16+
Выходит с 1995 года
10 августа 2024
Стратегия освоения возраста женщинами 25–30 и 45–50 лет

Исследование личностных характеристик людей зрелого возраста является одной из тем наших предыдущих работ [6; 7; 8]. Актуальность изучения психологии взрослых и пожилых связана с наличием значительного количества подходов к пониманию причин старения и характеристик этих периодов жизни человека при незначительном количестве эмпирических данных. Особый интерес, на наш взгляд, представляет осознание взрослой личностью факта собственной зрелости, изменений в своих возрастных характеристиках, а также приближающегося старения. Взрослость как середина жизни, «день жизни», как назвал этот период Г. Юнг [10; 12], является интересующим нас периодом, который анализируется в данной статье.

На основе понятия «структура жизни», основанного на специфических взаимосвязях индивида с обществом, D.A. Levinson [13] предложил классификацию «взрослости», выделив следующие периоды: переход к ранней взрослости 17–22 года, ранняя взрослость 22–28 лет, переход 30-летия 28–33 года, ранняя взрослость 33–40 лет, переход к средней взрослости 40–45 лет, начальный период средней взрослости 45–50 лет, переход 50-летия 50–55 лет, кульминационный период средней взрослости 55–60 лет, переход к поздней взрослости 60–65 лет, эра поздней взрослости 60– … лет. На всех этапах возрастного развития взрослых людей прослеживаются гендерные различия (Б.Г. Ананьев [1], Л.А. Головей [5]; Г. Крайг, Д. Бокум [3]).

Психологии женщин среднего возраста, как отмечает Г. Крайг [3], посвящено незначительное количество исследований, по сравнению с мужчинами, в то время как для женщин середина жизни является временем перехода и переоценки. Они сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение, начинающееся в средней взрослости, тем более что общество реагирует на внешний вид женщины. Для того чтобы считаться успешной, здоровой, коммуникативно и профессионально интересной, она должна молодо выглядеть, хотя появляются очевидные признаки старения. В профессиональном плане возраст 45–50 лет также приносит ролевое напряжение, поскольку даже при успешной профессиональной карьере можно считать, что это возраст «высокого плато», или «поколения руководителей», которому предшествовали десятилетия профессионального становления и роста. Именно с работой для человека среднего возраста связана, вероятно, большая часть его идентичности. При этом приходит осознание приближающегося пенсионного возраста и адаптации к возможному прекращению работы. Э. Эриксон [9; 11] полагает, что люди среднего возраста начинают решать проблемы грядущей старости, и средняя взрослость выполняет подготовительную функцию перехода к «вечеру жизни». В целом в периоде средней взрослости возрастает склонность к самоанализу, и человек начинает чётче осознавать многогранность собственной личности и ближайшие перспективы старения. Актуальность данной работы объясняется отсутствием специальных исследований осознания женщинами начального периода средней взрослости 45–50 лет, который приносит напряжение и приближающуюся рефлексию старения. На базе основных подходов и некоторых важнейших положений, характеризующих среднюю взрослость и специфику психологии женщин этого возраста, предметом нашего исследования является изучение готовности к освоению возрастно-временных изменений у женщин средней взрослости 45–50 лет.

Основная гипотеза нашей работы заключается в том, что у женщин 45–50 лет отчетливо проявляются компоненты осознания возрастных изменений, прежде всего в физиологической и социальной сферах самосознания.

Г. Олпорт [4] отмечал, что восприятие и самопознание личности в целом отличаются эффективностью и точностью, т.е. зрелость не искажает реальность, чтобы приспособить ее к потребностям и фантазиям человека.

Пик интроспекции и рефлексии «Я», по мнению В. Neugarten [14], приходится на период 50–60 лет, являясь ресурсом для преодоления физических изменений и социальных стрессов, которые могут возникать в это время. Большинство современных исследователей (Diener, Seligman, 1999) сходятся в том, что позитивный образ «Я» связан с субъективным благополучием, в котором выделяются аффективные, когнитивные и соматические показатели. Экспериментальные исследования показали, что глобальные самооценки имеют тенденцию оставаться положительными в течение периода от средней взрослости до старости, в то время как некоторые специфические (проблемно-зависимые) снижаются с увеличением возраста.

По данным теоретического анализа, в связи с проблемой самосознания взрослого человека Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович [2] предложили понятие «готовность к освоению возрастно-временных изменений», т.е. интегративное психическое образование, определяющее осознание личностью факта собственного старения, толерантное отношение к нему и проявляющееся в активном поиске продуктивных стратегий адаптации к этому процессу.

Модель готовности к освоению возрастно-временных изменений включает в себя четыре компонента: физиологический, социальный, личностно-психологический, профессиональный, — в соответствии с основными аспектами старения, которые реализуются на трех уровнях — когнитивном (осознание и понимание происходящих возрастных изменений, знание способов их преодоления и освоения), аффективном (переживание эмоционального отношения к происходящим изменениям), мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации к возрастным изменениям).

Для определения сформированности готовности к освоению возрастно-временных изменений Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович разработали опросник «Готовность к возрастным изменениям», позволяющий диагностировать готовность к физическим, социальным, личностно-психологическим и профессиональным изменениям на когнитивном, аффективном и мотивационном уровнях.

В опроснике показателями готовности к освоению возрастно-временных изменений являются компоненты и уровни.

Компоненты: физиологический компонент (ФК), социальный компонент (СК), личностно-психологический компонент (ЛК), профессиональный компонент (ПК).

Уровни: 1) КУ — когнитивный уровень любого компонента; 2) АУ — аффективный уровень любого компонента; 3) МУ — мотивационный уровень любого компонента; ГО — общий показатель готовности.

Авторы предлагают следующую интерпретацию полученных результатов: общий показатель готовности к освоению возрастно-временных изменений является интегративной характеристикой отношения человека к происходящим с ним возрастным изменениям или изменениям, которые произойдут с ним в будущем. Готовность характеризуется спокойным толерантным отношением к происходящим или будущим возрастным изменениям, без острых переживаний и негативных эмоциональных реакций.

Компоненты готовности — показатели, конкретизирующие особенности проявления готовности к освоению возрастно-временных изменений относительно различных проявлений возраста.

Уровни готовности — показатели, иллюстрирующие психологические особенности реализации готовности в плане осознания происходящих с человеком в настоящем или ожидаемых в будущем возрастных изменений (когнитивный уровень), толерантного отношения к ним как к нормальному, неизбежному явлению (аффективный уровень), активного поиска продуктивных стратегий адаптации к этим изменениям (мотивационный уровень).

Организация и методики исследования

Были сформированы 2 выборки: первая — контрольная, 25–30 лет, 30 женщин, средний возраст 28,2 лет. Вторая — 45–50 лет, 30 женщин, средний возраст 47,4 лет.

Диагностика проводилась по следующим методикам:

  1. опросник Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович «Готовность к возрастным изменениям».
  2. 16 FP Р.Б. Кеттелла.
  3. УСК Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкина, А.М. Эткинда).

Результаты обрабатывались методами математической статистики — Т-критерий и корреляции.

Значение общего показателя готовности к возрастным изменениям (ГО) у женщин 45–50 лет превышает значение того же показателя у женщин 25–30 лет, и высокие показатели когнитивного уровня готовности (КУ) свидетельствует о том, что женщины старшего возраста более четко осознают и понимают естественность и вероятную неизбежность общих проявлений старения. Помимо этого, женщины 45–50 лет более готовы и толерантны к проявлениям старения в социальной сфере (СК), возможно, к таким, как ухудшение материального положения и приобретение статуса иждивенца, а также необходимости налаживать отношения с социальными службами. Это вполне объяснимо, так как более молодым не свойственно задумываться о таких проблемах.

Рис. 1. Анализ корреляций у женщин 25–30 лет по ФК
Рис. 1. Анализ корреляций у женщин 25–30 лет по ФК

Показатель ФК (физиологический компонент) положительно коррелирует с показателем МУ (мотивационный уровень готовности) и общим показателем готовности к возрастным изменениям (ГО). Это можно рассматривать как четкое понимание естественных физиологических изменений и об активном поиске продуктивных стратегий адаптации к ним, т.е. чем отчётливее человек осознает происходящие с ним изменения, тем выше общая готовность к освоению возрастно-временных изменений. Кроме того, показатель ФК связан с фактором Q2 (уровень конформизма). Таким образом, независимость и самостоятельность влияет на повышение уровня осознания и приспособления к проявлениям признаков старения.

Рис. 2. Анализ корреляций у женщин 45–50 лет по ФК
Рис. 2. Анализ корреляций у женщин 45–50 лет по ФК

Показатель ФК (физиологическая готовность) тесно связан практически со всеми показателями готовности к возрастным изменениям. Наличие более крепких связей у женщин 45–50 лет, по сравнению с корреляциями у женщин 25–30 лет, свидетельствует о целостной структуре готовности к возрастным изменениям, которая возникает к возрасту 45–50 лет и которая еще не сложилась в возрасте 25–30 лет. Представляется, что осознание именно физиологических показателей старения «стягивает» все прочие компоненты готовности к возрастным изменениям.

Рис. 3. Анализ корреляций у женщин 25–30 лет по СК
Рис. 3. Анализ корреляций у женщин 25–30 лет по СК

Показатель СК (социальный компонент готовности) положительно связан с личностным компонентом (ЛК), когнитивным уровнем (КУ) и общей готовностью (ГО). Таким образом, сильнее выражен компонент социальной и общей готовности, или чем выше осознанность принять и найти способы адаптироваться к проявлениям старения, тем более спокойно человек начинает относиться к возрастным изменениям как к нормальным явлениям и активно искать пути компенсации и саморегуляции. Взаимосвязь показателя общей интернальности (ИО) с социальным компонентом готовности означает, что человек считает происходящие в его жизни события результатом своих собственных действий и осознает свою ответственность за них. Связь СК с фактором N свидетельствует о том, что чем более человеку присуща проницательность в отношении других людей, тем более осознанно осуществляется социальная адаптация к возрасту.

Рис. 4. Анализ корреляций у женщин 45–50 лет по СК
Рис. 4. Анализ корреляций у женщин 45–50 лет по СК

Наиболее чёткое различие корреляций СК у женщин 45–50 лет, по сравнению с женщинами 25–30 лет, заключается в связи социальной готовности к возрастным изменениям с профессиональной готовностью (ПК). То есть социальная адаптация к возрасту тем выше, чем человек более адекватно рассматривает возможности конкуренции с более молодыми коллегами или сложности в освоении новых технологий. Взаимосвязь СК с интернальностью в области неудач говорит о том, что социальная готовность к возрастным изменениям усиливает самоконтроль и собственную ответственность за профессиональную деятельность и неудачи в ней у женщин 45–50 лет, чего еще не обнаруживается у 25–30-летних женщин.

Рис. 5. Анализ корреляций у женщин 25–30 лет по КУ (пунктирной линией обозначена отрицательная связь)
Рис. 5. Анализ корреляций у женщин 25–30 лет по КУ (пунктирной линией обозначена отрицательная связь)

Наиболее важным фактом в обнаруженных связях является отрицательная связь показателя когнитивного уровня (КУ) с аффективным уровнем (АУ) и тревожностью (фактор О). Это демонстрирует, что осознание будущих возрастных изменений у молодых женщин вызывает яркую эмоциональную реакцию, скорее всего, негативную.

Рис. 6. Анализ корреляций у женщин 45–50 лет по КУ
Рис. 6. Анализ корреляций у женщин 45–50 лет по КУ

Структура связей у женщин 45–50 лет отличается от аналогичной у более молодых женщин тем, что практически все основные показатели готовности: когнитивный, аффективный, личностный уровни и общая готовность, — образуют устойчивую и целостную структуру, аналогично структуре связей физиологической готовности в этом возрасте. Кроме того, когнитивный уровень связан с осознанием собственной ответственности за неудачи и самоконтролем, что обеспечивает компенсаторные механизмы адаптации к жизни и профессиональной деятельности и, вероятно, формирующуюся к данному возрасту высокую саморегуляцию.

Выводы

1. Все компоненты и уровни готовности к возрастным изменениям у женщин 45–50 лет обладают более высокой степенью выраженности по сравнению с более молодыми женщинами.

2. Анализ интегрального показателя готовности к возрастным изменениям (ГО) у женщин 25–30 лет и 45–50 лет связан с одними и теми же показателями — физиологическим компонентом, социальным и когнитивным уровнем. Это может быть интерпретировано как меньшая дифференцированность общего показателя готовности к возрастным изменениям и его невысокая чувствительность к указанным возрастам.

3. Отличительными характеристиками готовности к возрастным изменениям являются следующие:

  • показатель физиологической готовности у женщин 45–50 лет связан практически со всеми показателями готовности к возрастным изменениям и не выражен в возрасте 25–30 лет. Следовательно, данный симптомокомплекс формируется в относительно позднем онтогенезе — средней взрослости;
  • показатель социальной готовности у женщин 45–50 лет связан с интернальностью в области неудач, развитием самоконтроля и собственной ответственности в профессиональной деятельности, чего нет у более молодых женщин;
  • когнитивный уровень готовности к возрастным изменениям у молодых женщин 25–30 лет вызывает травмирующие, отрицательные переживания;
  • для женщин 45–50 лет когнитивный уровень осознания возрастных изменений образует целостную непротиворечивую структуру и может обеспечивать адекватное компенсаторное приспособление к профессиональной деятельности и толерантное принятие возрастных изменений.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
  2. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – Изд. 2-е, доп. – М., 2003.
  3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – М., 2004.
  4. Олпорт Г. Становление личности. – М., 2002.
  5. Психологическая зрелость личности / под ред. Л.А. Головей. – СПб., 2014.
  6. Силина Е.А. Дифференциально-психологическое исследование интегральной индивидуальности людей зрелого и пожилого возраста // Вестник ПГПУ. Серия Х. Дифференциальная психология. – 2010. – Вып. 1/2. – С. 184–201.
  7. Силина Е.А. Некоторые эмоционально-личностные особенности людей пожилого возраста // Ананьевские чтения – 2010. «Современные прикладные направления и проблемы психологии»: материалы науч. конф., 19–20 окт. 2010 г. – Ч. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. – С. 157–159.
  8. Силина Е.А. Онтогенез интегральной индивидуальности людей зрелого и пожилого возраста // Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. – 2010. – Вып. 1/2. – С. 74–79.
  9. Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-е. – СПб, 1996.
  10. Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 1996.
  11. Erikson Е.Н. On generativity and identity // Harvard Educational Review. – 1981. – №51. – Р. 249–269. 12.
  12. Jung The Stages of Life // The Collected works of Jung C. – 1931/1960. – Vol. 8.
  13. Levinson D.A. Сonception of adult development //American Psychologist. – 1986. – №41. – Р. 3–13.
  14. Neugarten B. The changing meaning of age // Psychology Today. – 1987. – №21(5). – Р. 29–33.

