Психология современного детства в начале XXI века существенно меняется под влиянием экономических и социокультурных факторов. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает, что при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления, коммуникации современный ребенок имеет качественные отличия даже от ребенка, рожденного в 1980–1990-х годах. По мнению автора, дети цифровой эпохи не хуже и не лучше сверстников прошлого века, они просто другие (Фельдштейн, 2011).
В результате широкого по выборке исследования под руководством Д.И. Фельдштейна выявлено, что становится все больше детей с недостаточной социальной и игровой компетентностью, с эмоциональными проблемами, на фоне которых они испытывают аффективную напряженность, чувство незащищенности, небезопасности. У многих из них отсутствует опора на ближайшее окружение — родителей и родственников, отмечается ограничение и/или формализация общения со сверстниками и детьми постарше. В связи с этим к периоду отрочества возрастает число детей с ощущением тревожности, одиночества, ненадежности существования, с утратой веры в позитивное будущее. Растет число детей с проблемами в социальном становлении и развитии, в приспособлении к быстро меняющимся условиям жизни. Всё это отражается в увеличении случаев девиантного поведения у детей и подростков и актуализирует проблему профилактики и коррекции нарушений поведения как психолого-педагогическую, выстроенную на основе диалога взрослого и ребенка, диалога всех взрослых по поводу проблемного детского поведения.
В исследовании проблемного поведения у подростков Л.Б. Шнейдер отмечает, что его часто называют девиантным, отклоняющимся (Шнейдер, 2005). Автор пишет: «Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это — неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике» (Шнейдер, 2005, с. 4).
В дошкольном возрасте поведение является важным компонентом и одновременно индикатором, критерием развития ребенка. Детское поведение всегда отражает психологическое состояние, эмоциональное самочувствие ребенка, характер самооценки, степень удовлетворенности его базовых потребностей, уровня саморегуляции и самоконтроля. Уже в раннем возрасте в поведении ребенка становятся заметными отношения привязанности, сложившиеся (или нет) во взаимодействии с родителями, близкими людьми.
Поскольку ребенок-дошкольник находится в самом начале своего личностного и социального развития, проблемы в его поведении можно отнести скорее к варианту нежелательного поведения, нежели отклоняющегося. Термин «нежелательное поведение» возник в связи с распространением в образовательной среде методов прикладного анализа поведения в адрес детей с расстройствами аутистического спектра. Прикладной анализ поведения — это научная дисциплина, изучающая поведение на основе базовых принципов, приводящих к его изменениям (Лич, 2015; Мелешкевич, Эрц, 2017 и др.). Заметим, что разработанные авторами подходы к изучению поведения, алгоритмы его коррекции могут применяться в более широком диапазоне, как возрастном, так и категориальном — с другими группами детей с ОВЗ и с нормотипичными детьми (Бокалина, Ряскина, 2019; Тихомирова, 2020).
Нежелательное поведение относится к разным формам социально неприемлемого поведения в пространстве семьи, группы детского сада, кружков и секций, детских сообществ на разных мероприятиях. Что же понимается под нежелательным поведением у детей? Это любое поведение (поведенческая реакция), мешающее процессу адаптации, общения, обучения и личностного развития ребенка. Оно может проявляться в разных видах:
- упрямство (отказ от подчинения требованиям взрослых);
- капризы (ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить отказывается от него);
- немотивированный крик, плач;
- отказ от контактов с воспитателем, со сверстниками (ребенок чаще один, играет отдельно от детей, плачет, не вовлекается в общий разговор, не участвует в играх, групповых мероприятиях);
- агрессивность (толкает, бьет, кусает других детей, кричит, отнимает игрушки, ломает и бросает их, разрушает постройки).
- демонстративность (привлекает внимание любыми доступными средствами, обижается, если его не хвалят, критикует других, везде хочет быть первым, не любит проигрывать и т.п.) и др.
Наш опыт в качестве педагогов-психологов ДОО показывает, что проблемное поведение маленьких детей педагоги часто расценивают как поведение, которое им мешает, затрудняет осуществление ими воспитательного процесса. Анализ воспитательных воздействий в адрес детей с нежелательным поведением показывает: главная мишень при этом — сам ребенок, его особенности, реакции, правила, которые они нарушают. При этом большинство педагогов в отношении нежелательного поведения совершают энергозатратные, но мало помогающие действия: повышают голос, кричат, запрещают, наказывают, указывают на ошибки, пытаются убедить ребенка даже в том возрасте, когда его сознание еще к этому не готово. Таким образом, работа воспитателей по коррекции нежелательного поведения у дошкольников недостаточно эффективна. Вследствие этого наблюдаются:
- нехватка терпения и несформированность у педагогов навыков анализа поведения ребенка и управления им;
- изменение поведения самого взрослого к ребенку в пылу охвативших эмоций (обида, вина, злость, гнев и пр.) и неспособность ими управлять, следовательно, — поступать конструктивным способом;
- непринятие советов психолога в выборе подхода к ребенку в случае нежелательного поведения (мешает количество детей в группе, нехватка времени, слабая рефлексия собственных чувств, реакций);
- перенос в своей работе акцента на развитие когнитивных навыков у детей в ущерб развитию эмоциональной и коммуникативной сфер;
- отказ педагогов работать с детьми, которые обнаруживают нежелательное поведение.
