16+
Выходит с 1995 года
30 октября 2024
Правовая и психологическая безопасность семьи в рамках сопровождения несовершеннолетних потерпевших на следственных действиях

Благодаря решительной позиции Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, поддержавшего инициативу Главного следственного управления по городу, в апреле 2011 года на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания социальный приют для детей «Транзит» (далее — приют «Транзит») был создан Отдел межведомственного взаимодействия (далее — Отдел).

Отдел призван заниматься вопросами сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе пострадавших от жестокого обращения и насилия.

Одно из направлений работы Отдела — сопровождение несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в ходе следственных действий и проверочных мероприятий по статьям 131–135 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) (преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности1). Специалисты также занимаются реабилитацией несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) и членов их семей.

Работа с семьей проводится комплексно. Как показывает практика, родители, чьи дети оказались жертвами сексуального насилия, могут испытывать чрезвычайно сильные негативные переживания. Они также являются пострадавшими и нуждаются как в психологической, так и юридической помощи.

Действующее законодательство предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего (ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего»2). Указание закона направлено не только на облегчение работы следователя по получению показаний, соответствующих действительности, но и имеет своей целью охрану прав несовершеннолетнего.

Педагоги и психологи (далее — специалисты), работающие на следственных действиях, — это помощники следователя, у которых можно получить профессиональный совет и поддержку. Однако, чтобы оказать свою помощь следователю, ребенку и законному представителю, они сами должны обладать специальными знаниями, такими как: права и обязанности специалиста (ст. 58 УПК РФ3); отличие деятельности эксперта от деятельности специалиста (ст. 57 УПК РФ4); направления работы на следственных действиях; в каких случаях необходимо участие законного представителя в ходе следственных мероприятий (ст. 45 УПК РФ5); временной регламент допроса несовершеннолетнего в зависимости от возраста (ст. 191 УПК РФ6); проведение интервью с ребенком, перенесшим насилие; признаки эмоционального напряжения у несовершеннолетних во время следственных действий; приемы манипуляций и способы противостояния им. К сожалению, следователи или адвокаты со стороны подозреваемого могут использовать некоторые приемы для получения «нужных» показаний.

Когда специалисты выходят тщательно подготовленными на следственные действия, знают свои права, полномочия, то могут объяснить поведение следователя (дознавателя) в тех или иных ситуациях, не боятся задавать вопросы следователю и несовершеннолетнему, отклонять провокационные или наводящие вопросы адвоката со стороны подозреваемого или самого подозреваемого, который также принимает участие в следственных мероприятиях. Если специалисты имеют представление о регламенте проведения допроса, очной ставки, опознания и пр., то это помогает им создать безопасную среду в следственном отделе и не допустить повторной травматизации несовершеннолетних в ходе следственных действий.

Профессиональные знания специалиста на следственных мероприятиях, с одной стороны, направлены на обеспечение психологической безопасности несовершеннолетнего потерпевшего как лица, оказавшегося в крайне сложной жизненной ситуации, а с другой — на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе его взаимодействия с несовершеннолетним пострадавшим.

Опираясь на опыт работы специалистов Отдела, можно выделить следующие функции психолога на следственных действиях:

  • организация безопасного пространства для несовершеннолетних;
  • обеспечение связи между участниками допроса;
  • эмоциональная поддержка несовершеннолетнего, его родителей и, если это необходимо, следователя в процессе следственных мероприятий;
  • наблюдение за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетнего в ходе следственных действий [5, с. 26-27].

Первые три функции может выполнять и педагог, сопровождая несовершеннолетнего потерпевшего в следственных действиях.

Упомянутые функции характерны для всех основных следственных мероприятий, таких как опрос, объяснение, допрос, опознание, очная ставка, проверка показаний на месте и т.п.

Особое внимание на следственных действиях следует уделять наблюдению за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетнего. Необходимо вовремя сообщать следователю о том, что состояние несовершеннолетнего меняется в худшую сторону, — это позволит снизить или предотвратить риск травматизации.

Следственные действия представляют собой нестандартную ситуацию.

Для несовершеннолетних, пострадавших от сексуализированного насилия и находящихся в связи с этим в психотравмирующем состоянии, следственные мероприятия являются дополнительным стрессовым фактором, способным привести к вторичной травматизации. При допросе потерпевший несовершеннолетний вынужден обращаться к пережитому негативному опыту, погружаться в детализированное воспоминание о травмирующих событиях, описывать их перед незнакомыми людьми, заново переживать страх, гнев, вину.

