3 июня 2024 года исполнился бы 71 год доктору психологических наук, профессору Александру Владимировичу Суворову, и это первый день его рождения без него, после ухода Александра Владимировича из жизни в январе 2024 г. Предлагаем вниманию читателей интервью, состоявшееся к юбилею А.В. Суворова в 2023 году.
— «Я сделан из очень хороших людей, и мне это очень подходит». Я неслучайно вспомнил эту строчку из песни Евгения Маргулиса. В твоем становлении решающую роль сыграли твоя мама Мария Тихоновна, Александр Иванович Мещеряков, Эвальд Васильевич Ильенков (наверняка я назвал не всех — добавь). Как бы ты определил вклад каждого в твою судьбу, в которой сплелись эти вклады?
— Мама всегда поощряла мою учёбу во что бы то ни стало, искренне уверенная, что от учёбы вреда быть не может. Когда решался вопрос о поступлении четвёрки в МГУ, какая-то загорская педагогиня (имеется в виду интернат для слепоглухих в Загорске Московской области, ныне Сергиев Посад. — В.К.) советовала маме забрать меня домой: «Он и так умный, а если ещё и высшее образование получит, будет слишком много понимать, и с этим пониманием ему будет тяжело жить». Мама ответила, что учёба ещё никогда никому не повредила. Мне и правда пришлось тяжело, как вообще-то всем живущим, но мама, конечно, была права…
Она всячески помогала мне, как могла. Овладела не только пальцевым алфавитом — дактилологией, но и системой Брайля, до самого инсульта неутомимо перепечатывала мне разнообразные материалы, автореферат докторской диссертации Михайлова, статьи Ольги Мариничевой из «Комсомольской правды», письма… Подменяла других моих помощников, а когда я ворчал на это, отвечала, что хочет быть нужной мне.
Как всегда подчёркивал Борис Михайлович Бим-Бад, мама — Мария Тихоновна Суворова — заложила фундамент моей личности, на котором строили и я сам, и множество других людей, особенно Эвальд Васильевич Ильенков, Александр Иванович Мещеряков, Альвин Валентинович Апраушев, Борис Михайлович Бим-Бад, Феликс Трофимович Михайлов и многие другие.
От Ильенкова я взял и продолжаю уточнять по его работам философское мировоззрение. В его философии я дома, у всех других авторов — в гостях. Поражаюсь, как много тратил он на меня времени, при всей своей занятости, и после его смерти память о наших встречах, беседах оказалась поистине неисчерпаемой. Он был пропитан культурой и сочился культурой, пропитал, насколько успел, и меня. Главное, убедил в абсолютной необходимости ею пропитываться.
Александр Иванович Мещеряков поощрял нашу с Ильенковым дружбу, называл его умнейшим человеком, и я из всей четвёрки оказался к Ильенкову ближе всех, что сыграло, конечно, судьбоносную роль.
Александр Иванович готов был вновь и вновь повторять неудавшиеся эксперименты, и я тоже как-то перенял у него эту неутомимость…
Альвин Валентинович Апраушев, директор Загорского детдома, очень поощрял мои попытки писать стихи, дал мне поистине судьбоносный навык — печатать на зрячей машинке, который через 30 лет облегчил мне освоение компьютера, и вообще до конца своей долгой жизни был близким моим другом.
Борис Михайлович Бим-Бад принял меня у Ильенкова из рук в руки, всячески способствовал моему творческому и личностному росту, пока был ректором УРАО (Университет Российской академии образования. — В.К.), всегда отпускал меня к детям в лагеря, неутомимо слушал моё чтение вслух моих брайлевских рукописей, в том числе дневников общения с детьми, потрясающе деликатно подсказывал, советовал… Короче, он все почти полвека нашей дружбы был моим главным вдохновителем.
Феликс Трофимович Михайлов много общался со мной лично, не менее содержательно, чем Ильенков и Бим-Бад, тоже был моим вдохновителем, щедро делился своими произведениями, когда стал доступен компьютер, сначала на дискетах, а потом по электронной почте. Но он много болел, а когда не болел, много ездил, лично мы общались меньше, чем хотелось бы. И он поощрял мою творческую самостоятельность, на кандидатской защите, выступая в качестве моего научного руководителя, сказал, что мною невозможно руководить.
Как-то я год не мог с ним встретиться, наконец, после заседания лаборатории отчитался перед ним в своей работе, а Феликс Трофимович спросил, зачем он мне нужен. «Не ждать же было целый год, пока Вы найдёте для меня время!» — возмутился я. «Вот именно, ждать!» И серьёзно: «Если бы и другие мои аспиранты не ждали, у меня было бы время и для тебя».
Знать о мире чуть больше, чем другие
— Зная тебя около 40 лет, не могу отделаться от чувства, что ты ведаешь о мире что-то большее, чем обычные зрячеслышащие. А чего не ведаешь, — можешь быстро «добрать»? Если чувство меня не обманывает, что же это «большее», и как оно становится доступным тебе?
— На такой вопрос чаще всего не знают ответа сами носители «большего», и либо отвергают подозрения, что они таковые носители, либо, если принимают эти подозрения, то склонны к мистическим объяснениям, дескать, Бог меня ведает, или какое-то, как называл это Даниил Андреев, вестничество, связь с провиденциальными или демоническими мирами, с мета- или инфракосмосом. Но я марксист-ильенковец, и мне не пристало впадать в мистику.
Работы Ильенкова полны подчёркиванием того, что люди должны быть представителями Рода человеческого как «мыслящего духа», человечества как разумной формы жизни. Отсюда отмеченная выше ильенковская пропитанность культурой.
Из книги Ильенкова «Об идолах и идеалах», из главы «Не идеал, а действительное движение», я извлёк для себя концепцию универсальных способностей, которые надо в себе развивать, чтобы стать подлинно коммунистической, гармонично, всесторонне развитой личностью. В сущности это концепция о способности учиться, как иронически пояснял Ильенков, «без особых трагедий», — учиться всему, чему понадобится или просто захочется.
Для этого нужно, во-первых, научиться грамотно, диалектически мыслить, овладеть теоретической, философской культурой.
Во-вторых, овладеть эстетической культурой, научиться чувствовать и создавать красоту.
В-третьих, овладеть этической культурой, по-человечески, нравственно относиться к себе и другим людям и вообще ко всему миру, не манипулировать людьми ради посторонних целей, а считать их самоценными, самоцельными…
В-четвёртых, овладеть физической культурой поддержания здоровья и работоспособности, что возможно, как я убеждён, даже в ситуации тяжелейшей инвалидности.
Выражаясь по-детски, то «большее», что ты во мне подозреваешь, — это просто-напросто неукротимое желание быть хорошим, вести себя хорошо. Не казаться хорошим в чьих-то глазах, не быть «как все», а действительно каждый миг жизни стараться вести себя действительно хорошо, всегда по возможности делать нравственный, человеческий, человечный выбор. И не оправдываться тем, что мир плохой и быть в плохом мире хорошим невозможно. Неправда. На протяжении всей истории человечества кому-то это всегда удавалось. Сократу. Спинозе. Толстому.
— Ты много, ярко и глубоко пишешь о саморазвитии. На фоне либо общих, либо коммерчески ориентированных разговоров на эту тему твои слова пробивают стену невнятного гула. Какое качество, которое ты развил в себе (понимаю, что их много), на твой взгляд, является главным?
— Затрудняюсь ответить. Выбрав меня в 1994 в первую добрую дюжину России, дети тем самым отметили во мне доброту. Сам я с детства был очень обидчив, и очень стараюсь не отталкивать от себя людей, даже когда они меня обижают, стараюсь как-то объяснять их поведение в их пользу, погодой, что ли (много метеозависимых, я сам такой), усталостью, недолюбленностью, неудовлетворённой потребностью в жалости, жалостью к себе… Короче, стараюсь не обижаться, а — сочувствовать, по возможности. Главное это или нет, но, пожалуй, самое актуальное сейчас.
Ещё всегда стремился быть исследователем, восходить от абстрактного к конкретному, быть зрячеслышащим если не физически, то интеллектуально, душевно и духовно. По возможности если не принимать, то пропускать реальность мимо себя, такую, как есть. Мол, проехали, живём дальше
Мы обращаемся к человечности
— Нас с тобой объединяет один философский учитель — Феликс Трофимович Михайлов. Его концепция «Обращения» — не только философско-психологическая. Она объединяет науки о человеке по предмету. И самого человека, «разобранного» жизнью, собирает в нечто целое. Что для тебя главное в понятии Обращения, если не считать образа жизни?
— Обращение в смысле — кто как обращается к себе и другим, с собой и другими. То ли человечно, то ли бесчеловечно. Способ обращения к себе и окружающим, с собой и окружающими, обращение как действование.
— Мы оба из 20 века. Уютно ли тебе в современной психологии?
— Я в ней полный невежда в смысле знания литературы. Спасибо специалистам за снисходительность. А я всю жизнь не совсем в шутку называю себя профессиональным дилетантом. Очень и очень многого не читал, и уже поздно навёрстывать. Так что я современной психологии не судья… Лишь бы она действительно в помощь была, а не манипулировала людьми.
— Ты любишь музыку и играешь на губной гармонике, все мечтаю с тобой сыграть блюз. А чему ты отдаешь предпочтение?
— Духовому и симфоническому оркестру. Иоганн Штраус, создатели старинных русских вальсов для духового оркестра, и марши люблю, поднимают настроение. И траурные марши тоже. Помогают держаться, «выносить напряжение противоречия» (Гегель, любил это цитировать Ильенков). Бетховена, Вагнера, Грабара, Шопена…
— Вокруг тебя много детей и молодежи. Что ты пожелал бы им? В общем, пожелание будущему…
— То же, что и себе — стараться как можно чаще делать человечный выбор. Это значит — как можно чаще быть разумным и действовать разумно. Не обобщать, что мир такой-сякой. Не мир, а отдельные люди в той или иной передряге / переделке. Уметь и стараться сочувствовать, хотя понятно, что не всегда возможно, далеко не все заслуживают сочувствия… Спасибо за интересные вопросы.
— Спасибо за то, что ответил, хотя я закидал тебя ими накануне Юбилея, а ты продолжал отвечать на них и в юбилейный день. Как всегда — не дежурно. Если и несешь ты какое-то «дежурство», то это дежурство по человечности, человечному мышлению, человечным чувствам, человечным отношениям. Ты — бессменный на этом посту. Пусть будет долгим и счастливым твой пост!
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать