16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024
Поздравляем Мухамеда Каншобиевича Кабардова с юбилеем!

6 апреля 2023 года празднует день рождения Мухамед Каншобиевич Кабардов, доктор психологических наук, профессор, билингв, выпускник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области образования, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, член Ученого совета Психологического института Российской академии образования, член диссертационного совета Психологического института РАО, член редколлегий электронного специализированного научно-практического издания «Психолого-педагогические исследования» (г. Москва, МГППУ), журналов «Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. Серия: Педагогика и психология» (г. Орехово-Зуево, ГГТУ), «Научный результат. Педагогика и психология образования Белгородского государственного национального исследовательского университета» (г. Белгород, БелГУ), член редсовета научного рецензируемого журнала Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина «Психолого-педагогический поиск» (г. Рязань, РГУ им. С.А. Есенина), заместитель руководителя, член бюро секции «Дифференциальная психофизиология и нейропедагогика» Федерации психологов образования России.

В разные годы работал в различных образовательных учреждениях — школах, институтах, университетах. Был деканом спецфакультета практической психологии (филиал МГУ им. М.В. Ломоносова) при КБ ИПК (г. Нальчик), доцентом кафедр психологии РГСУ и МГПУ (им. В.И. Ленина), профессором кафедры когнитивной и дифференциальной психологии УРАО, кафедры возрастной психологии МГППУ, кафедры психофизиологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедры общей психологии и психологии труда РГСУ, кафедры дифференциальной психологии МГППУ. Заведовал кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Занимал должность заместителя директора ПИ РАО. В настоящее время является профессором психолого-педагогического факультета МОГПИ (г. Орехово-Зуево), Белгородского госуниверситета (г. Белгород).

Мухамед Каншобиевич Кабардов — ученый с мировым именем в сфере интегративной нейрофизиологии и новых концепций обучения и становления личности.

Научные интересы: проблематика общей и дифференциальной психологии, психофизиология, педагогическая психология и психолингвистика, общая и дифференциальная психология, нейропсихология, когнитивные коммуникативные способности, задатки, языковая компетентность, одаренность, индивидуальность, личность, образовательные технологии.

В рамках программы Министерства образования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» и подпрограммы «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования системы образования М.К. Кабардовым разработан проект «Содержание и научно-методические особенности работы с одаренными детьми в массовых образовательных и воспитательных учреждениях (на материале лингвистической одаренности)».

Результаты фундаментальных исследований по психофизиологии индивидуальных различий и изучению межфункциональной асимметрии больших полушарий мозга, а также практические и психолого-педагогические разработки М.К. Кабардова легли в основу: а) авторских спецкурсов для студентов психологических факультетов и слушателей факультетов практической психологии; б) разработки и внедрения концепции переподготовки учителей и практических психологов в системе образования (по заказу MHO КБР, Нальчик). М.К. Кабардовым в должности главного редактора организована научно-практическая серия «Библиотека психолого-педагогической литературы» в помощь практическим психологам, педагогам, родителям, а также подросткам.

М.К. Кабардов разрабатывает проблемы технологий обучения и индивидуальных стратегий усвоения языка: а) взаимосвязь природных и социально-психологических факторов при формированиях иноязычно-речевых способностей; б) взаимосвязь и взаимообусловленность типов обучения иностранным языкам (ИЯ) и индивидуальных стратегий (стилей) усвоения знаний.

Новизна подхода М.К. Кабардова состоит в исследовании неразрывной связи трехфакторной модели образовательной технологии «учитель — метод — ученик». Получены материалы, конкретизирующие представления о природе познавательных и коммуникативных способностей в разных системах обучения — «традиционной» или «интенсивной» (коммуникативной, суггестопедической). Показана неоднозначность роли этих способностей и их природных предпосылок в разных условиях обучения, в различные возрастные периоды.

М.К. Кабардовым разработаны диагностические методики для выявления типов языковых способностей, стилей овладения иностранными языками. В лабораторных условиях обнаружены психофизиологические корреляты этих способностей — ЭЭГ-индикаторы свойств нервной системы, особенности межполушарной асимметрии, составляющие природную основу типов овладения родным и иностранным языком. По результатам исследований М.К. Кабардовым выделены 3 типа овладения ИЯ с устойчивыми индивидуально-психофизиологическими характеристиками (симптомокомплексами), проявляющимися в степени избирательности в отношении одной из доминирующих форм активности — коммуникативно-речевой, когнитивно-лингвистической, смешанной (коммуникативно-лингвистической). Эта типология получила признание как среди научных, так и практических работников системы образования. Показано, что своеобразие их мастерства, доминирующий стиль преподавания и общения с учащимися во многом обусловлены различным сочетанием типологических свойств нервной системы и характером направленности — познавательной или коммуникативной.

В области дифференциальной психологии и психофизиологии М.К. Кабардовым получены материалы, конкретизирующие представления о природе познавательных и коммуникативных способностей в разных системах обучения. Результаты исследований получили признание как среди научных, так и практических работников в системе образования.

М.К. Кабардов участвовал в грантах, руководил и продолжает руководить исследованиями по следующим направлениям:

  • РГНФ 2003–2005 №03-06-00144а «Исследование гуманитарной и естественной направленности учащихся в целях совершенствования дифференциации обучения»
  • РГНФ 2006–2008 №06-06-14025г «Международная научно-практическая конференция: «Развитие научного наследия Бориса Михайловича Теплова в отечественной и мировой науке (к 110-летию со дня рождения)». 15-16 ноября 2006 г.»
  • РГНФ 2009–2010 №09-06-00646а «Исследование коммуникативных способностей как предикторов профессиональной компетентности специалистов социономических профессий»
  • РГНФ 2011 №11-06-14058г «Международная научно-практическая конференция: Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии»
  • РГНФ 2011–2012 №­­11-06-00646а «История и направления исследований чтения и грамотности в Психологическом институте РАО (к 100-летию Института)».
  • РФФИ 2019–2023 №19-29-14177 «Динамика нейрокогнитивного, эмоционального и личностного развития подростков в условиях системной цифровизации школьного образования».

М.К. Кабардов является победителем в престижном психологическом конкурсе «Золотая Психея»:

Его заслуги отмечены наградами:

  • Премией Президента Российской Федерации за разработку проекта «Теоретико-экспериментальная модель общих и специальных способностей человека и их задатков» (Указ 30 ноября 2001 г. №1374)
  • Почетной грамотой Министерства образования Российской федерации (Приказ от 08 апреля 2004 г. №113-87)
  • юбилейной медалью ФНПР «100 лет Профсоюзам России» (24 ноября 2004 г.)
  • медалью К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук (3 сентября 2007 г. №1645)
  • медалью Г.И. Челпанова 2-й степени
  • благодарностями КБР и Министерства науки и образования РФ и др.

Автор свыше 230 публикаций, имеющих высокие индексы цитирования в российский (РИНЦ) и международных базах (WoS, Scopus) по различным направлениям исследований, отражающих междисциплинарный подход исследователя и широту его научных интересов.

Коллектив лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО всемерно благодарен Мухамеду Каншобиевичу за возможность работать под его началом, участвовать в его научных проектах и ценит профессора М.К. Кабардова как уникального человека, готового помочь в любых сложных научных и жизненных ситуациях!

От души поздравляем Мухамеда Каншобиевича с юбилеем, желаем благополучия, здоровья и реализации новых творческих планов!

***

Алексей Константинович Осницкий, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО:

Дорогой Мухамед Каншобиевич!

Поздравляем с днем рождения! Вот и наступили 75 лет — возраст зрелого и мудрого мужчины, убеленного сединой. А душа молода, ищет новых исследований, старается сплотить нас в лаборатории на решение новых задач.

Мухамед Каншобиевич — истинный держатель и продолжатель традиций Б.М. Теплова, развивающий его идеи. Приверженность классической школе позволяет ему отстаивать научные интересы, разрабатывать свое направление, а не следовать сиюминутной моде.

Совместные мероприятия незабываемы. Мы помним и поездку на Иссык-Куль, в Судак, в любимую Вами Рязань и многие другие города. В Рязани Вас особенно почитают за любовь к И.П. Павлову.

В музее Ивана Петровича, когда М.К. Кабардова сфотографировали рядом с бюстом Нобелевского лауреата, — получилось почти полное портретное сходство.

Разнообразен круг тем, в которых мы участвовали: круглые столы по обсуждению проблем языка, истории России, конфликтности в мире и т.п. Специально отметим Вашу грандиозную позицию в организации круглых столов в нашем институте.

В институте — он всегда мил и обожаем женщинами. Умеет подчеркнуть достоинства каждой, не нарушая ее личных границ.

В лабораторию, руководимую Вами, часто забегают «на огонек» сотрудники других лабораторий и других институтов. Вы центр притяжения людей — человек, имеющий искренний интерес к людям, их чаяниям, поиску личностного и профессионального пути. Ваше гостеприимство и желание помочь высоко ценятся.

Ваши таланты безграничны. По возможности Мухамед Каншобиевич договаривался с консерваторией и принимал участи в организации концертов.

Душевных сил Вам, терпения и долгой плодотворной работы!

***

Елена Дмитриевна Божович, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии

Научные интересы М.К. Кабардова лежат в нескольких областях. Как ученик и последователь Б.М.Теплова, он увлеченно и плодотворно занимается проблемами развития способностей. Он внес значительный вклад в разработку дифференцированного подхода к развитию одного из сложнейших психических образований — языковой способности. Причем речь идет об условиях и факторах овладения иностранными языками.

Психология и педагогика серьезно занимались проблематикой преподавания иностранных языков и родного языка как иностранного, поэтому, казалось бы, это вдоль и поперек «изъезженная территория». Однако бесспорная новизна и оригинальность исследований Мухамеда Каншобиевича состоит в том, что ему удалось объединить воедино психофизиологические, лингвистические и методические аспекты процесса обучения иностранным языкам. В его исследовании выявлены совокупности индивидуальных особенностей, от которых зависят разные стратегии овладения иностранными языками и различия в способностях к ним. Описаны два основных типа этих способностей: коммуникативный (или иначе — коммуникативно-речевой) и лингвистический (или иначе — когнитивно-лингвистический). Эти типы способностей определяются широким кругом индивидуальных различий (свойствами нервной системы, соотношением произвольных и непроизвольных познавательных процессов, вербального и невербального интеллекта). Таким образом, языковая способность проанализирована им как часть очень широкой психологической системы — индивидуальности.

Вместе с тем, деятельность Мухамеда Каншобиевича не ограничивается проведением глубоких исследований; он проявил себя как энергичный, неутомимый организатор практической работы психологов. В 80-х годах прошлого века М. К. Кабардов наладил подготовку школьных психологов на своей малой родине — в Кабардино-Балкарии. Это потребовало от него много времени и усилий в разных направлениях.

Во-первых, ему удалось собрать сильную команду из нас — психологов ПИ РАО; мы отправлялись в Нальчик (кто на время отпуска, кто в форме командировки) и проводили лекционные и семинарские занятия с молодыми педагогами из школ этой республики. Им предстояло построить и осуществлять психологическую службу в их образовательной системе.

Во-вторых, собрать состав заинтересованных слушателей наших курсов — это тоже не пустячная задача, поскольку не все они были жителями Нальчика; многие приезжали из горных сел, а это связано с расписанием транспорта, который, как известно, под пассажиров не подстраивается. И тем не менее, недостатка в слушателях у нас не было, работали всегда с полной аудиторией. Надо отметить, кстати, что они не были людьми, которые пассивно усваивают информацию; нам задавали множество вопросов, часто трудных, но педагогически важных. Наконец, под нашим руководством слушателями курсов был выполнен ряд дипломных работ, которые представляют собой полноценные психолого-педагогические исследования. Я и сейчас ссылаюсь в некоторых своих публикациях на данные, полученные моими дипломниками.

В-третьих, для такой организации невозможно действовать просто «от себя», по собственной инициативе; Мухамеду Каншобиевичу удалось выйти на министерство просвещения республики и выстроить эту работу не формально как сотрудничество столичного НИИ с региональной образовательной системой, а как сложное дело, нужное и науке, и практике.

И, в-четвертых, были созданы все условия для нашей работы и повседневной жизни в Нальчике: хорошие светлые аудитории, небольшие расстояния от гостиниц до школ, в которых мы вели занятия, наконец, удобные номера в самих гостиницах. Да и вечерами находили время погулять в парке прекрасного, уютного города!

До сих пор с благодарностью Мухамеду Каншобиевичу и большим удовольствием вспоминаю этот период своей работы.

***

Юлия Николаевна Гут, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО:

Дорогой, глубокоуважаемый Мухамед Каншобиевич!

Примите мои самые искренние поздравления в свой юбилей и пожелания благополучия во всех делах и начинаниях! Великий ученый и Замечательный человек! Много лет я работаю вместе с Вами и продолжаю учиться у Вас мудрости и терпению, выдержке и устойчивости в сложных ситуациях. Благодарю судьбу за наше знакомство, за возможность быть рядом и учиться всему у Вас! Желаю Вам доброго здоровья, душевного равновесия, оптимизма, бодрости и долгих лет жизни! Пусть Вас окружают дорогие и любимые люди, а коллеги и ученики радуют своими профессиональными успехами. Надеюсь на продолжение нашего давнего плодотворного сотрудничества.

С уважением и теплыми чувствами, Гут Юлия Николаевна

***

Юлия Павловна Кошелева, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии Московского государственного лингвистического университета:

Мухамед Каншобиевич Кабардов — уникальный человек во всех смыслах. Это и ученый с мировым именем, сумевший защитить докторскую диссертацию сразу по двум направлениям: по специальностям 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.07 — педагогическая психология. Его умение соединять разное в одном характеризует, с одной стороны, дифференцированный подход ко всему, что его окружает, а с другой — междисциплинарный подход, который показывает, насколько все взаимосвязано. Его девиз «Дифференциация без дискриминации!» как нельзя лучше доказывает его бережное отношение к индивидуальности человека.

М.К. Кабардов является непосредственным учеником Евгении Давыдовны Хомской и Александра Романовича Лурии. В свое время они заметили талантливого молодого ученого и дали ему шанс развивать идеи отечественной научной школы. И он с честью и достоинством продолжил идти выбранным путем, продемонстрировав творческое углубление научного поиска. В настоящее время он создает новые векторы исследований, его идеи вдохновляют сотрудников на новые проекты.

Мухамед Каншбиевич — хороший организатор. Например, когда он руководил Центром переподготовки школьных психологов Кабардино-Балкарии, он смог привлечь туда профессорско-преподавательский состав МГУ и ПИ РАО, что тогда воспринималось недосягаемой высотой.

С его помощью в 2021 году была учреждена приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18.11.2021 г. №686 медаль «Борис Теплов».

Сам Борис Михайлович Теплов, основатель дифференциальной психологии у нас в стране, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями Ушинского и «За оборону Москвы». Его знаменитая книга «Ум полководца» подчеркивает важность личностных качеств и выбора человека как субъекта деятельности, который творит и оценивает происходящее. Развивая идеи Б.М. Теплова, М.К. Кабардов подчеркивает необходимость учета индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса, умения использовать метод обучения, адекватный не только его задачам, но и подходящий для субъектов образования.

М.К. Кабардов — хороший друг и наставник. Это очень надежный человек, который поддерживает разных людей в трудные периоды их жизни, помогает им развиваться личностно и профессионально. Каждый человек, кто знаком с Мухамедом Каншобиевичем, знает, что он не подведет, его слово — закон, его участие в жизни других — продолжение его самого. Вот почему вокруг него всегда много людей, жизнь кипит, и для каждого найдется место.

Все развиваемые им идеи он подтверждает личным примером. Он хорошо поет. Его Благородство и Духовность никому ничего не навязывают, но помогают многим идти по жизни.

***

Ирина Игоревна Осадчева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО:

Мухамед Каншобиевич является создателем психологической службы в Республике Кабардино-Балкария!

Благодаря его дипломатическому таланту, кавказскому размаху и научной прозорливости была реализована программа подготовки школьных психологов. Научный потенциал Психологического института, факультета психологии МГУ и ряда ведущих специалистов страны позволил создать мощную психологическую службу, которая и сегодня является одной из эффективных психологических структур в России. Благодаря высочайшему профессионализму многие практические психологи, подготовленные с участием Мухамеда Каншобиевича, были приглашены на руководящие должности в министерства и ведомства КБР, стали руководителями образовательных учреждений, более 15 человек защитили кандидатские диссертации, многие были приглашены в высшие учебные заведения преподавателями психологии.

Если бы не он, этого бы не было! Огромное спасибо!

А еще удивляет и восхищает его умение уделить внимание каждому человеку и сказать слова поддержки!

Здоровья и долгих лет научному творчеству! Редкий человек, правда.

***

Зарема Залимхановна Жамбеева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО:

Поздравляю Мухамеда Каншобиевича с 75-летием! Хочется сказать несколько слов о юбиляре как об ученом и коллеге.

Познакомились мы у истоков моего психологического образования, около 30 лет назад. Мне посчастливилось познакомиться с Мухамедом Каншобиевичем Кабардовым в самом начале моего обучения психологии. Его лекции по дифференциальной психологии было интересно слушать, их отличала нескучная подача с практическими примерами. Мухамед Каншобиевич великолепный оратор и яркая личность.

Под его руководством была написана моя диссертационная работа. Он прекрасный наставник и вдохновитель в научной работе. Мухамед Каншобиевич оказал на меня большое влияние в плане становления моей профессиональной деятельности.

Участвовала под его руководством в научных проектах в течении 17 лет. Он много и превосходно работает, на него можно положиться и быть уверенной в нём. Широкий кругозор, начитанность, эрудиция, умение работать с любым сложным материалом — его достоинства можно долго перечислять. Мухамед Каншобиевич очень человечный и щедро делится своими знаниями и опытом.

В день Вашего юбилея желаю Вам, Мухамед Каншобиевич, здоровья и сил для осуществления своих научных планов, творческой активности, интересных проектов, хороших учеников!

***

Асиет Кадырбечевна Беданокова, младший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО:

От всей души поздравляю руководителя нашей лаборатории Мухамеда Каншобиевича Кабардова с днем рождения! Мне невероятно повезло встретить на своем жизненном пути настолько великодушного, тонко чувствующего, внимательного коллегу, превосходного собеседника. Восхищает, насколько разносторонние у нашего руководителя интересы в сфере науки и искусства. Нельзя не отметить значение его концепции «учитель — метод — ученик» для реализации принципа индивидуального подхода в образовании. Мухамед Каншобиевич поддерживает нас в реализации наших новых идей, находит возможности для их воплощения.

Уважаемый Мухамед Каншобиевич! Желаем и дальше развивать свои идеи в науке, крепкого здоровья, творческого долголетия, бодрости духа и благоприятного соответствия условий всем поставленным задачам!

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • В день рождения Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «...главное событие — это сама Юлия Гиппенрейтер»
    25.03.2024
    В день рождения Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «...главное событие — это сама Юлия Гиппенрейтер»
    «...общение с Гиппенрейтер дает надежду об огромном потенциале человека, мир как будто раздвигает границы».
  • Ко дню рождения М.Е.Бурно, автора-создателя психотерапевтического метода-школы терапии творческим самовыражением и характерологической креатологии
    14.03.2024
    Ко дню рождения М.Е.Бурно, автора-создателя психотерапевтического метода-школы терапии творческим самовыражением и характерологической креатологии
    «Своей научной и практической работой, длящейся уже более полувека, Марк Евгеньевич Бурно создал поистине новое пространство … в клинической классической психотерапии, новый мир смыслов — Терапию творческим самовыражением и Характерологическую креатологию».
  • Поздравляем Марка Евгеньевича Бурно!
    14.03.2024
    Поздравляем Марка Евгеньевича Бурно!
    14 марта 2024 года — юбилей М.Е.Бурно, доктора мед. наук, профессора, психиатра, психотерапевта, основателя уникального метода-школы психотерапии — Терапии творческим самовыражением (ТТСБ). Марка Евгеньевича поздравляют коллеги и ученики...
  • «Марк Евгеньевич был в моей жизни всегда»
    14.03.2024
    «Марк Евгеньевич был в моей жизни всегда»
    «Марк Евгеньевич помогает нам тоньше и профессионально-гуманистически осмыслять происходящее …, и это добавляет уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне, создает ощущение и поддерживает веру, что гуманизм и духовная сила нашей профессии не перестанет быть».
  • Быть собою
    14.03.2024
    Быть собою
    «Высокого роста, большой и легкий, автор ТТСБ ходил стремительной юношеской походкой, говорил негромким, мягким голосом, был самым вежливым изо всех москвичей, и в то же время в нем угадывалась наибольшая строгость. И чуть-чуть лукавинки добавить к этому».
  • С 8 Марта!
    08.03.2024
    С 8 Марта!
    Редакция «Психологической газеты» поздравляет читательниц с Международным женским днем! Коллеги, в сложные времена вы в своей профессиональной роли становитесь особенно важной опорой для всего общества, не переставая быть поддержкой и для своих близких.
  • С Днем защитника Отечества!
    23.02.2024
    С Днем защитника Отечества!
    В День защитника Отечества редакция «Психологической газеты» поздравляет военных психологов и всех тех, кто всегда готов быть защитой и надежной опорой для своей Родины, семьи, родных и близких!
  • Человек, которому больше всех надо. К юбилею Александра Григорьевича Асмолова
    22.02.2024
    Человек, которому больше всех надо. К юбилею Александра Григорьевича Асмолова
    Личность как «возможный-невозможный человек» — вот кто находится в фокусе внимания А.Г. Асмолова. Отвечающий не готовыми, пусть сложными, реакциями на замысловатые стимулы, а непредсказуемостью — на любую неопределенность мира, которую он же в мир и привносит.
  • Поздравляем Надежду Владимировну Клюеву!
    22.02.2024
    Поздравляем Надежду Владимировну Клюеву!
    Н.В. Клюеву, доктора психол. наук, создателя и руководителя кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ, Региональной ассоциации психологов-консультантов, поздравляют друзья и коллеги…
  • Поздравляем Александра Григорьевича Асмолова!
    22.02.2024
    Поздравляем Александра Григорьевича Асмолова!
    А.Г. Асмолов — академик РАО, лектор и публицист, создатель отечественной психологии личности, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В.Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС... В день юбилея — слова коллег, учеников, друзей.
  • Поздравляем Александра Георгиевича Шмелева!
    15.02.2024
    Поздравляем Александра Георгиевича Шмелева!
    15 февраля 2024 г. — юбилей А.Г.Шмелева, доктора психол. наук, заслуженного профессора МГУ, основателя группы компаний «Гуманитарные технологии», одного из самых известных специалистов в области психосемантики, психодиагностики и психометрики.
  • Поздравляем Ольгу Ивановну Муляр!
    03.02.2024
    Поздравляем Ольгу Ивановну Муляр!
    3 февраля — юбилей О.И. Муляр, директора Института «Иматон», председателя программного комитета Саммита психологов и Зимнего фестиваля практической психологии, члена Большого жюри Национального конкурса «Золотая Психея». Ольгу Ивановну поздравляют коллеги…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»