16+
Выходит с 1995 года
25 апреля 2024
Закон тяготения к противоположному

Монография В.С. Собкина «“Трагикомедия исканий” Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов» представлена на Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2022 года в номинации «Книга года по психологии». Предлагаем вниманию читателей главу «Закон тяготения к противоположному».

Центральное место при рассмотрении проблематики развития занимает обсуждение вопроса о характере тех процессов, которые влияют на смену одного этапа другим. И здесь важную роль для Выготского играет представление о диалектическом единстве и борьбе противоположностей.

Обратимся к соответствующему фрагменту рукописи:

«Закон психологического тяготения к противоположному — иначе нельзя назвать этого странного, но чрезвычайно часто повторяющегося с математической точностью в жизни духа явления.

Если Вы [глубоко верующий скептик] (зачеркнуто) глубокий атеист, то, по Достоевскому, Вы самый верующий человек. Достоевский сам после бунта Ивана Карамазова [стремится] к полному смирению. “Мира твоего, Господи, не приемлю”, провозглашает он устами Ивана Карамазова. “Смирись, гордый человек”, говорит он сам себе (Ивану Карамазову) в [Пушкинской] речи. Гаршин, безумец с душой, отравленной ядом красного цветка, с душой во власти безумия и хаоса, как отметил Чуковский, стремился превратиться в бухгалтера. И его вечно тянуло к цифре, к счету. Потому и тянуло к цифре, что в душе был хаос. “Вы говорите я безумен, а винтовка у рядового Иванова была № 18375” (Слова Чуковского). Спешу повториться: этот закон, как видно и из примеров [моих], несколько [односторонен] [он] тянет Человека от обратной стороны медали к лицевой, от безумия к цифре, от бунта к смирению, а не наоборот.

Правда раньше, мы знаем, как действует другой закон, от покоя к […ию], от смирения к бунту. В конце, говоря о вечном символе, я постараюсь показать, что закон этот не есть самостоятельный сам в себе существующий как и первый, которому подчинены явления жизни духа, а оба закона эти — от утверждения неприятия мира к утверждению его» (13-14 страницы рукописи).

На мой взгляд, для уточнения понимания этого фрагмента надо сделать по меньшей мере два комментария. Один из них касается отсылки Выготского к «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского [17], другой — к статье К.И. Чуковского о Гаршине [43].

Начну с первого — речи о Пушкине. Напомню, что Достоевский выделяет три этапа становления и развития Пушкина как русского писателя, выражающего особенности русского самосознания. Подчеркивая условность выделенных этапов и невозможность их четкого определения (ни по датам биографии поэта, ни на конкретных примерах его произведений), Достоевский наряду с этим фиксирует и то «ключевое противоречие», которое лежит в основании творческого развития Пушкина: с одной стороны, это чувство русской национальной самобытности, а с другой — стремление и готовность принять западную культуру.

При этом крайне важной в контексте проблематики развития оказывается обсуждаемая Достоевским ситуация личностного кризиса, что, кстати, характерно для ряда персонажей произведений Пушкина: ощущение своей изолированности, ненужности, когда «в своей земле сам не свой». Психологически это, в определенном отношении, соответствует и переживаниям Екклизиаста во втором, из выделенных Выготским, периоде его жизни. И в этой связи, чтобы уточнить содержательное своеобразие этих переживаний, важно иметь в виду тот способ, который предлагает Достоевский для разрешения мировозренческого личностного кризиса. Во-первых, здесь важна этическая максима: «счастье нельзя строить на несчастье другого»; именно ее соблюдение обеспечивает гармонию духа. Во-вторых, это вопрос о личной ответственности: «Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой — и узришь правду» [17, 139]. Подобное овладение собой является, в свою очередь, необходимым условием личностного ощущения свободы.

Подчеркну, что в этой ссылке на «Пушкинскую речь» Достоевского можно обнаружить крайне важные для будущих психологических исследований Выготского темы о произвольности, соотношении воли и свободы. В целом это дает основание к выводу о том, что важность этих понятий ощущалась Выготским уже на начальных этапах своей творческой деятельности — в период работы над Екклезиастом в 1912 г. Более того, темы эти рассматривались Выготским в контексте разрешения личностью нравственных проблем, определяя тем самым ее (личности) общую мировозренческую позицию. Важно также и то, что анализ воли и произвольности уже на раннем этапе творчества был у Выготского неразрывно связан с проблематикой сознания и личностного самоопределения.

Второй комментарий относится к статье Чуковского. Если отсылка к Достоевскому касается в большей степени разрешения личностного кризиса на мировозренческом (идеологическом) уровне, то статья Чуковского затрагивает иной содержательный уровень противоречий — личностной саморегуляции поведения.

Сама статья была опубликована в «Русской мысли» [43] и подготовлена на основе доклада, который был прочитан Чуковским осенью 1909 г. в Петербургском литературном обществе. Доклад и статья вызвали бурную дискуссию и жесткие критические замечания, суть которых сводилась к неадекватности оценок Чуковским художественных достоинств произведений Гаршина, роли и места этого писателя в русской литературе. В отличие от большинства раздраженных критиков, Выготский концентрирует свое внимание на главной — собственно психологической — идее статьи Чуковского, которая практически не обсуждалась в печати.

Так, вслед за Чуковским (неявно ссылаясь в рукописи на рассказы Гаршина «Красный цветок» и «Из воспоминаний рядового Иванова») Выготский определяет стилевое своеобразие произведений Гаршина следующим образом: наряду с передачей маниакального состояния и хаоса сознания, «отравленного ядом красного цветка», у него существует гипертрофированная «бухгалтерская» подробность описаний. Чуковский объяснял это тем, что Гаршин в своем творчестве бежал от собственного безумия к гипертрофированному точному описанию (предметов, персонажей, событий), ища в нем опоры и защиты. Этому наблюдению и соответствует запись Выготского: «этот закон … тянет человека от обратной стороны медали к лицевой от безумия к цифре, от бунта к смирению» (13-я страница рукописи). Таким образом, ключевым предметом рассмотрения у него оказывается процесс рационализации, который выступает в качестве особого защитного механизма, позволяющего разрешить личностный конфликт; по сути дела, здесь в неявном виде содержится классическая психоаналитическая трактовка о разрешении противоречий между «Я» и «Оно» [39].

Обобщая, можно сделать вывод о том, что первоначально, рассматривая вопрос о «законе психологического тяготения к противоположному» в логике проблематики развития, Выготский далее конкретизирует своеобразие его проявлений в разрешении внутриличностных конфликтов. При этом он выделяет два уровня: один касается разрешения мировоззренческих противоречий, другой — рационализации поведения, направленного на устранение «мотивационного хаоса». По сути говоря, в этом можно усмотреть и неявное присутствие психоаналитической модели в его размышлениях: конфликты между «Я» и «Сверх-Я», «Я» и «Оно». В целом же приведенные в этом разделе материалы важны, на мой взгляд, и в ракурсе рассмотрения вопроса об особенностях становления Выготского как профессионального психолога: они не просто фиксируют сформировавшийся у него в 16-летнем возрасте интерес к психологической проблематике (например, соотношение аффекта и интеллекта), но и позволяют обнаружить использование им в своих размышлениях определенных моделей и принципов анализа психологических явлений.

Литература

  1. Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., 1990.
  2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407.
  3. Белинский В.Г. «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. Т. 2. М., 1953. С. 253-345.
  4. Когелет. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона: В 16-ти т. Т. 9. Стлб. 597-607. СПб., 1911.
  5. Брандес Г. Шекспир, его жизнь и произведения / Пер. В.М. Спасской, В.М. Фриче, под ред. И.Н. Стороженка: В 2 т. Т. 1. М., 1901.
  6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 3. М., 1983. С. 5-313.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 16-ти т. Т. 2. М., 1982. С. 5-361.
  8. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 6. М., 1983. С. 5-90.
  9. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. М., 1983.
  10. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
  11. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце датском, В. Шекспира // Выготский Л.С. Полн. собр. соч.: В 16-ти т. Т. 1. Драматургия и театр / Сост., ред., комм., прим. В.С. Собкин. М., 2015. С. 77-290.
  12. Выготский Л.С. Трагикомедия исканий // Архив семьи Выгодских (рукопись). Гомель, 1912.
  13. Гаршин Вс.М. Избранное. М., 1982
  14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  15. Добкин С.Ф. Л.С. Выготский: начало пути. Воспоминания С.Ф. Добкина о Льве Выготском. Ранние статьи Л.С. Выготского / Публ., ред., предисл. и коммент. И.М. Фейгенберга. Иерусалим, 1996.
  16. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Т. 14. Л., 1976.
  17. Достоевский Ф.М. Пушкинская речь// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Т. 26. С. 136-149.
  18. Достоевский Ф.М. Старые люди // Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Т. 21. Л., 1980. С. 8-13.
  19. Завершнева Е.Ю. «Молюсь о даре душевного усилия»: Мысли и настроения» Л.С. Выготского в 1917-1918 гг. // Вопросы психологии. 2013. №2. С. 1-21.
  20. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е.Ю. Завершневой и Р. Ван дер Веера. М., 2017.
  21. Книга Екклезиаста, или Проповедника // Библия.
  22. Когелет (Екклесиаст) / Пер. равви Давида Йосифона. Седьмая книга раздела Писаний (Ктувим) Танаха.
  23. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2008.
  24. Леонтьев Д.А. Позитивная психология — повестка дня нового столетия // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2012. Т. 9. №4. С. 36-58.
  25. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии/ Пер. с франц., предисл., примеч. В.И. Колядко. М., 2000.
  26. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. №3. С. 9-15.
  27. Собкин В.С. К исследованию поэтики текстов Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981. С. 143-145.
  28. Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. М., 2015.
  29. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М., 1997.
  30. Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский: кто мы, откуда и куда? (К вопросу о национально-религиозной идентичности) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. №1. С. 116-125.
  31. Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский о радости и скорби (комментарии к статье «Мысли и настроения») // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. №3. С. 71-82.
  32. Собкин В.С., Климова Т.А. «Траурные строки»: к вопросу о национально-культурном самоопределении Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. №2. С. 4-12.
  33. Сырцова А., Митина О.В., Бойд Д., Давыдова И.С., Зимбардо Ф.Д., Непряхо Т.Л., Никитина Е.А., Семенова Н.С., Фьёлен Н., Ясная В.А. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3. №4. С. 19-31.
  34. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Смоленск — Москва, 2010.
  35. Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопросы психологии. 1981. №10. С. 127-137.
  36. Тургенев И.С. Воспоминания о Белинском // Соч. И.С. Тургенева (1844-1868-1874-1880): В 10-ти т. Т. 1. М., 1880. С. 19-62.
  37. Узин В.С. (под псевдонимом Кле). Листопад (о самоубийствах) // Бобруйские отклики. №104. 1911. 11 дек.
  38. Узин В.С. Растоптанный цветок // Бобруйские отклики. №85. 1911. 19 нояб.
  39. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет / Пер. с нем.; пред. Б.Р. Нанейшвили, Г.Б. Нанейшвили: В 2 т. Т. 1. Тбилиси, 1991.
  40. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ.; общ. ред. и послесл. В.И. Добренькова. М., 1990.
  41. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. и примеч. В.В. Бибихина. М., 1997.
  42. Чехов А.П. Три сестры // Полн. собр. соч. и писем: В 30-ти т. Т. 13. М., 1986.
  43. Чуковский К.И. О Всеволоде Гаршине (Введение в характеристику) // Русская мысль. 1909. №12. С. 117-141.
  44. Эйзенштейн С.М. Монтаж 1938 // Искусство кино. 1939. №1. С. 32-49.
В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Развитие идей Льва Выготского в разных странах обсудили в день его 125-летия
    18.11.2021
    Развитие идей Льва Выготского в разных странах обсудили в день его 125-летия
    Обсуждение в рамках международного круглого стола оказалось масштабным не только по разнообразию тем, но и по продолжительности — длилось почти 12 часов, и по географии участников: Россия, Греция, Австралия, США, Япония, Польша, Мексика, Бразилия.
  • Л.С. Выготский как театральный критик (по материалам рецензий)
    14.03.2021
    Л.С. Выготский как театральный критик (по материалам рецензий)
    «Обращение к драматургическому материалу для Выготского важно, в первую очередь, для собственного самоопределения и выявления тех смысловых линий, относительно которых им как рецензентом и оценивается спектакль», — пишет В.С. Собкин…
  • Маленькая книжка о большой памяти. A.P. Лурия
    16.07.2020
    Маленькая книжка о большой памяти. A.P. Лурия
    16 июля 1902 года родился выдающийся отечественный психолог, основоположник современной нейропсихологии Александр Романович Лурия. Одной из самых любимых не только у психологов, но у широкого читателя стала его «Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)»...
  • Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    02.04.2024
    Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    «Говоря о вооруженных нападениях на школы, неверно считать, что все случаи (и все нападающие) были идентичны: напротив, они отличались по личностным качествам, семейной истории, психическому здоровью».
  • Второе дыхание творческого наследия Федора Василюка
    12.03.2024
    Второе дыхание творческого наследия Федора Василюка
    «Федор Ефимович Василюк как-то сказал, что из множества собственных ипостасей — ученый, психотерапевт, преподаватель, декан, главный редактор и т.д. — он сам выбирает ту, которая идентифицирует его как человека размышляющего и пишущего».
  • Искупление чужой вины
    27.02.2024
    Искупление чужой вины
    «В консультировании мы чаще всего встречаемся с ситуациями, когда люди пытаются искупать вину родителей или вообще семейную вину. В крайних случаях это может принимать вид искупления вины рода или еще более крупного сообщества...»
  • О работе с местью в психологическом консультировании
    30.01.2024
    О работе с местью в психологическом консультировании
    «Стоит отметить, что месть является единственным преимущественно поведенческим видом разрешения обиды. Прощение и расчеловечивание могут не выражаться вовне, а происходить исключительно во внутреннем пространстве психики человека».
  • «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    29.03.2023
    «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    На фоне очевидных широких возможностей для развития, обучения, общения, самореализации, которые предоставляют цифровые технологии, все чаще в фокусе внимания оказываются негативные эффекты в настоящем, попытка прогнозировать долгосрочные последствия в будущем.
  • Тело как источник прекрасного
    11.03.2023
    Тело как источник прекрасного
    «Искусство даёт нам эту возможность — видеть красоту других и свою собственную, учиться находить её повсюду и радоваться этой простой естественной радостью».
  • Педагогика как область творчества
    27.02.2023
    Педагогика как область творчества
    «Творческая нереализованность опасна, как уже было сказано, не только для самого педагога “не по призванию” (“выгорание”, отсутствие чувства осмысленности жизни со всеми отрицательными последствиями). Она может отозваться и на детях, на отношении к ним…»
  • Ирония и юмор в балинтовской группе
    08.07.2022
    Ирония и юмор в балинтовской группе
    Важным эффектом, которого необходимо избегать балинтовской группе в процессе своей супервизионной работы, является феномен внутригрупповой иронии, нередко наблюдаемый в различных формах групповой терапии или супервизии…
  • Семейные факторы возникновения буллинга
    15.03.2022
    Семейные факторы возникновения буллинга
    Родительская включенность и поддержка, теплота и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, равно как и хорошо простроенная внутрисемейная коммуникация являются значимыми факторами защиты детей и подростков от виктимизации.
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»