25 марта 2017 , суббота

Известные психологи

Божович Елена Дмитриевна, р. 13.07.1939

Окончила Московский областной педагогический институт им. Н.К.Крупской по специальности «Учитель русского языка и литературы» (в 1961 г.). Начала работать в НИИ ОПП АПН СССР в 1963 году в должности лаборанта. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию «Исследование умственной деятельности школьников в процессе обучения их решению задач по образцам».

С 1992 г. заведует лабораторией психологии учения в Психологическом Институте Российской академии образования и является членом общего ученого совета института. В период 1995-2010 гг. была членом ученого совета по защитам кандидатских диссертаций.

С 1963 г является членом Российского общества психологов.

Педагогическая деятельность:
С 1995 года в качестве профессора кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) читает курсы «Педагогическая психология» и «Детская психолингвистика: развитие языковой компетенции ребенка». Являлась психологом-консультантом в школе № 1265 (1983-1995) и лингвистической гимназии № 1527 (2005-2007) г. Москвы.
Под ее руководством выполнены и защищены две кандидатских диссертации и более 15 дипломных работ.
 
Научная деятельность:
Елена Дмитриевна занимается проблемами развития школьника как субъекта учения и как носителя родного языка. Ею разработана концепция развития языковой компетенции ребенка, исходные положения которой подтверждены полученными эмпирическими данными. По теме исследования опубликованы две индивидуальные монографии и ряд статей, разработаны учебные пособия.
Кроме того, Е.Д. Божович создала концепцию развития школьника как субъекта учения. В настоящее время лабораторией психологии учения осуществляется эмпирическая проверка исходных гипотетических положений.
 
Награды:
За вклад в развитие психологической науки Елене Дмитриевне были вручены:
  • Вторая премия им. К.Д.Ушинского за цикл программированных учебников АПН СССР (в составе коллектива авторов).1971. Медаль им. Г.И.Челпанова (второй степени) за вклад в развитие психологической науки. 2001.
  • «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования - Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы. 2002. Медаль им. Г.И.Челпанова (первой степени) за вклад в развитие психологической науки. 2007.
  • Премия Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Московская психологическая школа: наука, образование, практика» для научно-методического обеспечения научных и образовательных учреждений. 2007. (в составе научного коллектива).
Основные публикации:
Божович Е.Д. является автором более 140 публикаций. Среди них можно отметить:
  1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: Монография - М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2002.
  2. Божович Е. Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки: Монография - М.:Канон + РООИ «Реабилитация», 2008.
  3. Божович Е.Д. (в соавторстве с Г.Г.Граник) Русский язык; Программированный учебник и сборник упражнений. Обособленные второстепенные члены предложения. Ч.1.- М.: Педагогика, 1970.
  4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка: Брошюра - М.: Знание, 1979.
  5. Божович Е.Д. Психология учения и НОТ школьника: Учебная программа по психологии для школьников-подростков. - М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
  6. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии, 1988, №4 С. 70-78.
  7. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: про¬блемы и подходы // Вопросы психологии, 1997, № 1. С. 33-44.
  8. Божович Е.Д. Педагогическая психология // Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. Т. 2. - М.: Большая советская энциклопедия, 1999. С. 124-I26.
  9. Божович Е.Д. Краткий очерк развития практико-ориентированных исследований в психологии обучения // Московская психологическая школа: История и современность. В трех томах / под ред. В.В.Рубцова. Т.3 / Под ред. Л.М.Митиной.- М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 8-20.
  10. Божович Е.Д. Диагностическая программа измерения языковой компетенции школьников // Там же. С. 113-115.
  11. Божович Е.Д. К проблеме структуры, динамики и условий развития позиции субъекта учения // Психолого-педагогическая наука практике современного образования / под ред. М.Г.Ковтунович, С.Б.Малых. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - С. I44-I52.
  12. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование . – 2007, №2.- С. 5-15.
  13. Божович Е.Д. Семантико-коммуникативный аспект речевой компетентности подростков // Языковое сознание: парадигмы исследования / под ред. Н.В.Уфимцевой, Т.Н.Ушаковой. – М.-Калуга, 2007. – С. 208-229.
  14. Божович Е.Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. – 2008. - № 4. – С. 91-99.
  15. Божович Е.Д. Генезис позиции субъекта учения. // Позиция субъекта учения как психологическая система / под ред. Е.Д.Божович – М.: Памятники исторической мысли, 2013. - С. 13-50.
  16. Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. URL: http: //psyedu.ru / journal/2013/5/ Bozhovich. phtml (дата обращения: 04.02.2014).

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение