость в доме». Помимо того, что, как гость, он рано или поздно уйдет из родительского дома, можно понять еще: при ребенке веди себя, как при госте. Но если постоянно оглядываться, что на тебя смотрят, так жизнь родителя может стать фасадом, потёмкинской деревней, неживым эталоном. И этот отказ от себя настоящего ребенок тоже переймёт как внутреннюю конструкцию.

Японцы говорят: «Ребёнок до 5 лет родителю — царь, с 5 до 15 — слуга, а после 15 — друг». У кого-то получилось войти в третью стадию и выстроить дружбу со взрослыми детьми, это успех и удовлетворение. У кого-то продолжается суть предыдущей, где — либо какой-либо из сторон имитируется взрослость ребёнка, либо близость из интимных отношений перевоплощается в стандартные.

У Александра Мелихова описана такая история:

«Дети радовали … оба были мечтателями и больше всего любили читать о приключениях. Владик хотел стать ученым, а Юрка путешественником. Прошли годы, оба выросли, и оба сделались алкоголиками … вернулись домой. Мы когда-то боялись, что они уедут в горы и степи, и мы останемся одинокими. Но вот оказались одинокими в одной квартире с детьми».

И что хуже — опустевшее гнездо или переполненное?

Есть исследование: когда рождается ребенок, у женщины снижается индекс счастья — нет времени на себя, ограничение свободы и т.п. Но зато повышается индекс смысла. И вот — дети выросли и ушли, забрав с собой, а то и болезненно вырвав с мясом твой смысл по их выращиванию. Бывает, не сразу распознаешь то отодвинутое в молодости счастье — распоряжаться собой. И когда кризис опустевшего гнезда преодолевается, родители входят в колею диадной жизни, то есть только супружеской парой. Писательница Марина Степнова рассказывала о своей пра-прабабушке, у которой было 13 детей:

«Когда они выросшие приезжали уже со своими семьями в родительский дом, гостили несколько дней, потом разъезжались, пра-прабабушка садилась на стул и час сидела молча, ждала, смотрела на часы. Час проходил, она говорила: “Ну, всё, слава богу — не вернутся”, крестилась, вставала и начинала заниматься своими делами — допекали они её, хотя все были удачными и друг друга любили».

Источник: https://www.b17.ru/article/sindrom_perepolnennogo_gnezla/

Комментарии
  • Валерий Михайлович Ганузин
    20.10.2024 в 08:00:43

    Уважаемая Наталья Анатольевна!
    Почему у Вас в статье одни отрицательные примеры? Неужели нет положительных? Жизнь и судьба у всех семей различная.
    С уважением, Валерий Михайлович.

    • Наталья Анатольевна Нагорнова
      Наталья Анатольевна Нагорнова
       ответ пользователю Валерий
      Самара
      20.10.2024 в 14:14:46

      Пишу о синдроме, как о болезненном. А когда всё хорошо, там и нет его. Как при описании высокой температуры при болезни незачем описывать нормальную.

    , чтобы комментировать

  • Игорь Владимирович Жуковский

    Уважаемый автор,
    Спасибо за вашу интересную статью о синдроме переполненного гнезда. Она действительно заслуживает внимания, так как этот синдром становится всё более распространённым в наше время. Каждый из нас хоть раз сталкивался с этой проблемой, когда родительские обязанности и заботы о взрослых детях могут вызывать стресс и истощение.
    Ваши идеи и рекомендации по преодолению этого состояния очень полезны. Надеюсь, что эта тема будет обсуждаться шире, ведь понимание и поддержка могут сыграть важную роль в жизни многих людей.
    Ещё раз спасибо за вашу работу!

      , чтобы комментировать

    • Валерий Михайлович Ганузин
      22.10.2024 в 20:42:37

      У меня вопрос про семью и внутрисемейные отношения.
      Куда во многих традиционных семьях пропала любовь, уважение, терпимость, традиционный семейный уклад, забота о младшем и старшем поколении? Почему поставлено на первое место Я, а не Мы, сплошь и рядом появились члены семьи, живущие за счет других, хотя сами являются трудоспособными? Где произошел слом? Может это случилось тогда, когда на первое место в нашей жизни были поставлены не честь и достоинство, уважение и милосердие, а умение добыть деньги любым способом и быть богатым за счет других? Почему появилось столько молодых людей, да и не только, не желающих работать, а желающих хорошо есть, пить и отдыхать, уставших от безделья? Кто-то об этом серьезно задумался? Горбатого только могила исправит, ну кого-то еще может и хирург-ортопед (читай прокурор и суд).

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Валерий
        Ярославль
        23.10.2024 в 22:35:41

        Уважаемый Игорь Владимирович!

        Я смотрю на проблему стратегически, с позиции государственной политики, чтобы исправление (профилактика) данного феномена была в масштабах страны, а не в масштабах кабинета психолога.
        И я глубоко убежден, что никакие деньги и их количество не заменит нормальной семьи и нормальных семейных отношений.

        С уважением, Валерий Михайлович.

      , чтобы комментировать

    • Валерий Михайлович Ганузин
      22.10.2024 в 20:50:52

      P.S. Про СПГ. В гнезде, читай в семье, появилось новое поколение кукушек родителей и кукушат, которые в определенные возрастные сроки стараются выкинуть друг друга из семейного гнезда. А это, я считаю, ненормально и никакой психолог, данную проблему не решит.

      • Игорь Владимирович Жуковский
        Игорь Владимирович Жуковский
         ответ пользователю Валерий
        Калуга
        23.10.2024 в 09:47:30

        Считаю, что вы немного не правы. Именно психолог способен помочь решить проблему, которая "закостенела" в человеке. Многие из нас не осознают и не понимают важность роли психолога в нашей жизни. Психолог — это не просто специалист, который выслушает. Это профессионал, который помогает разобраться в глубинных причинах наших переживаний и проблем, раскрывает скрытые ресурсы и возможности для изменения и меняет это. Важность психологической помощи особенно ощутима в нашем быстро меняющемся мире, где стресс и неопределенность становятся постоянными спутниками.

      • Людмила Григорьевна Жаркова
        Людмила Григорьевна Жаркова
         ответ пользователю Валерий
        Санкт-Петербург
        23.10.2024 в 16:31:22

        Уважаемый Валерий Михайлович, Ваш текст: « P.S. Про СПГ. В гнезде, читай в семье, появилось новое поколение кукушек родителей и кукушат, которые в определенные возрастные сроки стараются выкинуть друг друга из семейного гнезда. А это, я считаю, ненормально и никакой психолог, данную проблему не решит.» Сегодня в сети море публикаций про токсичных родителей. Метафора стала почти термином, и подаётся под флагом психологии от психологов. Разве это не решение проблемы психологами? А что со знаком минус, так « это другое.»

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Валерий
        Ярославль
        23.10.2024 в 22:07:57

        Уважаемая Людмила Григорьевна!

        Позвольте с Вами не согласиться с тем, что данную проблему может решить психолог, даже целая армия психологов во главе с нашими уважаемыми академиками.

        Это стратегическая задача ГОСУДАРСТВА!!!
        Государственная политика на сохранение семьи, привлечения всех взрослых членов семьи к труду, заботе не только о самом себе, а еще и о других членах семьи.

        Вспомните государственную политику 90-х и к чему она привела. А политика в сфере школьного образования? Что могли сделать психологи?

        А семейные кукушки и кукушата, которые выбрасывают своих сородичей не только из гнезда, а порой и из жизни(+++

        С уважением, Валерий Михайлович.

      • Людмила Григорьевна Жаркова
        Людмила Григорьевна Жаркова
         ответ пользователю Валерий
        Санкт-Петербург
        25.10.2024 в 08:32:41

        Уважаемый Валерий Михайлович, социальные факторы весьма интенсивны, и глушат голос разума. Вы правы: «Вспомните государственную политику 90-х и к чему она привела. А политика в сфере школьного образования? Что могли сделать психологи?» Психологи могли бы не лить воду на мельницу разрушительной политики. Но, увы.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Валерий
        Ярославль
        25.10.2024 в 12:19:12

        Уважаемая Людмила Григорьевна!
        Спасибо за ответ.

      , чтобы комментировать

    • Елена Владимировна Красная
      01.12.2024 в 00:54:28

      Уважаемая Людмила Григорьевна! Какие исследования были проведены по изучению данного феномена?На какой выборке испытуемых? Вы используете в качестве примера цитату Марины Степновой . Согласно анализу моделей мира в литературе В.П.Белянина ,у нее ,судя по всему,преобладают "темные"тексты.Традиционно ,вернуться домой с дороги ,не к добру. Пра-бабушка ,скорее всего, радовалась тому, что в дороге с близкими будет все в порядке,а не тому, что от них избавилась.

        , чтобы комментировать

      , чтобы комментировать

      Публикации

      Все публикации

      Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

      Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»