Также педагоги часто не учитывают наличие некоторых предпосылок к различным видам нежелательного поведения у дошкольников: 1) нестабильные детско-родительские отношения, отсутствие правильного воспитания в семье; 2) жизненные обстоятельства и стрессы; 3) негативное воздействие медиасредств (мультфильмы, фильмы агрессивного или возбуждающего содержания, реклама); 4) отсутствие примера желательного поведения; 5) социальная и эмоциональная напряженность в социуме.
Одна из ошибок воспитателей заключается в том, что при «коррекции» нежелательного поведения у дошкольников они не учитывают: важная роль в формировании поведения у детей принадлежит фактору его последствий. Многие виды подобного поведения изначально и возникли вследствие неправильного поведения окружающих — родителей, воспитателей, близких людей по отношению к нему. В связи с этим наиболее значимым направлением в работе с нежелательным поведением у дошкольников является не собственно коррекция, а психопрофилактика.
Эффективность профилактических мер обусловлена тем, что, зная, когда, при каких условиях, на что реагирует ребенок нежелательным поведением, возможно еще до поведенческой реакции изменять обстоятельства, избегать влияния триггеров («пусковых механизмов»). Успешно предупреждать нежелательное поведение у ребенка воспитатель может, если понимает мотивы, цели, которых он неосознанно хочет достичь с помощью данных поведенческих реакций. Мотивационным ядром при этом выступают потребности. Если цель состоит в привлечении внимания взрослого, то необходимо в опережающем темпе дать эмоциональное тепло и поддержку. Но при условии, что поведение не выходит за рамки приемлемых границ. Если ребенок дает аффективную вспышку, важнее вести себя максимально нейтрально, а иногда даже игнорировать нежелательное поведение. Но в этот момент недопустимо давать отрицательную оценку личности ребенка.
В содержание психопрофилактической работы с нежелательным поведением у дошкольников мы включаем следующее.
- Просвещение воспитателей в области теории и практики нежелательного поведения: предпосылки, причины, виды, функции, анализ, способы адекватного реагирования.
- Обучение воспитателей алгоритму работы с детьми, проявляющими нежелательное поведение:
- сбор данных, где, когда, каким образом, в какой форме проявляется нежелательное поведение, выявление основного триггера;
- выявление функции поведения на основе его анализа: предшествующий фактор (триггер), поведение, последствия;
- установление безопасных доверительных отношений с ребенком, выбор адекватного способа реагирования на нежелательное поведение;
- оказание эмоциональной поддержки;
- обучение ребенка желательному поведению.
- Совместная работа психолога и воспитателя в создании комфортных условий для коррекции нежелательного поведения у ребенка (психодиагностика, изучение семьи, наблюдение нежелательного поведения ребенка, его функциональный анализ, обсуждение рекомендаций к выбору подхода к ребенку, работа с семьей, с детским коллективом).
- Контроль над соблюдением психологических условий обучения, воспитания в группе, обучением ребенка желательному поведению, помощь педагогу.
- Разработка и осуществление психологом программы коррекции нежелательного поведения у ребенка специфическими средствами.
- Корректировка процесса формирования желательного поведения.
- Консультирование семьи, работа с родителями, привлечение их к реализации задач коррекции.
- Предупреждение возможных осложнений в процессе воздействия на нежелательное поведение дошкольника.
Таким образом, проводимые профилактические мероприятия в форме совместной работы с воспитателями создают у них понимание происходящего в момент вспышки нежелательного поведения у дошкольника. Формируют способность к выбору оптимального взрослого поведения, которое позволяет угашать детскую реакцию. Одновременная работа педагога-психолога по изучению ребенка, включенность в общение с ним в группе, по приобщению семьи к формированию желательного поведения в домашних условиях подкрепляет непосредственные усилия воспитателя.
Профилактический комплекс мероприятий позволяет уменьшать число нежелательных поведенческих реакций у детей, снижать их интенсивность, менять направленность, что приводит к устойчивому положительному результату. Но это процесс длительный, трудный, требующий усилий, терпения, настойчивости, а также постоянной работы по стабилизации безопасных, доверительных отношений между взрослым и ребенком.
Литература
- Бокалина Н.А., Ряскина И.А. Девиантное поведение дошкольников // Молодой ученый. 2019. № 47 (285). С. 451-453.
- Лич Д. Прикладной анализ поведения: методики инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015. 172 c.
- Мелешкевич О.В., Эрц Ю.М. Особые дети: введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Бахрах-М, 2017. 207 c.
- Тихомирова Ю.В. Исследование причин и функций нежелательного поведения детей с задержкой психического развития и детей с нормотипичным развитием // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 562-564.
- Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М.: Изд-во МПСУ, 2011. 10 с.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста: Академический проект, 2005. 334 с.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать