18+
Выходит с 1995 года
15 января 2025
Стратегии профилактики проблемного поведения подростков и молодежи

Постановка проблемы. Многими учеными и практиками (М.Р. Арпентьева, Ю.А. Клейберг, И.А. Макаренко, В.Р. Шлычков и др.) признается тот факт, что для системной и эффективной профилактики социально-опасных форм девиаций нет достаточной правовой базы. Даже такие очевидно полезные методы, как инструментальная детекция лжи с использованием полиграфа, профайлинг, юридически не «легализованы». Следует признать, что профилактика социально-негативных форм профессиональных деформаций и девиантного поведения персонала в большинстве организаций практически отсутствует, а проблемы и рискогенные тенденции только усиливаются.

Цель статьи. Автор предлагает нетрадиционное, стратегическое представление о профилактике девиантного поведения в рискогенной подростково-молодежной среде [7], проводимой вне помещений официальных служб и специализированных центров (на улице, во дворах, на спортивных площадках и т.п.), ориентированной на установление контактов с социально эксклюзивной (маргинальной) группой и проведение профилактических мероприятий в естественных условиях ее функционирования — аутрич-профилактику девиантного (проблемного) поведения и технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Изложение основного материала исследования. Стратегия аутрич-профилактики (áутрич — от англ. out — вне и reach — достигать, охватывать) заключается в качественно новой для современной эпохи тактике социально-психолого-педагогической профессиональной деятельности, освоение которой диктуется временем, современной рискогенной и девиантогенной действительностью, нарастанием депривационных тенденций в обществе, сопровождающимися трудной жизненной ситуацией, социальной незащищенностью и др.

Аутрич-профилактика подразделяется нами на универсальную (первичную), селективную (вторичную) и индикативную (третичную). Универсальная аутрич-профилактика нацелена на предупреждение девиантных проявлений. Она по своей сути социальна и ориентирована на общую возрастную популяцию. Селективная профилактика носит избирательный характер и ориентирована на подростков и молодежь, проявивших склонность к девиантным поступкам. Индикативная профилактика направлена на конкретную личность и носит комплексный характер в тандеме с юристами, медиками, педагогами; ее целью является превенция закононаказуемых девиаций, оказание социально-медико-психолого-педагогической и юридической помощи, предупреждение рецидивов.

Генеральная цель стратегии аутрич-профилактики девиантного поведения — устранение факторов риска, развитие личностных ресурсов, создание поддерживающей социальной среды, и строится она на следующих принципах аутрич-активности.

Принцип стратегической целостности — определяет единую стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и тактические мероприятия.

Принцип системности — предполагает разработку и проведение целевых профилактических тактик (модулей) на основе системного анализа актуальной социальной ситуации в конкретном регионе и стране.

Принцип полиаспектности — предполагает разнообразие подходов к профилактической деятельности: личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, полисубъектный, комплексный и др.

Принцип ситуационной адекватности профилактической работы — означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической, социокультурной, социально-психологической и криминологической ситуации в топосе и стране.

Принцип непрерывности и целостности — реально обеспечивает непрерывность, целостность, динамичность, постоянство, развитие и усовершенствование профилактической деятельности.

Принцип консеснуальности — означает гармоничную межведомственную согласованность и взаимодействие между государственными и общественными структурами.

Принцип легитимности — подразумевает реализацию целевой профилактической деятельности на основе принятия ее идеологии, взаимопонимания и поддержки большинством населения.

Принцип полимодальности и максимальной дифференциации — предполагает исключение использования только одного метода или подхода в профилактической деятельности, открывает возможность гибкого применения различных методик и технологий.

Разнообразие факторов (экономических, педагогических, психологических и др.), влияющих на процесс социальной реинтеграции подростков и юношества, позволяет использовать в качестве приоритетной тактики аутрич-профилактику девиантного поведения как инновационный психолого-педагогический метод, помогающий не только сократить дистанцию между подростком и специалистом-аутричером, но и предоставить полный спектр эффективной социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, коррекционной и т.п. помощи. Аутричер (психолог, медиатор, социальный работник, волонтер, супервизор и др.) предстает здесь как специалист, владеющий методологией и технологией осуществления данной профессиональной деятельности — уличной профилактики (street prophylaxis) девиантного поведения подростков и молодежи.

Согласно «Словарю девиантолога» Ю.А. Клейберга (2021), аутрич (внешний контакт) — метод достижения вовне, направленный на установление контактов и донесение информации до проблемных социальных групп и субкультур, проведение консультаций и превентивно-профилактической работы в естественных условиях их пребывания (улице, дворах, местах тусовок).

В связи с обостряющейся конкурентной ситуацией на российском рынке образовательных услуг и профессий нами предпринята первая попытка создания многофункциональной модели аутрич-профилактики девиантного поведения подростков и молодежи с целью ее концептуализации и институционализации как актуального и перспективного вида социальной деятельности (в широком смысле), с одной стороны, и востребованной и конкурентоспособной профессии, — с другой.

Главное отличие нашей стратегической аутрич-модели от существующих заключается в том, что в ней делается акцент на вхождение (включенность) специалистов (психологов, педагогов и др.) в естественную проблемную подростково-молодежную среду с целью их социальной реинтеграции (адаптации) в социально приемлемый образ жизни и деятельности. При этом «социальная реинтеграция» в обсуждаемом нами контексте понимается как процесс восстановления или воссоздания позитивного опыта, возвращения юной личности в общество, в общественно значимую, созидательную деятельность и направлена на гармонизацию отношений, общения и взаимодействия, поступательное развитие каждой личности.

Нами выделены три основные стратегии аутрич-профилактики девиантного поведения:

  • стратегия универсальной профилактики — устранение причин возникновения девиаций в поведении;
  • стратегия личностно-ориентированной профилактики в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями каждой личности;
  • стратегия экстренного психологического реагирования — упреждающая профилактика на ранней стадии возникновения девиантного поведения.

Дадим характеристику этим стратегиям.

Стратегия универсальной аутрич-профилактики девиантного поведения предполагает максимальное исключение всех видов девиантного поведения за счет устранения причин, их вызывающих. Для организации такой профилактики необходимо, во-первых, спрогнозировать возможные реакции и отклонения; во-вторых, выявить предпосылки и теоретически обосновать curriculum vitae (краткое описание жизни и развития личности), исключающие появление любых негативных видов девиаций; в-третьих, создать необходимые условия для реализации позитивного потенциала личности, исключающие проявление девиантного поведения.

Во второй стратегии аутрич-профилактики девиантного поведения — личностно-ориентированной — предполагается строить профилактическую работу с учетом индивидуально-личностных особенностей каждой личности. В этом случае необходимо исследование индивидуально-психологических свойств всех участников процесса профилактики, с тем чтобы выделить среди них тех, кто находится в зоне социального и психологического риска, кто склонен к проявлению различных девиаций, и заблаговременно предпринять превентивные меры.

К факторам, влияющим на возникновение девиантного поведения, можно отнести следующие (по Е.В. Змановской и Ю.А. Клейбергу): индивидуально-типологическая ранимость; нарушение саморегуляции личности; дефицит ресурсов личности; дефицит социально-поддерживающих систем; социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие девиантное поведение; особенности девиантного поведения; форма и степень выраженности девиантного поведения; отношение личности к отклоняющемуся поведению; ингибиторы и ресурсы личности. Сочетание нарушений нескольких факторов определяет психологическую склонность личности к определенному виду девиантного поведения [3, с. 78–80; 6, с. 42–56].

Третья стратегия аутрич-профилактики девиантного поведения — стратегия экстренного психологического реагирования. Очевидно, что чем раньше начинается аутрич-профилактика, тем она эффективней. В существующей практике такая психопрофилактическая работа традиционно включает в себя следующие формы: организацию социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Для данной стратегии аутрич-профилактики девиантного поведения важно, чтобы личность еще не избрала асоциальный способ удовлетворения своих потребностей и, тем более, у нее не сформировалась привычка к девиантным проявлениям. Следовательно, необходимо успеть заблокировать девиантный способ удовлетворения потребности личности на самом раннем этапе.

Стратегия психолого-педагогической аутрич-профилактики девиантного поведения подростков и молодежи характеризуется, как минимум, тремя основными признаками.

Во-первых, психолого-педагогическая стратегия предполагает постановку главных целей аутрич-профилактики девиантного поведения, выбор ее основных векторов и способов ее реализации.

Во-вторых, психолого-педагогическая стратегия направлена на решение тех личностных противоречий средствами профилактики, которые возникают вне (за пределами) профилактического процесса официальных учреждений и организаций, процесса социализации, между мотивами юной личности и тем, что ей предлагает реальная жизнь в неконтролируемом социальном пространстве.

В-третьих, психолого-педагогическая стратегия призвана прогнозировать некую среду активности подростков и молодежи, стимулируя их к поиску разумного, позитивного способа решения своих жизненных проблем.

Для успешной адаптации подростков и молодежи нами предлагаются два стратегических способа: стратегия реагирования (т.е. амортизация последствий влияния рискогенной социальной ситуации) и стратегия предвосхищения (развитие способности справляться с жизненными трудностями, актуализация адаптационного потенциала как личности, так и общности). При этом данные адаптационные способы проявляются как в активной, так и в пассивной форме. Активный стратегический способ ориентирован на стремлении личности изменить среду своей жизнедеятельности, противостоять негативному влиянию среды, выражать свое несогласие с ней; пассивный стратегический способ — направлен на самосохранение личности, принятие ею жизненных обстоятельств такими, какие они есть, и следование им.

Предполагаю, что результатом социальной реинтеграции станет успешная адаптация и интеграция юной личности в новой социальной среде, исключающей (блокирующей) девиантные проявления.

Как видно, стратегия психолого-педагогической аутрич-профилактики девиантного поведения рассматривается нами, с одной стороны, как социально-психолого-педагогическая деятельность, в которой выделяются цель как стратегический ресурс и координата, пути и средства ее достижения, а с другой — как творческий процесс специалистов социономических профессий (психологов, педагогов, юристов, социальных работников, медиков), протекающий во времени и представляющий собой континуум целесообразных профессиональных действий, направленных на достижение определенного результата [5].

Как процесс, каждая психолого-педагогическая стратегия реализуется последовательно и поэтапно в соответствии с обозначенной целью. По нашему мнению, этапами реализации стратегии психолого-педагогической аутрич-профилактики девиантного поведения подростков и молодежи выступают: конкретизация, моделирование и реализация. Конкретизация — это этап вовлечения молодежи в многообразие актуальных связей и отношений, что позволяет понять психолого-педагогический смысл этих взаимоотношений и при необходимости подобрать нужную тактику для реализации психолого-педагогической стратегии; моделирование — это этап творческой разработки психолого-педагогической стратегии, насыщение ее личностным смыслом, что приводит к созданию стратегических моделей разной конструкции и содержательного наполнения; реализация — этап внедрения психолого-педагогической стратегии в процесс совместного осуществления психологом, педагогом и молодым человеком способов достижения поставленной психолого-педагогической задачи, направленной на профилактику девиантного поведения в комфортной для него среде. В этом смысле стратегия психолого-педагогической аутрич-профилактики нами рассматривается как двуединый процесс профессионального становления, формирования, развития и воспитания юной личности, основывающийся на принципах мотивационного стимулирования (по аббревиатуре «FRAMES»):

  • F — наладить с клиентом обратную связь о поведении (Feedback);
  • R — делать акцент на собственной ответственности за изменение поведения (Responsibility);
  • A — советовать / рекомендовать возможности изменения в поведении (Advice);
  • M — обсуждать альтернативные подходы (меню) возможных вариантов изменения поведения (Menu);
  • E — выражать эмпатию и толерантность в отношениях (Empathy);
  • S — поддерживать и укреплять в сознании веру в собственные способности к изменениям — самоэффективность (Self-efficacy).

Как уже нами было отмечено, реализация стратегии психолого-педагогической аутрич-профилактики как процесса предусматривает последовательное создание условий, учет социальных, психологических и педагогических предпосылок, объективных требований, определяющих результативность выбранной стратегии. Реализуя именно таким образом стратегию, специалисты-аутричеры добиваются достижения цели в своей профессиональной деятельности, успешного решения поставленных психолого-педагогических и превентивно-профилактических задач. Среди субъектных предпосылок следует выделить личностные (знания, умения, навыки, компетентности, особенности характера личности, ее потенциалы, рефлексия, мотивы, побуждающие к достижению профессионально-значимых задач и др.), ситуационные (определяются реальной характеристикой состояния социокультурного пространства, традициями, нравственно-психологическим климатом и др.) и средовые (характеризуются актуальной социальной микросредой, принципами функционирования, требованиями общежития).

Таким образом, совершенно очевидно, что для реализации представленной нами стратегии необходимо социальное и психолого-педагогическое сопровождение подростков и молодежи как специально организованная аутрич-деятельность, направленная на успешность и эффективность обеспечения стратегических и тактических целей и задач психолого-педагогической аутрич-профилактики девиантного поведения.

Современное состояние общественного развития настоятельно требует актуализации психолого-педагогических разработок эффективных психолого-педагогических превентивно-профилактических и коррекционных технологий и применение их в практической деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений.

Теперь о второй стратегии профилактики девиантного поведения подростков и молодежи — технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Одним из таких инновационных актуализаторов может стать теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), автором которой является Г.С. Альтшуллер [1, с. 37–49].

Строго говоря, теория решения изобретательских задач является не только собственно теорией, но одновременно и специальной психолого-девиантологической технологией, способной не только выявлять и разрешать социально-психологические противоречия и проблемы, возникающие в подростково-молодежной среде в процессе социализации, но и формировать у них систему нравственных ценностей и норм, ценностные ориентиры, установку на позитивное поведение и др. Мы предполагаем, что при активном использовании такой технологии решения изобретательских задач (тоже — ТРИЗ), способной стимулировать творческую инициативу подростков, возможно своевременно и оперативно проводить превентивную, профилактическую и коррекционную работу в образовательных и культурно-досуговых учреждениях, способствовать повышению уровня социальной ответственности, гражданственности, патриотизма у юных граждан и др.

Поскольку ТРИЗ технологичен, а значит, управляем, то он требует правильной алгоритмизации и организации научно-методического сопровождения, что способствует преодолению психолого-педагогической инерции, стремлению к бесконфликтному решению проблем, разрешению социальных противоречий, минимизации девиантных проявлений и т.п.

Однако должен заметить, что процесс социализации личности, как выясняется, всегда имел и сейчас имеет не только позитивные (созидательные), но и агрессивные (деструктивные) характеристики, а значит, — носит девиантогенный характер, часто с деструктивными тенденциями. Деструктивное поведение — это поведение, нарушающее, разрушающее или приводящее к распаду любой социальной связи и качества жизни человека в целом. На личностном и групповом уровнях результатом деструктивного поведения является социальная дизадаптация (то есть нарушенная, искаженная адаптация) [6].

Социальная адаптация и социализация — непрерывно продолжающийся, единый процесс саморегуляции человека, процесс освоения и принятия устоявшейся системы ценностей и норм, постоянно воспроизводящий существующий порядок общества, легализацию норм, является основанием его структурированности и интегрированности, объединенный культурой. Суть же ценностей сводится к санкционированию легитимности норм. Культура, таким образом, является универсальным способом существования целостности социальных норм в условиях исторически противоречивого социума. Тем не менее, процесс социализации — это обретение личностью своей индивидуальности, своего социального Я [4].

Появление различных форм девиаций связано с изменением природы социальной реальности, с бурным ростом в ней внутренних противоречий и конфликтов. И вместо социальных норм, выработанных на основе культуры, гуманизма и справедливости, мы все чаще встречаем проявление насилия, психологического и криминального террора, социального отчуждения, дезадаптивного поведения, агрессии и т.п. Часто процесс социализации в конкретном обществе проходит в том направлении, в котором развивается само общество: если общество демократичное и цивилизованное, и в нем реально функционируют права и свободы личности, то и процесс социализации проходит с учетом данных приоритетов, то есть создаются условия, способствующие формированию индивидуальности личности, ее всестороннему и гармоничному развитию.

ТРИЗ-технология профилактики девиантного поведения в социальной сфере — целевая технология. Она представляет собой универсальную технологию анализа и решения медиативных, психолого-педагогических, девиантогенных, конфликтогенных и др. проблем в подростково-юношеской среде, которая опирается на специальные знания в области психологии, конфликтологии, девиантологии, этики, социальной педагогики и других наук.

Выводы

Таким образом, использование данных стратегий обеспечивает гарантированный результат в разрешении многих специфических и сложных социальных и психологических задач в процессе позитивной социализации личности, способствующей развитию активных социальных связей, общностей, реализации своих способностей и интересов.

Литература

  1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества / Альтшуллер Г.С., Шапиро Р. Б. // Вопросы психологии. — 1956. — №6. — С. 37-49.
  2. Большакова Н.Л. Направления профилактической деятельности в аутрич-работе с наркозависимой молодежью / Большакова Н.Л. // Экономика и социум. — 2016. — №11(30).
  3. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Змановская Е.В. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  4. Клейберг Ю.А. Криминальная психология молодежных субкультур: Учебное пособие / Клейберг Ю.А. — СПб: ИД «АЛЕФ-ПРЕСС», 2021.
  5. Клейберг Ю.А. Социальная психология добровольческой деятельности: дайджест курса с кейсами и приложениями для студентов вузов и колледжей / Клейберг Ю.А. — Махачкала: АЛЕФ, 2021.
  6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. — 12-е изд., перераб. и доп. / Клейберг Ю.А. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2020.
  7. Клейберг Ю.А. Превентивная ювенальная девиантология: учебное пособие / Клейберг Ю. А. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2020.

Источник: Клейберг Ю.А. Стратегии профилактики проблемного поведения подростков и молодежи // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии : сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, 13–15 октября 2021 года / под науч. ред. Ю.В. Богинской. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021. С. 133–139.

Фото: страница Юрия Клейберга ВКонтакте

В статье упомянуты
Комментарии
  • Владислав Львович Ларичев
    11.01.2024 в 12:24:02

    Теория производит впечатление очень умной. Юрию Александровичу и всем остальным участникам Аутрич-профилактики, мне думается, следует на практике "пришиться" к "пацанам" и проверить её действенность. А то умных статей на эту тему много, и даже Федеральный закон на эту тему очень хорошо написан (№120-ФЗ "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 1999 года), а только на практике это всё не выполняется. Нет запроса на выполнение от контролирующих органов. Только после очередного шутинга помусолят тему в СМИ пару дней и забудут.

    • Юрий Александрович Клейберг
      Юрий Александрович Клейберг
       ответ пользователю Владислав
      Тверь
      24.01.2024 в 08:20:23

      Уважаемый Владислав Львович, благодарю Вас за комментарий и неравнодушное отношение к "подростковой девиантологической проблематике". Вы абсолютно правы и возразить мне не чем. Только поблагодарить.

    , чтобы комментировать

  • Нина Сергеевна Ткач

    Юрий Александрович! Золотые слова: "Часто процесс социализации в конкретном обществе проходит в том направлении, в котором развивается само общество: если общество демократичное и цивилизованное, и в нем реально функционируют права и свободы личности, то и процесс социализации проходит с учетом данных приоритетов, то есть создаются условия, способствующие формированию индивидуальности личности, ее всестороннему и гармоничному развитию".
    Тем не менее, как вы пишете ( и это соответствует действительности) : "Появление различных форм девиаций связано с изменением природы социальной реальности, с бурным ростом в ней внутренних противоречий и конфликтов. И вместо социальных норм, выработанных на основе культуры, гуманизма и справедливости, мы все чаще встречаем проявление насилия, психологического и криминального террора, социального отчуждения, дезадаптивного поведения, агрессии и т.п." Так и начинать надо с реальности, с мира, в котором растут эти подростки и молодежь. И очень многие оказываются в местах заключения, где с ними по идее надо тоже проводить работу по будущей их социализации. А уж если они отбывают наказание и опять оказываются в этом мире, из которого они защищались, то тут их добивают надзором. Но это не профилактика, а, наоборот, усиление, ухудшение состояния, а не поиск ресурсов и возможностей для освободившегося человека. Идея Ваша прекрасна, но не выполнима в нашей социальной реальности. Я вообще считаю , что вырастить ребенка здоровым физически, психически и социально адаптированным в нынешней реальности практически невозможно. Но хоть одного- двух бы спасти, донести до воды, чтобы они гармонично развивались и жили! Спасибо Вам за статью

    • Юрий Александрович Клейберг
      Юрий Александрович Клейберг
       ответ пользователю Нина
      Тверь
      24.01.2024 в 08:31:45

      Уважаемая Нина Сергеевна! Я Вам очень признателен за проявленный интерес к статье и проблеме в целом. Рад, что наши позиции схожи. Остается самая малость - создать альтернативную существующей, малоэффективной системы профилактики и защиты подрастающих поколений от посягательств на их сознание и поведение, - научно обоснованную и действительно практико-ориентированную концепцию. Над этим я сейчас и работаю на личном энтузиазме. Грантовской поддержки, увы, не имею, как нет и помощи со стороны профильных министерств (федеральных и региональных). Читайте ниже мой комментарий по встрече двух обмундсменов "Нужно комплексное исследование причин подростковой агрессии" .

    , чтобы комментировать

, чтобы комментировать

Публикации

  • К проблеме оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде
    20.05.2024
    К проблеме оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде
    «Современная ситуация складывается таким образом, что запросы практики на разработку инструмента оценки риска радикализации в некотором смысле пока еще опережают возможности психологической науки...»
  • Экранное насилие и психопатология: не пора ли прозреть?
    26.12.2022
    Экранное насилие и психопатология: не пора ли прозреть?
    В.Е. Семенов: в суровое, требующее особенной ответственности и здравомыслия время, наступившее после 24 февраля, психопатологическая чернушная тематика продолжает демонстрироваться на нашем телевидении.
  • А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    08.08.2022
    А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    Жизнь в пространстве травмы и жизнь в пространстве агрессии — в определенном смысле можно между ними ставить знак равенства. Ибо травматический опыт в ситуации агрессии приобретает не только жертва, но и агрессор. А также свидетели, наблюдатели.
  • Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза
    20.05.2022
    Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза
    Отождествлять поведение человека в Сети с поведением в реальности было бы ошибочным, ибо киберпространство способствует тому, что происходит растормаживание, снижение тех барьеров, которые регулируют поведение субъекта в реальной жизни...
  • Кино как стимул насилия и психопатологии
    01.06.2021
    Кино как стимул насилия и психопатологии
    Лавина агрессии и насилия круглосуточно льётся на нас со всевозможных экранов! О губительном влиянии этого информационного потока почему-то забывают. А законы подражания, психического заражения и внушения продолжают действовать в реальной жизни…
  • Свобода: ответственность, негативизм, забота
    28.04.2021
    Свобода: ответственность, негативизм, забота
    «Важно дифференцировать, стоит ли за гипертрофированным стремлением подростка к свободе типичная возрастная реакция или же это формирующийся негативизм с соответствующими рисками развития агрессивной личности», — отметил Артур Александрович Реан…
  • Социально-психологический климат и агрессия
    05.12.2018
    Социально-психологический климат и агрессия
    В коллективе трудовом (моббинг), учебном (буллинг), семейном (домашнее психологическое насилие) могут оказаться люди, портящие атмосферу – так называемый социально-психологический климат. Зачастую травля поддерживается, а иногда и инициируется не только и не столько рядовыми членами коллектива, а лидерами, руководителями (учителя, администрация, родители). В Интернет-пространстве агрессия процветает в виде кибер-тавли. Дожили до цивилизованного общества, а агрессию никто не отменял...
  • Пасынки государства. Асмолов об эффекте порочного круга
    28.11.2018
    Пасынки государства. Асмолов об эффекте порочного круга
    Сегодня всё более и более возмущенное массовое сознание ищет «козлов отпущения» за рост жестокости и агрессии в школах, больницах, вбрасывая ёмкие формулы «кто виноват?» – и поспешно пытаясь ответить на вопрос, «что делать?». — «Ну и молодежь пошла!» — «Ну и учителя пошли!»... Пошли… И все они куда-то идут, и испытывают в своих профессиональных судьбах феномен личностного выгорания, сгорают, и вымещают свою недолюбленность друг на друге, на учениках и на учителях, на родных и близких...
  • Как выжить школьному психологу в нестабильном мире?
    07.11.2018
    Как выжить школьному психологу в нестабильном мире?
    Круглый стол предназначен для объединения психологов образования с целью оказания профессиональной консультативно-методической помощи в сложных нестабильных социальных ситуациях, создание общего поддерживающего пространства; обсуждения проблем, возникающих в обществе в связи с критическими, непредсказуемыми аффективно-агрессивными чрезвычайными ситуациями, а также показать стратегии действия психолога образования...
  • О подростковых суицидах...
    07.11.2018
    О подростковых суицидах...
    Уровень напряжения в обществе растет, а вместе с ним - тревожность и агрессия. Достаточно часто или почти всегда напряжение ищет выход, появляется желание наказать, отомстить, восстановить справедливость. Поднимаются массовые процессы, это уже эмоции не одного человека. Это эмоции групп, они обладают эффектом заражения, и охватывают большое количество людей. Но сами по себе они не дают разрешения. Усиление напряжение и поиск виноватых порождает новую агрессию и еще больше усиливает тревогу. Поэтому искать причины появления чрезвычайных ситуация подростковых убийств и обвинять родителей или педагогов - совершенно непродуктивный подход...
  • Нужно комплексное исследование причин подростковой агрессии
    07.09.2017
    Нужно комплексное исследование причин подростковой агрессии
    Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова сообщила, что необходимо провести специальное исследование ценностной сферы в подростковой среде с привлечением социологов и психологов, чтобы выявить причины трагедии в Ивантеевке и предотвратить новые трагические случаи. У нее уже есть договоренность с Академией развития образования (РАО) о проведении комплексного исследования в данной области. «Важно выявить истинные причины подобного агрессивного поведения подростков и бить точно в цель для того, чтобы профилактическая работа была эффективной»...
  • Социокультурные ресурсы мегаполиса как фактор позитивной социализации детей и подростков
    04.01.2025
    Социокультурные ресурсы мегаполиса как фактор позитивной социализации детей и подростков
    «Экзосреда мегаполиса оказывает опосредованное влияние на социализацию личности во всех жизненных сферах, предоставляет огромные социокультурные ресурсы для позитивной социализации».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»