18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
Заметка о терапии творческим самовыражением (ТТСБ) ветеранов с хроническим ПТСР (с увечьями тоже)

Эта заметка дополняет мой прежний, не так давно опубликованный в «Психологической газете» очерк «К вопросу о реабилитации ветеранов, нуждающихся в психотерапии» [8].

В Клинических рекомендациях Минздрава РФ «Посттравматическое стрессовое расстройство» (2023 г.) [11] в разделе «3.3. Психотерапия» отмечено следующее. «Большое количество источников, показывающих эффективность КПТ (когнитивно-поведенческой психотерапии — М.Б.) связана скорее с возможностью в рамках научных исследований воспроизводить определённые техники, а не с безусловным приоритетом этого метода для пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством. Другие методы психотерапии, имеющие на сегодняшний день меньшую доказательную базу, могут быть не менее, а возможно в определённых случаях более эффективными, чем КПТ [120, 121]. Однако необходимо помнить, что дизайн доказательных исследований в психотерапии достаточно сложен и клиническая практика по многим параметрам отличается от научного эксперимента. При выборе того или иного метода на практике стоит учитывать особенности травматизации пациента с ПТСР, клинические, индивидуально-психологические характеристики и мотивацию пациента, доступность того или иного метода психотерапии [122]».

Отечественный метод ТТСБ, как предполагает многолетняя практика его успешного применения в России для помощи страдающим упорными не остропсихотическими тревожно-депрессивными расстройствами (в широком понимании), скорее всего, пригодился бы и в терапии тревожно-депрессивных пациентов с ПТСР. Многие наши тревожные, напряжённые, деперсонализационные пациенты называли метод «родным» за его связь с российской природой и российской духовной культурой.

Метод достаточно прост — для элементарного понимания его существа и элементарного практического применения психотерапевтом и клиническим психологом для лечения наедине и в полудомашней психотерапевтической группе. Но в своём глубинном понимании и применении в случаях особой клинической душевной сложности пациентов метод не так прост. Как и метод рациональной психотерапии Дюбуа, метод консторумского душевного активирования и другие методы [1–6, 8–9].

Метод-школа (ТТСБ), прежде всего, обращает внимание творчески (по-своему) выражающих себя пациентов на то, что люди — разные своими природными характерами, воспитанием Кому-то более по душе , созвучнее картина Шишкина, кому-то — Борисова-Мусатова. Кому-то более по душе рассказ Шукшина, кому-то — Распутина. У кого-то больше общего с сосной, у кого-то с осиной. Кто-то тянется собирать марки, кто-то монеты, кто-то предпочитает, прежде всего, общаться со своей собакой или ловить рыбу. Кто-то стремится изучать историю своей страны с древних времён или путь своего рода. Постепенно входим по этим тропам в изучение характеров, душевных трудностей и расстройств — вплоть до тонкостей (в некоторых случаях). И постепенно начинаем постигать себя, людей, мир исходя из природы характеров. Постигать своё, сообразное своей природе, предназначение в жизни, свой смысл. Даже через сравнение двух растений, двух марок: «моё» и «не моё». Постепенно (или вдруг, неожиданно) открывается глубинная особенность своего мироощущения. Не обязательно — какого-то истинно религиозного. Это может быть и земное посильное служение людям, Добру.

Важнейшее в этом психотерапевтическом процессе — то, что, всё более чувствуя себя собою (в общении с близким тебе в природе, в людях, в культуре), проникаешься светом творческого вдохновения. Творчество, всегда помним, — выполнение какого-то дела (даже «пустякового»), но по-своему. Это «неповторимо по-своему» и освещает душу смыслом, любовью к жизни, радостью самособойности, уникальности — даже, может быть, в самом грустном твоём положении. Притом с чувством реальной обретённой, найденной общественной полезности. Это вдохновение (свет Добра) — самая суть терапии творчеством, исходя из характеров. Вдохновение, кстати, одни люди чувствуют как изначально духовное (подлинную духовную реальность), другие — как свет земной плоти, а третьи — смешанно.

Когда же человек, познавший особую радость творческого вдохновения (или даже ещё до этого), начинает писать стихи, рассказы, читать их в группе творческого самовыражения с самоваром, свечами, а его товарищи показывают живописные свои картины, творческие фотографии, исполняют собственные песни — тогда вдохновение мягко наполняет всю гостиную. Смысл жизни, Творчество способны осветить изнутри даже тяжело увечных.

Всё это не есть обучение, например, стихосложению, а психотерапевтическая помощь узнать, постичь себя, в том числе, для поэтического (по-своему) творчества, если к нему расположен природой. Вот мы знакомим пациентов с притчей Гессе «Поэт». Китайский юноша замкнуто-углублённого склада тянется к совершенству в поэзии. Он чувствует великолепие земной жизни и, в то же время, испытывает «тайные желания чужака». Понимает, что станет истинным поэтом только тогда, когда этот мир «тайных желаний чужака» (изначальный духовный мир — М.Б.) «отразит» в своих стихах. В «этих отражённых картинах он собственноручно воссоздаст и увековечит для себя этот мир». Старец в своей далёкой хижине учит его этому (учит особым образом играть на лютне). Юноша, наконец, «ощутил», что «рождён поэтом». Ощутил, что в его мечтах «живёт красота и возвышенность, которые тщетно искать в явлениях действительности» [2, с. 241–242]. Что здесь произошло? Юноша обрёл особое глубокое вдохновение, почувствовал, осознал себя истинно собою. Человеком, для которого превыше всего изначальная духовная Гармония. Аутистическим собою. Важно уточнить, показать с помощью слайдов (в том числе, китайской живописи), что это переживание изначальной Гармонии может выразиться поэтически в создании стихотворения у поэта и в создании мыслительной гармонии (концепции) у учёного. И самое важное — объяснить, что это только один из характерологических способов поэтического и научного творчества. Творчества аутистического (идеалистического). У Пушкина, Саврасова, Дарвина — это уже другая (такая же прекрасная) характерологическая — земная, реалистическая (в принятом понимании) гармония. Отсюда идут нити к христианской, мусульманской Гармонии, к суровой прозе писателей, рассказывавших о войне (Андрей Платонов), писателей-сибиряков (Валентин Распутин) [2, с. 345–351].

Найти духовное существо себя и жить всю оставшуюся жизнь более или менее вдохновенным собою с посильной общественной полезностью — это больше и по-другому, нежели «лечение увлечениями». Это — с помощью (в данном случае) психотерапевтического метода обрести, построить свою, быть может, счастливую творческую жизнь. Хотя бы немного приблизиться к ней. Некоторые страдающие будущие писатели, художники, музыканты, коллекционеры и другие творческие от природы люди способны совершить замечательное «строительство» своей творческой жизни и без психотерапевта. А у многих жизнь складывается так сложно, что им необходимо помочь.

Предварительный, начальный список тематических лечебных занятий см. — 12, с. 42–57.

Из всего вышесказанного, думается, понятно, что в наше время метод особенно важен для душевно страдающих комбатантов (сражавшихся) с увечьями. Только хорошо бы оставшаяся рука могла писать, рисовать. Хотя бы с помощью современного протеза. И тем более всё это насущно для ветеранов, дефензивных душой, склонных тягостно переживать свою неполноценность, ненужность людям в своём беспомощном состоянии. ТТСБ вообще показана страдающим дефензивным людям (с переживанием своей неполноценности с воображаемой ещё и виноватостью).

Метод способен побудить к творчеству. Порою ничего больше уже и не остаётся — для того чтобы жить по-человечески.

Осталось сказать, что многое из всего этого важно знать и близким ветерана. Как и то, что пуще всего следует тревожиться, как бы возможное самовольное «самолечение» ветерана от душевных переживаний не пошло по дороге алкоголя и наркотиков. Возможно, некоторым пособием по профилактике зависимостей может служить здесь руководство «Терапия творчеством и алкоголизм» [2].

Тревожно-депрессивные люди обычно предрасположены к творчеству. Творчество их лечит, помогая чувствовать себя собою здоровым, более спокойным.

Метод (ТТСБ), по мере сил, развивает, совершенствует приёмы традиционной в России клинической классической психотерапии (ККП). О краткой истории ККП см. — 4, 7.

