Для современного общества характерны трансформации в сфере гендерных отношений, которые заключаются в сочетании противоречивых тенденций как на уровне распространения идей о мужских и женских ролях в общественной и частной жизни, так и в реальном ролевом поведении мужчин и женщин.
С одной стороны, на фоне популяризации гуманистических идей развития и самореализации личности независимо от ее половозрастных характеристик становится все более выраженной тенденция взаимозаменяемости и сближения мужских и женских ролей в профессиональной и семейной сферах. Эту тенденцию характеризуют не только существенно расширившийся спектр видов профессиональной деятельности, в которые может быть вовлечена женщина, но и изменяющиеся практики поведения мужчин в семье, которые характеризуются более активным, чем раньше, включением мужчин в выполнение хозяйственно-бытовых повседневных дел, участием в развитии и воспитании детей, а также в повседневном уходе за маленькими детьми.
С другой стороны, в обществе поддерживаются патриархатные взгляды на межполовые отношения, т.е. пропагандируются идеи, призывающие воспитывать мальчиков «настоящими» мужчинами, а девочек «настоящими» женщинами, формируя у них характер, который соответствует их половой принадлежности; предлагается сосредоточить усилия на укреплении семьи традиционного типа, в которой четко распределены роли мужа и жены (муж — добытчик, а жена — хозяйка и воспитательница детей); раздаются призывы к женщинам умерить свои профессиональные и карьерные амбиции и больше уделять внимания заботе о детях и семье.
Таким образом, гендерная ситуация в обществе характеризуется параллельным существованием патриархатной (традиционной) и эгалитарной (современной) систем, в рамках которой развиваются современные мужчины и женщины, будучи погруженными в социокультурное пространство с устаревшими полоролевыми стереотипами и реальными практиками ролевого поведения мужчин и женщин, основанными на идеях гендерного равенства.
Современным мужчинам и женщинам необходимо согласовать противоречивые гендерные нормы и сформировать собственные гендерные установки, адекватные индивидуализированной ситуации жизнедеятельности. Особую актуальность эта задача приобретает для молодых супругов на этапе начала семейной жизни.
Психологов-исследователей сегодня интересуют следующие вопросы: «Какие гендерные установки в сфере супружеских отношений характерны для большинства молодых мужчин и женщин? По каким вопросам имеет место согласование в супружеских установках у представителей разного пола, а в чем они различаются?». Для ответа на эти вопросы необходим более современный исследовательский инструментарий, учитывающий гендерную специфику супружеских отношений.
Для изучения гендерных установок в сфере супружеских отношений авторами была разработана анкета «Нормативные установки в сфере супружеских отношений», теоретической основой которой явились концептуальные разработки отечественных и западных ученых, специализирующихся на изучении гендерных семейных отношений (Э. Гидденс, С.И. Голод, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, Е.А. Здравомыслова, А.А.Темкина, И.С. Кон).
Супружеские отношения — это одна из разновидностей межличностных отношений, которой присущи все основные характеристики межличностных отношений: наличие реальных непосредственных контактов и обратной связи; выраженная взаимная направленность субъектов отношений друг на друга; особая роль индивидуально-личностных особенностей субъектов отношений, что способствует формированию общности между людьми, основанной на взаимопонимании, взаимосвязи, взаимопринятии; длительный период существования отношений [1]. Субъективная сторона супружеских отношений (так же, как в других межличностных отношениях) представлена системой установок, ролевых ожиданий, ориентаций в отношении друг друга, обусловленных содержанием совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Объективная сторона супружеских отношений проявляется в реальных практиках взаимодействия субъектов, которые классифицированы как различные типы, стили, модели отношений. Основное отличие супружеских отношений от других видов межличностных отношений заключается в большой значимости любви, привязанности, проявлений заботы. Супружеские отношения начинаются с состояния взаимного притяжения — аттракции, проходят стадию конфликтных отношений, достигают зрелой фазы психологического осознанного отношения и развиваются до отношения духовного единства [2].
Психологическая специфика супружеских отношений явилась обоснованием необходимости выделения в методике блока вопросов, раскрывающих ценностный аспект отношений. В зависимости от приверженности респондентов традиционным или современным (эгалитарным) нормам мужского и женского поведения определялся тип нормативных установок в сфере супружеских отношений [3].
В таблице 1 приведены суждения, используемые в анкете, которые характеризуют ценностный аспект супружеских отношений и соответствуют двум типам установок.