В ситуациях, когда несовершеннолетний переживает сильные эмоции, но не имеет возможности выразить их, возникает эмоциональное напряжение.

Психологу, сопровождающему пострадавшего ребенка в ходе следственных мероприятий, необходимо уметь распознавать возникающее напряжение и вовремя оказывать поддержку: «Тебе страшно», «Ты злишься», «Тебе стыдно». Таким образом, специалист отражает переживаемые эмоции несовершеннолетнего и позволяет им проявляться.

В зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей эмоциональные проявления несовершеннолетних являются своеобразным индикатором их состояния.

Примеры (имена изменены).

Дмитрий, 10 лет (потерпевший). Сексуальному насилию подвергался со стороны родственника с 7-летнего возраста. При ответах на вопросы, связанные с насилием, ребенок теребил рукава куртки, ковырял царапины на руках, забирался с ногами на диван, прижимая голову к коленям, с силой скручивал листок бумаги, который находился в руках. Во время вопросов о действиях сексуального характера стал биться головой о стенку дивана, монотонно повторяя одно и то же движение, постоянно говорил: «Ничего не помню». Во время нейтральных вопросов несовершеннолетний сидел спокойно и подобных реакций не проявлял.

Евгений, 13 лет (потерпевший). Незнакомый мужчина принуждал его к действиям сексуального характера, заманив в безлюдную часть парка. От изнасилования несовершеннолетнего спас наряд полиции, патрулировавший территорию. Во время допроса мальчик, говоря о личности насильника, злился, кричал, использовал нецензурные выражения, махал руками, обещал «сломать ноги» обвиняемому, когда потом с ним встретится.

Валерия, 14 лет (потерпевшая). Была подвержена насильственным действиям сексуального характера со стороны соседа по лестничной площадке. Во время допроса при рассказе о случившихся травмирующих событиях и ее общении с обвиняемым несовершеннолетняя опускала глаза, смущалась, говорила тихо и постоянно улыбалась.

Одни и те же переживания у потерпевших могут проявляться по-разному, поэтому особенно важно внимательное отношение специалиста к эмоциональному состоянию и самочувствию несовершеннолетних. Необходимо анализировать вербальные и невербальные проявления эмоционального напряжения (изменение темпа и ритма речи, увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адекватного выражения, закрытые позы, изменение межличностной дистанции и пр.) и сообщать об этих реакциях следователю, чтобы он мог учитывать их при ведении следственных действий и обеспечивать щадящую процедуру допроса [4, с. 37].

Важной функцией специалиста на следственных действиях при сопровождении несовершеннолетних потерпевших по тяжким преступлениям является организация безопасного пространства. Допрос несовершеннолетнего может проходить в специально оборудованном помещении, так называемой «зеленой комнате»7. Данные «комнаты» были созданы в следственных отделах Фрунзенского и Калининского районов Санкт-Петербурга.

На базе полустационарного отделения приюта «Транзит» также оборудовано и постоянно функционирует специализированное помещение для ведения следственных действий с участием малолетних несовершеннолетних (количество следственных действий на площадке зависит от разных факторов). Помещение состоит из комнаты ожидания, комнаты для проведения допроса и обзорной комнаты. Между комнатой для допроса и обзорной комнатой установлено зеркало А. Гезелла, в помещениях также имеются технические средства для проведения следственных мероприятий с использованием видео- и аудиозаписи.

Основная функция данной «зеленой комнаты» — создание комфортной и отвечающей потребностям несовершеннолетних обстановки. Подобная среда, в сочетании с адекватной возрасту и уровню развития ребенка тактикой допроса, может способствовать снижению риска или недопущению травматизации в процессе проведения следственных мероприятий, а также повышению их эффективности (чем ниже уровень эмоционального напряжения, тем выше вероятность того, что ребенок в процессе допроса (опроса, объяснения) даст адекватные показания) [3, c. 40].

Существенным при участии несовершеннолетнего в очном опознании является использование зеркала А. Гезелла. Если специалист присутствует на данном следственном мероприятии, то необходимо сообщить следователю и законному представителю о важности проведения очного опознания в помещении, где будет установлено зеркало А. Гезелла (п. 8, ст. 193 УПК РФ8). Несовершеннолетние, признанные потерпевшими по половым преступлениям, чаще всего очень боятся или не хотят встречаться с подозреваемыми. Изначально дети могут заявлять, что готовы к опознанию, но на практике специалисты Отдела сталкивались с тем, что достаточно нескольких слов «злодея», и ребенок начинает плакать. Использование зеркала А. Гезелла при опознании даст возможность не вступать в контакт с подозреваемым напрямую и позволит уменьшить травмирующее воздействие следственного действия на психологическое состояние несовершеннолетнего.

