16+
Выходит с 1995 года
26 июня 2024
А.Е. Бирюкова: Мой путь в психотерапию (гештальт-терапию)

Мой путь в клиническую психологию и гештальт-терапию был довольно долгим, и он тесно связан со всем жизненным и профессиональным опытом. У меня за плечами был успешный опыт тренера и консультанта в сфере психологии бизнеса и карьерного коучинга, и я сама была зрелым человеком, когда разочаровалась в возможностях того, что делаю для людей. Парадигма гештальт-терапии помогла мне найти решение и органично соединила знания, опыт и систему убеждений. На мой взгляд, мастерство определяется не набором техник или методик — их множество, а глубоким внутренним пониманием теории, практики и философии того подхода, который психолог выбирает как основу своей работы.

Еще в 70-е годы я хотела стать врачом или психологом, но на медицинский поступать не решилась — я не могла причинять людям боль, а что такое психология, в годы моей юности мало кто понимал, и родители были против. «Ну тогда на крайний случай ветеринаром», — сказала я. Эта идея им понравилась еще меньше, и в итоге я поступила на биофак.

Там я обнаружила возможность «лечить» природу от бездумного воздействия человека, и это называлось «рекультивация». Мои курсовые и дипломные работы были посвящены восстановлению экосистем после горных разработок. Так сложились основные представления о мире как о взаимодействии организма и среды в сложной взаимосвязи больших и малых систем. Здоровье, психику и душевный мир человека я тоже видела как сложную систему адаптации к другим системам — семье, учебным заведениям, организации, социальной, политической и культурной среде.

Рождение детей, перестройка, тяжелые 90-е требовали заработка, который профессия биолога не могла обеспечить. В этот период я получила богатейший опыт наблюдения за отдельными людьми и социальными группами в экстремальных условиях. Что для одних было нормой, для других виделось патологией, и границы нормальности стирались, ставя под сомнения любые диагнозы и оценки. Я обнаруживала знакомые закономерности, а многие душевные болезни начала воспринимать как способ адаптации психики человека к условиям среды.

В 97-98-м годах мне повезло получить прекрасное управленческое образование, где я начала изучать общую психологию. Новые знания дополнили мою картину мира, но не давали ответов на многие вопросы. Я жадно искала их и продолжала изучать психологию, делая карьеру в управлении и развитии персонала. Здесь мне снова повезло, так как директор компании, где я работала, предоставил мне прекрасную возможность применять знания и изучать изменения, которые происходили с отдельными людьми и группами после того или иного воздействия. Тренинги, коучинг и карьерное консультирование были основными инструментами работы учебно-методического отдела, который я создала с нуля и для которого я сама готовила педагогов и тренеров. Несмотря на то, что все шло успешно, и я была награждена Знаком почета от всероссийской компании КонсультантПлюс и защитила международный диплом по менеджменту, тренингу и ассесменту (оценка персонала), я все больше замечала, что психология успеха и бизнеса имеет серьезные ограничения. Набор компетенций, рекомендаций и тренировок не работает там, где личность встречается с собственными противоречиями.

Это подтолкнуло меня в 2006 году к изучению психотерапии в гештальт-подходе. Только здесь передо мной открылся научно обоснованный мир тех понятий, которые со студенческих лет биофака были хорошо знакомы, но не имели прежде теоретической основы в науке о человеке. В 2010-м я оставила компанию и стала вести частную практику, в которой поначалу было гораздо больше организационного консультирования и тренингов, чем глубокой индивидуальной работы психотерапевта. Постепенно пропорции менялись, выдвигая на первый план то, к чему я стремилась с юности. В 2012 году я получила государственный диплом по психологическому консультированию, чтобы беспрепятственно заниматься любимым делом, и продолжала изучение гештальт-терапии.

Работая с группами и отдельными клиентами, я заметила, что ко мне обращаются люди с глубокой душевной болью, переходящей в телесные страдания, и я обязана расширять границы своих познаний. Программа подготовки по применению гештальт-подхода в клинической практике позволила мне сфокусироваться на клиентах, которые искали помощи у врачей, но не находили ее. Если умные, образованные, успешные люди сталкиваются с ситуацией, когда система их психики не может адаптироваться к внешним условиям, нужна «рекультивация» души и восстановление здоровой экологии отношений с собой и другими.

Сейчас основное количество клиентов обращается ко мне с проблемой депрессии и сложных жизненных кризисов, мучимые переживаниями горя, приступами паники и фобиями, навязчивым страхом неизлечимых заболеваний и страданиями от психосоматических расстройств. Я не доктор, а следовательно, у меня нет пациентов и я не прописываю лекарств. Мой инструмент — исцеляющий диалог. Я веду регулярный прием в Петербурге, а также около половины моих клиентов проживает в других городах и странах, и наше общение происходит в Skype. Онлайн-терапия может быть удобна и для мам младенцев или женщин в третьем триместре беременности. Очные встречи там, где они возможны, бывают эффективнее, позволяют лучше узнать клиента и дают неоценимую информацию для психотерапии.

В работе с парами и семьями я выступаю в роли переводчика, помогающего людям «вылечить» их отношения, услышать и понять друг друга. Проблемы семейных кризисов и супружеской измены лучше решать вдвоем, но если один из партнеров против посещения психолога, тогда моим клиентом становится только тот, кто сам обратился за помощью. Как изменить другого, я учить вас не стану — отношения зависят от желания обоих супругов повлиять на них.

Я не работаю непосредственно с детьми, так как экология их души полностью зависит от взрослых, воспитывающих ребенка. Как показывает опыт, проблемы ребенка — это всегда его способ адаптации к семейной системе и продукт вашего воздействия. Я не буду противопоставлять потребности маленького человека той среде, которая их создает и игнорирует. Если вы желаете здоровья вашим детям, приходите сами и приводите свою семью.

Поиски способов естественной реабилитации, любовь к природе и путешествиям также привели меня в дайвинг. Он потряс меня возможностями личностного развития и стройностью методической подготовки PADI-инструкторов. Я прошла полный путь от новичка до инструктора подводных погружений и обнаружила терапевтический эффект для себя и своих клиентов. Исцеляющий мир подводного пространства и возможность человека заглядывать в его тайны, дышать и парить в глубинах, а также дарить эту радость другим людям, быть рядом с ними, когда они делают свои первые шаги под воду, обогащает мою жизнь новыми открытиями, а моим клиентам дает возможность взять контроль над своими недугами.

Неоценимую помощь в моей работе психотерапевта мне оказывают коллеги, учителя и супервизоры Л.Л. Третьяк и А.М. Демьяненко, а также врач-психиатр и опытный детский психолог, с которыми я плотно сотрудничаю.

Источник: персональный сайт психолога Анастасии Бирюковой

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • 10 факторов Присутствия консультанта: что реально работает в психотерапии
    29.04.2024
    10 факторов Присутствия консультанта: что реально работает в психотерапии
    «В гештальт-подходе Присутствие — отдельно рассматриваемое качество психотерапевта, по сути это сам психотерапевт как инструмент психотерапии, инструмент влияния на систему клиента».
  • Когнитивный диссонанс, проблема выбора, тревога и практическая работа гештальт-терапевта
    31.10.2023
    Когнитивный диссонанс, проблема выбора, тревога и практическая работа гештальт-терапевта
    «Если психотерапевт будет рассматривать человека только с позиции его “личностного роста и развития”, вряд ли он заметит феномены, связанные с когнитивным диссонансом…».
  • Модель подготовки психологов к работе с утратой в гештальт-подходе
    22.02.2023
    Модель подготовки психологов к работе с утратой в гештальт-подходе
    При опоре на основные фазы структуры работы с утратой в контексте гештальт-подхода можно выделить несколько основных блоков, составляющих структуру модели подготовки психологов в сфере психологического консультирования при работе с утратой...
  • О психотерапевтической работе с последствиями физической травмы в перспективе гештальт подхода
    21.02.2023
    О психотерапевтической работе с последствиями физической травмы в перспективе гештальт подхода
    Физическая травма оставляет след не только в области телесного дискомфорта, но и в более широкой сфере эмоциональной свободы и спонтанности, как и в организации активности.
  • Конференция «Культура. Психология. Искусство. Гештальт»: о личности терапевта, детстве и одиночестве
    08.09.2022
    Конференция «Культура. Психология. Искусство. Гештальт»: о личности терапевта, детстве и одиночестве
    7 сентября состоялась VIII Междисциплинарная онлайн конференция «Культура. Психология. Искусство. Гештальт».
  • Семь последовательных фокусов работы с ПТСР в краткосрочной терапии
    23.05.2022
    Семь последовательных фокусов работы с ПТСР в краткосрочной терапии
    Такая тактика представляет определенную сложность для психотерапевта, так как после каждого этапа работы терапевт встречается с новизной в своих отношениях с клиентом.
  • Психолог, тревога в отношениях и «плохое детство»
    25.08.2020
    Психолог, тревога в отношениях и «плохое детство»
    О чем клиенту и терапевту разговаривать? О ситуации отношений в культуре и социуме? Об отношениях в группе близких людей? О воспоминаниях детства? О глубинных архетипах психики? Несколько полемических заметок о том, как выбор тематики обсуждения может помочь осознанности или запутать человека...
  • Изменение жизни и травматизация: тактики поддержки клиентов
    10.07.2020
    Изменение жизни и травматизация: тактики поддержки клиентов
    Я хотела бы обратить ваше внимание на то, какие бывают кризисы, какие возникают напряжения в этих кризисах, а потом обсудить, какие тактики может выбрать психолог-консультант, если он имеет дело с человеком, сталкивающимся с той или иной ситуацией...
  • О психотерапии, законности и лингвистике
    26.03.2019
    О психотерапии, законности и лингвистике
    Информированные и заинтересованные коллеги обсуждают случай, когда психолог получил судимость и условный срок по обвинению в незаконном оказании психотерапевтических услуг. Об этом случае я знаю только понаслышке, но могу привести пару примеров из личного опыта. В первом примере, ко мне обратилась коллега-психолог, у которой возник конфликт с клиентом. В котором он, в конце концов, подал на неё в суд, обвинив в предоставлении незаконных медицинских услуг...
  • Западный и восточный подходы к работе с эмоциями
    04.12.2018
    Западный и восточный подходы к работе с эмоциями
    Традиционная дихотомия западного и восточного путей работы с эмоциональными состояниями отражает важные методологические аспекты психотерапевтической практики. Не секрет, что одним из опорных пунктов практически любого западного психотерапевтического направления является концепция осознанности, которая напрямую пришла из восточных традиций. Однако западные и восточные практики, на мой взгляд, по-разному понимают эту категорию опыта. Попытаемся ответить на вопрос, может ли восточное понимание осознанности расширить использование этой довольно затертой концепции в психотерапевтической практике?...
  • Живая практика не укладывается в простые рамки
    04.07.2018
    Живая практика не укладывается в простые рамки
    За помощью к психологу может обратиться человек с серьёзными психическими нарушениями. Для психотерапевтической деятельности нужно не менее 1000 часов клинической подготовки и сотрудничество с врачом-психиатром. Но есть тысячи практиков, которые занимаются полезнейшими делами: от тренингов личностного роста до консультирования родителей и детей по школьным проблемам и тренингов личной эффективности в бизнесе; психологов социальной сферы, консультирующих в кризисных ситуациях. Их компетенции лежат в другой области - как их назвать?
  • 12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    07.06.2018
    12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    3-5 июня в Санкт-Петербурге состоялся 12-й Саммит психологов, который объединил 857 участников из 118 городов России и других стран. В рамках панельной дискуссии «Выбор сделан: достижения и проблемы современной психологии» особое внимание было уделено осмыслению места человечности в цифровую эпоху технологий, гаджетов, алгоритмов. Как сохранить в себе человеческое, как сберечь это в душах наших детей? Доклад доктора биологических наук Татьяны Владимировны Черниговской «Человек в цифровом мире» привлек внимание собравшихся к тому, что с появлением цифровых технологий мир необратимо изменился. И осознать последствия учёным только предстоит...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»