23 апреля 2017 , воскресенье

Известные психологи

Божович Елена Дмитриевна, р. 13.07.1939

Доктор психологических наук, старший научный сотрудник.

Профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета. Руководитель группы «Психология учения» лаборатории психологии саморегуляции, член Ученого совета Психологического института РАО.

Член Российского общества психологов.

В 1961 г. окончила Московский областной педагогический институт им. Н.К.Крупской (по специальности «Учитель русского языка и литературы»). 

В 1975 году защитила диссертацию на тему «Исследование умственной деятельности школьников в процессе обучения их решению задач по образцам», в 2016 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие языковой компетенции как психологической системы (на материале русского языка как родного)».

С 1963 г. - лаборант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, зав. лабораторией (с 1992 г.) НИИ ОПП АПН СССР (ПИ РАО). 

1983-1995 гг. - психолог-консультант в школе №1265 г. Москвы.

1995-2010 гг. - член ученого совета по защитам кандидатских диссертаций при ПИ РАО.

С 1995 г. - профессор кафедры педагогической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

2005-2007 гг. - психолог-консультант лингвистической гимназии №1527 г. Москвы.

Научные интересы:

  • психология обучения школьника
  • соотношение процессов обучения и психического развития ребенка
  • детская психолингвистика
  • развитие школьника как субъекта учения
  • развитие школьника как носителя родного языка
  • становление языковой компетенции

Научная деятельность.

Занимается проблемами развития школьника как субъекта учения и как носителя родного языка. Ею разработана концепция развития языковой компетенции ребенка, исходные положения которой подтверждены полученными эмпирическими данными. По теме исследования опубликованы две индивидуальные монографии и ряд статей, разработаны учебные пособия.

Кроме того, Е.Д. Божович создала концепцию развития школьника как субъекта учения. 

Читает курсы:

  • Педагогическая психология
  • Развитие языковой компетенции современного школьника

Основные публикации: автор более 140 работ, в том числе

  • Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: Монография - М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2002.
  • Божович Е. Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки: Монография - М.:Канон + РООИ «Реабилитация», 2008.
  • Божович Е.Д. (в соавторстве с Г.Г.Граник) Русский язык; Программированный учебник и сборник упражнений. Обособленные второстепенные члены предложения. Ч.1.- М.: Педагогика, 1970.
  • Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка: Брошюра - М.: Знание, 1979.
  • Божович Е.Д. Психология учения и НОТ школьника: Учебная программа по психологии для школьников-подростков. - М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
  • Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии, 1988, №4 С. 70-78.
  • Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: про¬блемы и подходы // Вопросы психологии, 1997, № 1. С. 33-44.
  • Божович Е.Д. Педагогическая психология // Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. Т. 2. - М.: Большая советская энциклопедия, 1999. С. 124-126.
  • Божович Е.Д. Краткий очерк развития практико-ориентированных исследований в психологии обучения // Московская психологическая школа: История и современность. В трех томах / под ред. В.В.Рубцова. Т.3 / Под ред. Л.М.Митиной.- М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 8-20.
  • Божович Е.Д. Диагностическая программа измерения языковой компетенции школьников // Там же. С. 113-115.
  • Божович Е.Д. К проблеме структуры, динамики и условий развития позиции субъекта учения // Психолого-педагогическая наука практике современного образования / под ред. М.Г.Ковтунович, С.Б.Малых. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - С. I44-I52.
  • Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование . – 2007, №2.- С. 5-15.
  • Божович Е.Д. Семантико-коммуникативный аспект речевой компетентности подростков // Языковое сознание: парадигмы исследования / под ред. Н.В.Уфимцевой, Т.Н.Ушаковой. – М.-Калуга, 2007. – С. 208-229.
  • Божович Е.Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. – 2008. - № 4. – С. 91-99.
  • Божович Е.Д. Генезис позиции субъекта учения. // Позиция субъекта учения как психологическая система / под ред. Е.Д.Божович – М.: Памятники исторической мысли, 2013. - С. 13-50.
  • Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников // Психологическая наука и образование. 2013. №5.
  • Божович Е.Д. Некоторые вопросы обучения по образцам // Вопросы психологии. 1980, №2. С. 135 – 139.
  • Божович Е.Д. Соотношение образца и правила в учебном процессе // Новые исследования в психологии. 1980, №2 (23). С. 60 – 64.
  • Божович Е.Д. Из опыта организации психолого-педагогического консилиума в школе // Вопросы психологии. 1983, №6. С. 81 – 87.
  • Божович Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса // Вопросы психологии. 1986, №2. С. 100 – 103.
  • Божович Е.Д. Педагогические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика. 1991, №8. С. 60 – 64.
  • Божович Е.Д. Обучение и психическое развитие школьников // Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова – М-Черноголовка: ЦКФЛ РАО, 1996. С. 78 – 98.
  • Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997 №2. С. 14 – 20.
  • Божович Е.Д. О некоторых тенденциях развития исследований по проблемам семантики речи // Детская речь: психолингвистические исследования / Под ред. Т. Н. Ушаковой – М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 38 – 47.

Награды:

  • Вторая премия им. К.Д.Ушинского за цикл программированных учебников АПН СССР (в составе коллектива авторов). 1971.
  • Медаль им. Г.И.Челпанова (второй степени) за вклад в развитие психологической науки. 2001.
  • «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования - Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы. 2002.
  • Медаль им. Г.И.Челпанова (первой степени) за вклад в развитие психологической науки. 2007.
  • Премия Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Московская психологическая школа: наука, образование, практика» для научно-методического обеспечения научных и образовательных учреждений. 2007. (в составе научного коллектива).

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение