16+
Выходит с 1995 года
23 апреля 2024

Кто есть кто

Елена Дмитриевна Божович

Елена Дмитриевна Божович

Москва

Доктор психологических наук, старший научный сотрудник.

Профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета. Ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, член Ученого совета Психологического института РАО.

Член Российского общества психологов.

В 1961 г. окончила Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской (по специальности «Учитель русского языка и литературы»).

В 1975 году защитила диссертацию на тему «Исследование умственной деятельности школьников в процессе обучения их решению задач по образцам», в 2016 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие языковой компетенции как психологической системы (на материале русского языка как родного)».

С 1963 г. - лаборант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, зав. лабораторией (с 1992 г.) НИИ ОПП АПН СССР (ПИ РАО), руководила группой «Психология учения» лаборатории психологии саморегуляции ПИ РАО.

1983-1995 гг. - психолог-консультант в школе №1265 г. Москвы.

1995-2010 гг. - член ученого совета по защитам кандидатских диссертаций при ПИ РАО.

С 1995 г. - профессор кафедры педагогической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

2005-2007 гг. - психолог-консультант лингвистической гимназии №1527 г. Москвы.

Научные интересы:

  • психология обучения школьника
  • соотношение процессов обучения и психического развития ребенка
  • детская психолингвистика
  • развитие школьника как субъекта учения
  • развитие школьника как носителя родного языка
  • становление языковой компетенции

Научная деятельность.

Занимается проблемами развития школьника как субъекта учения и как носителя родного языка. Ею разработана концепция развития языковой компетенции ребенка, исходные положения которой подтверждены полученными эмпирическими данными. По теме исследования опубликованы две индивидуальные монографии и ряд статей, разработаны учебные пособия.

Кроме того, Е.Д. Божович создала концепцию развития школьника как субъекта учения.

Читает курсы:

  • Педагогическая психология
  • Развитие языковой компетенции современного школьника

Основные публикации: автор более 140 работ, в том числе

  • Божович Е.Д. Языковая компетенция ребенка: структура, динамика развития, возрастная и индивидуальная вариативность (на материале русского языка как родного). - Иваново: ЛИСТОС, 2022. - 372 с.
  • Божович Е.Д. Диагностика языковой компетенции школьников. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2021. - 187 с.
  • Личностные факторы развития позиции субъекта учения: колл. монография / Под ред. Е.Д. Божович. М. - СПб: Нестор-История, 2020, 366 с.
  • Bozhovich E. D. Crisis Periods in Development of Professional Identity in Late Teens and Early Youth // PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology. 2020. Vol. 17, No 7. P. 179-190.
  • Bozhovich, E. Motivation for the selective attitude of students towards school subjects. // Amazonia investiga. 2019. Vol. 8 N?m. 21 /Julio - Agosto 2019. P. 231-242.
  • Божович Е.Д. Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников. М.: Юрайт, 2019. 106 с.
  • Божович Е.Д. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: Материалы XIII Международной научно-практической конференции 6-8 июля 2017 г. Смоленск, 2017. С. 61-64.
  • Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи: Колл. монография. / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Памятники исторической мысли, 2013. - 292 с.
  • Божович Е.Д. Генезис позиции субъекта учения // Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Памятники исторической мысли, 2013. С. 13-50.
  • Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников // Психологическая наука и образование. 2013. №5.
  • Способ учебной работы - условие и продукт познавательной деятельности школьника: психодидактические аспекты / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Канон+, 2009. - 399 с.
  • Божович Е. Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки: психодидактический аспект: Монография. - М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2008.
  • Божович Е.Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
  • Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. 2007, №2. С. 5-15.
  • Божович Е.Д. Семантико-коммуникативный аспект речевой компетентности подростков // Языковое сознание: парадигмы исследования / Под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. М. - Калуга, 2007. С. 208-229.
  • Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Per Se, 2005. - 399 с.
  • Божович Е.Д. Краткий очерк развития практико-ориентированных исследований в психологии обучения // Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т. Т. 3. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 8-20.
  • Божович Е.Д. Диагностическая программа измерения языковой компетенции школьников // Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т. Т. 3. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 113-115.
  • Божович Е.Д. К проблеме структуры, динамики и условий развития позиции субъекта учения // Психолого-педагогическая наука практике современного образования / Под ред. М.Г. Ковтунович, С.Б. Малых. М.: ПЕР СЭ, 2004. С. 144-152.
  • Божович Е.Д. О некоторых тенденциях развития исследований по проблемам семантики речи // Детская речь: психолингвистические исследования / Под ред. Т. Н. Ушаковой – М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 38-47.
  • Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: Монография. М. - Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2002. - 286 с.
  • Божович Е.Д. Педагогическая психология // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М.: Большая советская энциклопедия, 1999. С. 124-126.
  • Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика, 1997, №2. С. 14-20.
  • Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии, 1997, №1. С. 33-44.
  • Божович Е.Д. Обучение и психическое развитие школьников // Учителю о психологии / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М. - Черноголовка: ЦКФЛ РАО, 1996. С. 78-98.
  • Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: психолого-педагогический аспект: Сборник научных трудов / под ред. Е.Д. Божович. - М. : Новая школа, 1995. - 93 с.
  • Божович Е.Д. Педагогические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика. 1991, №8. С. 60-64.
  • Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии, 1988, №4. С. 70-78.
  • Божович Е.Д. Психология учения и НОТ школьника: Учебная программа по психологии для школьников-подростков. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
  • Божович Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса // Вопросы психологии. 1986, №2. С. 100-103.
  • Божович Е.Д. Из опыта организации психолого-педагогического консилиума в школе // Вопросы психологии. 1983, №6. С. 81-87.
  • Божович Е.Д. Некоторые вопросы обучения по образцам // Вопросы психологии. 1980, №2. С. 135-139.
  • Божович Е.Д. Соотношение образца и правила в учебном процессе // Новые исследования в психологии. 1980, №2 (23). С. 60-64.
  • Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 39 с.
  • Божович Е.Д., Граник Г.Г. Русский язык: Программированный учебник и сборник упражнений. Обособленные второстепенные члены предложения. Ч. 1. М.: Педагогика, 1970.

Награды:

  • Вторая премия им. К.Д.Ушинского за цикл программированных учебников АПН СССР (в составе коллектива авторов). 1971.
  • Медаль им. Г.И.Челпанова (второй степени) за вклад в развитие психологической науки. 2001.
  • «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования - Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы. 2002.
  • Медаль им. Г.И.Челпанова (первой степени) за вклад в развитие психологической науки. 2007.
  • Премия Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Московская психологическая школа: наука, образование, практика» для научно-методического обеспечения научных и образовательных учреждений. 2007. (в составе научного коллектива).

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»