Источник: Силина Е.А. Стратегия освоения возраста женщинами 25-30 и 45-50 лет // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2015. №1. С. 66–75.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Самокритичность как мера... цивилизованности
    08.08.2024
    Самокритичность как мера... цивилизованности
    «Я согласен с Д.А.Леонтьевым, что люди различаются по таким признакам, которые можно свести к интегральному понятию "уровень цивилизованности"… Но если ясно сформулировать критерий "цивилизованности" непросто, то еще трудней сформулировать его операционально…»
  • Актуальные социогуманитарные проблемы укрепления субъектности России
    31.07.2024
    Актуальные социогуманитарные проблемы укрепления субъектности России
    «Анализ современного состояния субъектности России позволяет сделать вывод, что она обладает слабо организованной субъектностью, которая сформировалась за последние тридцать лет культа денег и преклонения перед “коллективным Западом”».
  • Д.А. Леонтьев: «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология»
    30.07.2024
    Д.А. Леонтьев: «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология»
    «Характерный диагноз нашего времени — это уже не депрессия, а скорее зависимость. Зависимость — это слом саморегуляции, замена саморегуляции принудительным регулированием внешними стимулами и внутренними импульсами».
  • Магия жизни и право на смерть
    11.07.2024
    Магия жизни и право на смерть
    «Если логическое мышление говорит нам, что с гибелью тела исчезает наше живое сознание, то вера отвергает логическое мышление и утверждает, что вопреки логике и данным нашего опыта после гибели тела наше сознание продолжает жить».
  • Потери информации в процессе общения
    09.07.2024
    Потери информации в процессе общения
    «Используя предложенные рекомендации, можно заметно уменьшить негативное влияние фактора неопределенности на качество общения. Чем полнее, точнее и объективнее мы понимаем партнера по общению, тем более результативное взаимодействие с ним можем организовать».
  • Интеграции психологии и социальной педагогики в пространстве времени
    04.07.2024
    Интеграции психологии и социальной педагогики в пространстве времени
    Психология, в отличие от философии, где время рассматривается как форма существования бытия, обозначает время как субъективное отражение объективных временных отношений, на основе которого формируется целостное отношение личности ко времени собственной жизни.
  • Жизненные модели современной российской молодежи
    29.06.2024
    Жизненные модели современной российской молодежи
    «Один тип жизненных сценариев характеризуется низким уровнем самостоятельности и автономии субъекта, ориентацией на воспроизведение в своем жизненном сценарии нормативных образцов... Другой тип отличает высокая степень самостоятельности и автономии субъекта».
  • Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    28.06.2024
    Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    В пленарной части 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов состоялась дискуссия с участием Т.Ю.Базарова, А.Г.Асмолова, М.М.Решетникова, К.В.Павлова, А.Г.Караяни и Е.В.Сидоренко.
  • Памяти Аллы Александровны Русалиновой
    28.06.2024
    Памяти Аллы Александровны Русалиновой
    4 июня ушла из жизни А.А. Русалинова, психолог и социолог, основатель отечественной промышленной социальной психологии. В память об А.А.Русалиновой — интервью «Мы работали честно и видели хоть и скромные, но результаты своего труда».
  • Роль организованности в управлении группой
    26.06.2024
    Роль организованности в управлении группой
    «Организованность была экспериментально исследована как структура основных организационных свойств коллектива: направленности, самоуправляемости, лидерства, единства действий, стрессоустойчивости и межгруппового единства».
  • 100-летию Г.М. Андреевой посвятили международную конференцию
    25.06.2024
    100-летию Г.М. Андреевой посвятили международную конференцию
    Актуальные и перспективные направления социальной психологии обсудили на международной научной конференции «Андреевские чтения. Социальная психология в современном обществе», состоявшейся 20–21 июня на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
  • Депутат Останина: общество нуждается в защите от вернувшихся с СВО осужденных (комментарий В.Т.Кудрявцева)
    25.06.2024
    Депутат Останина: общество нуждается в защите от вернувшихся с СВО осужденных (комментарий В.Т.Кудрявцева)
    «Нина Останина права: дальше будет хуже. И с законом нужно поторопиться. Но он заработает только тогда, когда в общество вернутся мирные ценности. Их, кстати, никто не отменял ни с позиций закона, ни как-то иначе...»
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»