Также при опросе несовершеннолетних потерпевших очень важно не допускать в помещение, где проходят следственные действия, посторонних лиц, которые не принимают участие в следственных мероприятиях. Об этом специалист может сообщить следователю перед началом допроса. Отсутствие посторонних в кабинете следователя или в кабинете специалиста будет одной из составляющих обеспечения безопасного пространства.

В ходе следственных мероприятий психологу необходимо взаимодействовать и с законными представителями несовершеннолетнего. Во-первых, установление контакта с ними поможет узнать информацию о ребенке, что, в свою очередь, будет способствовать эффективной работе с потерпевшим. Во-вторых, важна работа с чувствами родителя. Если мы говорим о преступлениях против половой неприкосновенности (ст. 131–135 УК РФ9), то родителям бывает очень сложно принять случившееся с ребенком: они могут начать злиться, проявлять агрессию в отношении следователя, специалиста или даже несовершеннолетнего. Перед самим допросом или другим следственным действием специалисту важно сообщить законному представителю о том, что ребенку потребуется его поддержка. Любое следственное мероприятие является для несовершеннолетнего стрессовой ситуацией, поэтому родитель может выступать фигурой, на которую можно опереться. Но это будет возможно только в том случае, если сам родитель собран и эмоционально устойчив. Если законный представитель сильно волнуется, тревожится или гневается, то нужно отразить эти чувства, задать вопросы: «Что сейчас происходит?», «Вы злитесь?» и пр. Важно пресекать попытки влияния и давления законного представителя на несовершеннолетнего. В случае противодействия законного представителя возможна замена его на другого родителя или представителя органов опеки (п. 3 ст. 191 УПК РФ; п. 2.2 ст. 45 УПК РФ10). Соответственно, будут соблюдены права несовершеннолетнего, и для него будет организована, насколько это возможно, безопасная обстановка.

По окончании следственных действий нужно рассказать законному представителю и несовершеннолетнему (в зависимости от возраста), что последствия случившегося могут быть отсрочены, и если законный представитель заметит изменения в поведении ребенка, то семья сможет получить психологическую помощь, обратившись в те или иные организации. Таким образом, специалисты, выполняя свои обязанности при сопровождении несовершеннолетних в ходе следственных действий по тяжким преступлениям, могут обеспечить психологическую и правовую защищенность как самих детей, так и семьи в целом.

Примечания

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 06.04.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 26.04.2024).

2 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.04.2024).

3 См. там же.

4 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.04.2024).

5 См. там же.

6 См. там же.

7 Приказ Следственного комитета России от 03.03.2015 №19 «Об оборудовании специальных помещений для производства в Следственном комитете Российской Федерации следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних». URL: https://base.garant.ru/72044494/ (дата обращения: 26.04.2024).

8 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.04.2024).

9 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 06.04.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 26.04.2024).

10 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.04.2024).

Литература

  1. Калашникова Г.В. Психологическая работа педагога-психолога с законными представителями на следственных действиях // Социальное обслуживание семей и детей: науч.-метод. cб. Вып. 9.: Теоретические и практические аспекты работы психолога в учреждении социального обслуживания населения. 2016. С. 98–101.
  2. Копосова Е.В., Шеремета О.Л. Процесс взаимодействия педагога-психолога с участниками следственных действий // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: матер. междунар. науч.-практ. конф. 20-21 апр. 2017 г. / под общ. ред. Ю.П. Платонова. Санкт-Петербург: ГИПСР, 2017. С. 47–49.
  3. Методические рекомендации по организации и ведению допроса несовершеннолетних в специализированном помещении на этапе следствия. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2014. 66 с.
  4. Организация работы учреждения по оказанию помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия: на примере Службы межведомственного взаимодействия СПб ГБУ социальный приют для детей «Транзит»: метод. матер. / под ред. М.П. Рябко, Е.В. Копосовой. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: СПб ГБУ ГИМЦ «Семья», 2015. 172 с.

Источник: Ромашко Е.В. Обеспечение специалистами правовой и психологической безопасности семьи в рамках сопровождения несовершеннолетних потерпевших на следственных действиях // Социальное обслуживание семей и детей. 2024. Вып. 23. С. 70–77.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»