Когда размышляем с пациентами о терапии созданием собственных творческих произведений внутри ТТСБ, нередко поднимается печально-дефензивный вопрос примерно такого содержания. «Да куда мне, бездари, писать рассказы и рисовать картины?» Отвечаю на это так. Ницше считал, что «нужны и плохие писатели — для плохих читателей». Не могу с этим согласиться, потому что не знаю, кто здесь «плохой писатель» и кто — «плохой читатель». Нужны все писатели, произведения которых, проникнуты добром и созвучны читателям. Читателям, переживающим эти произведения и благодарным за них.

Между прочим, это можно сказать не только о писателях, но и о психотерапевтах, о психотерапии вообще.

Для групповой работы по методу желательна просторная комната (психотерапевтическая гостиная) с растениями, аквариумом. Не нужно сложных трудоёмких психотерапевтических техник. Только человечность, психотерапевтический клиницизм и неравнодушие к творчеству, духовной культуре (особенно российской).

Литература

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. — 487 с.
  2. Бурно М.Е. Терапия творчеством и алкоголизм. О предупреждении и лечении алкоголизма творческими занятиями, исходя из особенностей характера (Практическое руководство для врачей, психологов, педагогов, специалистов по социальной работе, социальных работников). — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2016. — 632 с.
  3. Бурно М.Е. О характерах людей (Психотерапевтическая книга). — изд.7-е, испр. и доп. — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2019. — 592 с.
  4. Бурно М.Е. К истории самобытной отечественной психотерапии // Психологическая газета, 14 марта 2021 г.
  5. Бурно М.Е. Первый шаг в терапию творческим самовыражением // Психологическая газета, 20 апреля 2021 г.
  6. Бурно М.Е. Коротко о терапии творческим самовыражением (ТТСБ) // Психологическая газета, 24 апреля 2022 г.
  7. Бурно М.Е. Краткая история Клинической классической психотерапии (ККП) // Профессиональная психотерапевтическая газета, 2022, вып. 9.
  8. Бурно М.Е. К вопросу о реабилитации ветеранов, нуждающихся в психотерапии // Психологическая газета, 17 января 2023 г.
  9. Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. Практикум по Терапии творчески самовыражением (М.Е. Бурно). — М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2018. — 200 с.
  10. Краткосрочная Терапия творческим самовыражением (метод М.Е. Бурно) в психиатрии: коллективная монография / под ред. М.Е. Бурно и И.Ю. Калмыковой. — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2015. — 240 с.
  11. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клинические рекомендации Минздрава РФ (2023) // Психологическая газета, 2 марта 2023 г.
  12. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А Добролюбовой. — М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. — 880 с.
Комментарии
  • Валерий Павлович Белянин
    24.06.2023 в 12:44:23

    Глубокоуважаемый Марк Евгеньевич,

    скажите пожалуйста, как Вы предлагаете осуществлять переход
    к "российской духовной культуре",
    к "проникновенью светом творческого вдохновения",
    к "познанию особой радости творческого вдохновения",
    к "посильной общественной полезности"

    от того состояния (в широком понимании), в котором человек находился до того, как он стал "комбатантом",
    а затем стал "комбатантом",
    прошёл через всё, что он прошёл,
    получил ПТСР,
    а потом стал "ветераном".

    На что Вы предлагаете опираться в его докобматном опыте, усиленным комбатным?

    Как Вы описываете (содержательно) причины "душевные страдания" на каждом этапе?

    И как Вы помогаете ответить на вопрос об "общественной полезности" комбатности?

    Спасибо.

      , чтобы комментировать

    • Александр  Шмелев
      Александр Шмелев
      Москва, Россия
      25.06.2023 в 12:44:59

      Уважаемый Марк Евгеньевич!

      Я крайне мало интересовался раньше этим направлением в деятельности психологов-психотерапевтов. Но в нем есть и высокий гуманизм, и глубокий... научно-эвристических потенциал, как мне теперь кажется. Считаете ли Вы, что занятия такого рода должны быть сориентированы у разных людей на разные "модальности"? У визуалов - на изобразительное искусство, у музыкальных людей - на музыкальное творчество, а вербальным людям хорошо было бы начинать хотя бы "вставлять в рифму" слова в уже написанные "стихи с пропусками". В последнем случае я вижу ясней, как подводящие упражнения облегчают начало пути... Спасибо!

        , чтобы комментировать

      , чтобы комментировать

      Публикации

      Все публикации

      Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

      Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»