Выделение ценностного аспекта супружества в сочетании с принципом гендерного равенства позволяет раскрыть содержание современных супружеских отношений, составляющих основу партнерской, а не доминантно-зависимой модели семьи. Если традиционные установки отражают стремление супругов ценить исторически сложившийся семейный уклад, игнорируя потребности индивидуального развития, то современные (эгалитарные) установки создают условия для развития супругов «как автономных личностей в системе эмоционально насыщенных, интимных, симметричных, содержательно-духовных отношений, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи» [4, с 17]. В парных отношениях преобладающей нормой становится ориентация на равное партнерство и создание условий в семье для личностного развития каждого. По мнению Энтони Гидденса, современный брак развивается в направлении «чистых отношений», или «отношений в их чистом виде», в которые пара вступает «ради того, что может быть извлечено каждой личностью из поддерживаемой ассоциации с другим; и которые продолжаются до тех пор, пока обе стороны получают достаточно удовлетворения, чтобы сохранять их» [5, с. 80].
Второй блок вопросов был связан с изучением особенностей распределения обязанностей между партнерами при исполнении супружеской роли, поскольку супружество предполагает обязательную реализацию ряда функций, обеспечивающих жизнедеятельность семьи. Гендерный аспект ролевого поведения супругов раскрывается через анализ параметров дифференцированность / недифференцированность ролей и иерархичность / неиерархичность статусных позиций супругов. Традиционный тип нормативных установок характерен для тех, кто разделяет систему взглядов, обосновывающих разделение мужской и женской ролей, их взаимодополнительность, закрепляя за мужчиной ответственность за материальное обеспечение семьи и принятие основных семейных решений. Современный тип супружеских установок предполагает «эгалитарную концепцию семейной жизни», для которой характерна ориентация на нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее, на взаимозаменяемый вариант распределения ролей в бытовой сфере и предпочтение демократической структуры лидерства в паре. Гармоничность супружеского взаимодействия зависит от совпадения ожиданий и притязаний партнеров относительно распределения семейных ролей.
В таблице 2 приведены суждения, характеризующие особенности распределения обязанностей между партнерами при исполнении супружеской роли, в зависимости от типа нормативных установок. Вся анкета включает 40 утверждений, с которыми респондент соглашается, ориентируясь на шкалу ответов «совершенно согласен», «скорее согласен(а), чем не согласен(а)», «отчасти согласен(а), отчасти — нет», «скорее не согласен(а) чем согласен(а)», «совсем не согласен(а)». При обработке результатов ответам присваиваются 4, 3, 2, 1 или 0 баллов, соответственно. При интерпретации полученных результатов следует учитывать, что у респондента может оказаться выражена приверженность к одному из типов (высокие значения по одному типу при низких значениях по другому), а может быть выявлен смешанный тип нормативных установок (суммарные значения по каждому типу примерно равные).
В случае со смешанным типом установок важно прояснить, в каких сферах взаимодействия супругов отмечается смешение традиционных и современных установок, а в каких есть выраженная приверженность одному из типов.
Одной из центральных проблем гендерного подхода в исследовании супружеских отношений является анализ систем доминирования / подчинения. Традиционные гендерные нормы побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а женщин — зависимую (за/мужем). Принимая свое зависимое положение и следуя общественным предписаниям, в качестве компенсации женщины используют стратегии «власти слабых» [6] — различные виды манипуляций: «муж — голова, женщина — шея», «ночная кукушка всех перекукует», «женские слезы любое железо растворят». В парах с доминантно-зависимой моделью отношений борьба за власть оказывается одной из основных причин конфликтов супругов.
Противоположная доминантно-зависимой — партнерская модель отношений — характеризуется тем, что это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Индивидуализированные цели каждого не мешают принимать во внимание цели и интересы другой стороны. Основой таких отношений является согласование позиций и устремлений между партнерами. Особенностью общения и взаимодействия является уважительность и корректность, умение поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. Важно, что такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них [7]. Используя результаты ответов респондентов на вопросы, раскрывающие характер распределения ролей и статусных позиций мужа и жены, можно сделать вывод о преобладающих установках в отношении приверженности респондентов доминантно-зависимой или партнерской модели взаимодействия в семье.
Новый исследовательский инструментарий расширяет возможности анализа и соотнесения молодыми людьми ожиданий и притязаний друг друга относительно семейных ценностей и распределения ролей в сфере супружеского взаимодействия.
Библиографический список
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. 544 с.
- Векилова С.А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 308 с.
- Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. М.: Проспект, 2017. 144 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2004.
- Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб: Питер, 2004. 208 c.
- Здравомыслова Е., Темкина А. Ушел ли в прошлое патриархат? Специфическая власть «слабого пола» // Гендер для «чайников». М.: Звенья, 2009. С. 25–42.
- Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. 408 с.
Источник: Клецина И.С., Иоффе Е.В. Методика изучения супружеских отношений на основе идей гендерного подхода // Гендерные отношения в современном мире: управление, экономика, социальная политика: Материалы Международной научной конференции, Москва-Иваново-Плес, 16–18 мая 2019 года. Москва – Иваново – Плес: Ивановский государственный университет, 2019. С. 361–368.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать