18+
Выходит с 1995 года
3 декабря 2024
Генпрокурор РФ Краснов: за трагедиями в школах стоит молчание учителей

Безопасность школьников зависит от раннего купирования конфликтов, однако прокуроры выявляют случаи, когда учителя сами замалчивают случаи травли учеников. Об этом 24 апреля в ходе доклада на заседании Совета Федерации сообщил генпрокурор РФ Игорь Краснов.

«Прокурорами выявлены факты замалчивания педагогами случаев травли учеников со стороны сверстников и даже совершения преступлений в отношении них», — заявил Игорь Краснов. В связи с этим генпрокурор призвал нормативно закрепить механизмы разрешения возникающих в школах конфликтов, которые иногда доходят до травли и буллинга.

В этой связи Краснов напомнил о прошлогодней трагедии в Брянске, когда 14-летняя девушка устроила массовую стрельбу в гимназии №5. Школьница пронесла в тубусе охотничье ружье, сделала несколько выстрелов, а после покончила с собой. В результате погибли два человека, в том числе сама стрелявшая.

По словам Игоря Краснова, мер по предотвращению подобных актов агрессии было недостаточно. Глава ведомства отметил, что нехватка школьных психологов и «отсутствие служб медиации» (особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам в конфликте найти выход из ситуации) также не способствует устранению «антиобщественных действий». Краснов подчеркнул, что настало время перевести урегулирование конфликтных и проблемных ситуаций в школе из разряда методического в обязательный.

Ранее «Фонтанка» рассказывала, что в школе Петербурга школьники избили одноклассницу. На кадрах, распространенных в социальных сетях, видно, что во время драки находился взрослый — предположительно, учительница. В дело вмешалась глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина, которая подчеркнула, что основная проблема вовсе не в драке, а в ксенофобских высказываниях автора видео.

Источник: Фонтанка.ру

Фото: Генеральная прокуратура Российской Федерации

Комментарии
  • Валерий Михайлович Ганузин
    25.04.2024 в 14:13:08

    Уважаемые коллеги!

    Нам необходимо создать Единый реестр регистрации буллинга в стране (при министерстве образования или министерстве здравоохранения, например), чтобы все случаи регистрировались и отслеживались принятые по ним мероприятия.

    И отдельный Единый реестр по применению насилия, направленного против учителей со стороны учеников, их родителей, сотрудников-коллег и администрации школы, т.к. сегодня насилие в образовательной среде имеет двустороннюю направленность.

    С уважением, Валерий Михайлович.

    • Юрий Александрович Грачёв
      Юрий Александрович Грачёв
       ответ пользователю Валерий
      Г. москва
      27.04.2024 в 09:49:08

      Это прямо-таки продолжает прокурорский взгляд на проблему! На такие реестры надо будет создать особый штат дармоедов (зачеркнуто) сотрудников, контролирующих достоверность фактов, правильность и своевременность заполнения принятых форм фиксации случаев, контроля исполнения специальными ответственными лицами всех созданных для психологов, медиаторов и проч. работников ОО регламентов (протоколов? как у экстренных медиков). И контролировать надо будет исполнение регламентов, а тема буллинга исчезнет, как успешно решаемая... P.S. Доп бонус создания реестров - всегда можно будет показывать прогресс в решении на местах территориальными администрациями образования отдельных случаев буллинга .

    • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
      Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
       ответ пользователю Валерий
      Новосибирск
      27.04.2024 в 16:18:22

      Полностью с вами согласна, Юрий Александрович, - реестр будет, а работы - нет. Мы подобное имеем с реестром одаренных (а работать так и не научились с этой категорий детей), с принудительным Социально-психологическим тестированием - всех детей рядами и колоннами отправляют на эшафот.

    • Валерий Михайлович Ганузин
      Валерий Михайлович Ганузин
       ответ пользователю Валерий
      Ярославль
      27.04.2024 в 22:42:43

      Уважаемый Юрий Александрович!
      На Ваше: "Это прямо-таки продолжает прокурорский взгляд на проблему!..."
      На эту проблему и надо смотреть с позиции прокурора, а не школьного психолога(+++
      Пусть уж лучше "дармоеды", по Вашему, будут, чем тысячи искалеченных судеб, которые сначала пройдут на малолетке, а затем и на взрослой зоне. Там тоже большой штат и это никого не смущает.
      Будет Реестр, будут и ранние этапы реабилитации, как буллеров и их родителей, так и подвергшихся насилию.
      С уважением, Валерий Михайлович.

    • Валерий Михайлович Ганузин
      Валерий Михайлович Ганузин
       ответ пользователю Валерий
      Ярославль
      27.04.2024 в 23:07:17

      Для Юрия Александровича: в США имеется специальный журнал по насилию в школе и путях его профилактики - Journal of School Violence. Очень интересный журнал.

    • Юрий Александрович Грачёв
      Юрий Александрович Грачёв
       ответ пользователю Валерий
      Г. москва
      03.05.2024 в 09:15:00

      Валерий Михайлович, спасибо за ответ. Понятно ваше желание решить тяжелую, я бы сказал всемирно признаваемую проблему буллинга. И рад, что вы в курсе, как она решается в разных странах, рад вашему интересу к журналу Journal of School Violence и вашему предложению "не изобретать велосипед", а сделать, как, например, в США. Здорово!
      Однако:
      1. не согласен по поводу "на эту проблему и надо смотреть с позиции прокурора, а не школьного психолога"… Может, прокурорским посмотреть на проблему буллинга с т.з. школьного психолога? Уверен, что в существующей системе (и не только образовательной) проблему буллинга созданием всесоюзной "переписи" всех случаев школьного насилия и угроз решать бесполезно (пока?).
      Смею полагать, что ваши мечты могут быть реализованы, во первых, лишь при достаточном количестве квалифицированных кадров, коих кот наплакал (и по количеству и по качеству). И если уж не хватает исполнителей, то увеличением надзорных органов эту проблему не решить в принципе. (Ой! А что случилось? Почему не хватает школьных психологов?). И, нмв, пока не нужны ни во-вторых, ни в-третьих.
      2. Работа по вашим реестрам будет новой дополнительной нагрузкой для ОО или будет создаваться новая структура?
      Утрирую: вам не кажется, что фактически задачи системы образования уже сведены к задачам вовсе не образовательным, а лишь воспитательным? Причем функция воспитания развивается в направлении "не пущать!"…
      3. И ещё масса вопросов. Пока риторических. От "возможно ли в принципе лишь усилением контроля и наказания создать антибуллинговую систему" до "и что делать с виновниками нарушения вами предлагаемых регламентов и протоколов реагирования на конфликт"… От "почему в США возможно создать работающие реестры, а в РФ нет", от причин замалчивания учителями случаев буллинга до выяснения всего спектра антецендентов такого поведения и выявления доминантных, по которым и строить антибуллинговую коррекцию и профилактику…

    • Валерий Михайлович Ганузин
      Валерий Михайлович Ганузин
       ответ пользователю Валерий
      Ярославль
      03.05.2024 в 11:32:32

      Уважаемый Юрий Александрович!
      Спасибо за ответ со своим видением проблемы. Приятно, что в ответе не только отрицательные тенденции, но и высвечивание проблем, почему у нас трудно решить проблему насилия в школе.
      Но с чего-то надо начинать, иначе проблема будет только негативно нарастать.
      С уважением, Валерий Михайлович.

    • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
      Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
       ответ пользователю Валерий
      Новосибирск
      05.05.2024 в 08:34:00

      Юрий Александрович, в целом согласна с вашими доводами и вопросами, кроме одного. Задачи образовательные сведены, увы, не к воспитательным, а к дрессурным. Воспитания вообще как такового в образовательных учреждениях не существует, иначе проблема насилия там бы не стояла так остро. А вот дрессура во всех формах зашкаливает.

    • Валерий Михайлович Ганузин
      Валерий Михайлович Ганузин
       ответ пользователю Валерий
      Ярославль
      06.05.2024 в 19:29:27

      Про ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО против насилия в школе:

      В Госдуме РФ подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах. Законопроект предусматривает создание в структуре образовательных организаций и их филиалах специализированных подразделений, деятельность которых направлена на рассмотрение случаев травли и принятие мер по ее профилактике, пресечению и предотвращению новых случаев.

      Второй документ - Федеральный закон от 19 декабря 2023 года N 618-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, направленный на защиту учителей от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности".
      Потихоньку и у нас обращают внимание на проблему, в т.ч. и прокуратура. А следовательно, проблема будет решаться.

      С уважением, Валерий Михайлович.

    • Светлана Владимировна Евдокимова
      Светлана Владимировна Евдокимова
       ответ пользователю Валерий
      Изобильный
      07.05.2024 в 06:51:26

      Будет с этими структурами, как со школьной службой примирения. Никаких отдельный людей для этого нет, только на психолога, социальных педагогов и еще кого-нибудь поднавалят бумажной работы, чтоб детей меньше видеть, только отчеты клепать

    • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
      Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
       ответ пользователю Валерий
      Новосибирск
      07.05.2024 в 13:02:53

      Про бумажнно-отчетную процедуру вы верно отметили, Светлана Владимировна. У нас две организации (городская и областная), которым сверху инициирован контроль за образовательными учреждениями по реализации СПТ, медиации и антисуицидальной компании только и успевают о своих великих контролирующих заслугах на всех уровнях докладывать. А реальной работы нет, только бумажный перегруз специалистов.

    , чтобы комментировать

  • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
    27.04.2024 в 05:26:48

    Коллеги, мы слишком поздно начинаем - буллинг в отношении детей (и часто родителей) со стороны педагогов распространен уже в дошкольных учреждениях. Причем педагоги умалчивают такие ситуации именно потому, что сами являются булерами. Я на протяжении нескольких лет наблюдаю ситуацию травли ребенка (его педагоги делают крайним в любых ситуациях, не разбираясь в причинно-следственных связях и даже не пытаясь разобрться). Доходит уже до того, что ребенок, заболев и оставшись дома, все равно становится виноватым за проишедшую в этот день ситуацию в детском саду. Я предложила родителям выйти на разговор с заведующей, но после него мама ребенка сообщила, что заведующая урорно стояла на своем -- во всем виноват ребенок и родители, которые якобы не проводят с ним никакой работы. Ребенка именно с таким шлейфом, сформулированным педагогами, передают из одной возрастной группы в другую. За четыре года посещения ребенком детского сада только один педагог объективно разбирался в ситуации и проводил беседу с родителями всех детей, участников конфликта.
    Так что начинать со школы - слишком поздно, да и педагогов любой ступени образования не учат конструктивному разрешению конфликтов. И даже наличие психологов в учреждениях не решает ситуации, они чаще всего не пользуются авторитетом у администрации и такую установку руководители транслируют педагогам. По сути, психолог сам оказывается в ситуации мобинга, поэтому реальной помощи ни детям, ни педагогам, ни родителям оказать не может. А то, что предлагается в качестве мероприятий, программ и т.п., формально декларируется (наличествует для отчетной галочки), а реально во многих учреждениях ничего не делается для преодоления подобных ситуаций.

      , чтобы комментировать

    • Валерий Михайлович Ганузин
      27.04.2024 в 08:59:06

      Уважаемая Ольга Альфонсасовна!
      Согласен с Вами. Начинать надо с яслей. Но кто работает в ДОУ воспитателями? Все, кого только могут набрать на работу. А воспитание детей этого возраста (беззащитность ребенка) формирует характер и поведение детей в последующих возрастах. Воспитатели ДОУ должны иметь специальное образование, зарплату больше чем у других учителей и преподавателей, тогда можно будет отбирать на должность воспитателя одного из 5-7, претендующих на должность. И при любом насилии над детьми, увольнять без права работать в этой должности. Может это жестко, но судьба будущего поколения стоит дороже. Важно не только родить, но и воспитать порядочного и без девиантного поведения подростка, а далее - хорошего работника и семьянина.
      Но проблема еще и в родителях детей, администрации и т.д.
      Какие-то стороны этой проблемы мы попробовали озвучить в статьях:
      Постдидактическое стрессовое расстройство у детей и подростков: размышления над проблемой / В. М. Ганузин, Б. Д. Борохов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2022. – Т. 22. – № 3. – С. 85-89.
      Ганузин В.М., Ковалева Е.А. Драма отношений «ученик — учитель» в образовательном процессе или поиск равновесия: NOTA BENE! // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15, № 1. – С. 4.

      С уважением, Валерий Михайлович.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Валерий
        Новосибирск
        27.04.2024 в 16:35:17

        Валерий Михайловия, я ваши статьи читала и студентам рекомендовала по ряду дисциплин.
        Но ситуация осложняется тем, что поменять принцип отбора педагога невозможно. Педагогов-дошкольников выпускают много, а работать по специальности мало кто идет. А из тех, кто приходит, у порядка 65 % нереализованный мотив власти, поэтому ожидать от них нормального отношения к детям бесполезно.
        Доказать факт насилия вообще невозможно - мы постоянно с такими ситуациями сталкиваемся. Одна даже была представлена в форме статьи (Ожеховская Л.В. Право на бесправие, или о безнравственном подходе к тестированию в школе //Школьный психолог. 2007. № 6 ). Ребенка педагоги загнобили до такой степени, что родителям пришлось переводить его в другую школу. А там, где был моббинг - администрация районного отдела образования встала на защиту педколлектива. Не спасло и обращение к представителю по правам ребенка. Про полицию я вообще молчу - они всячески открещиваются от таких дел.
        так что все рекомендации тут - от лукавого.

      , чтобы комментировать

    • Елена Александровна Орлова
      27.04.2024 в 12:19:49

      Мне только одно непонятно: почему всё пытаются постоянно спихнуть на школу? Ну простите, у детей вообще родители есть? Они не в курсе, что детей травят в школе? Ну кто за это несет ответственность? Наверное, равнодушный родитель все-таки, а не учитель или педагог-психолог, работающий на всю школу (на 2000 учащихся). "Профилактикой суицидального поведения" (а по факту уголовной ответственностью за самоповреждающее поведение, попытки суицида и завершённые суициды) уже разогнали большую часть психологов школ. Теперь "профилактикой буллинга" еще и учителей распугаете. Продолжайте, скоро в образовании никого не останется.
      И еще: служба медиации (точнее, школьного примирения) занимается урегулированием конфликтов, а не травлей. Это абсолютно разные явления с разными причинами и последствиями. Буллингом должны заниматься правоохранительные органы, например ПДН. И в школе будет спокойно. Травля - это уголовно-наказуемое деяние. Поэтому в первую очередь родители должны идти в полицию и писать заявление на обидчиков своего ребенка.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Елена
        Новосибирск
        27.04.2024 в 16:45:40

        Видимо вы, Елена Александровна, не имеете представления о том, чем такие походы и заявления заканчиваются. Чаще всего полиция пишет отказ. Но после подачи такого заявления и родителей ребенка гнобить начинают. А других родителей педагог и администрация так запугивают, что они в защиту даже слова не произнесут, и хорошо, если вообще вмешиваться не будут, а часто как раз наоборот - как цепные псы учителя кидаются на всех, кто пытается хоть какой-то вопрос педагогу задать. И сколько родителям не разъясняй, что в такой ситуации может оказаться и их ребенок, они не внимают этому.-

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Елена
        Ярославль
        27.04.2024 в 23:03:09

        Уважаемая Ольга Альфонсасовна!
        У меня есть работа 2013 года по педагогическому насилию. Возможно, Вам она будет интересна.
        Ганузин В.М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2013. Том 5, №5. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15150.
        и современная статья из Пироговского медицинского университета: Милушкина, О. Ю., Дубровина, Е. А., Григорьева, З. А., Козырева, Ф. У., Пивоваров, Ю. П. Влияние современной образовательной среды на нервно-психическое здоровье детей школьного возраста // Российский вестник гигиены. 2023. №4. С. 47–56. DOI: 10.24075/rbh.2023.085

        С уважением, Валерий Михайлович.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Елена
        Новосибирск
        28.04.2024 в 14:40:10

        Спасибо. Обязательно посмотрю

      • Елена Александровна Орлова
        Елена Александровна Орлова
         ответ пользователю Елена
        Улан-удэ
        04.05.2024 в 07:13:25

        Я работаю в школе, школьным психологом, и мама ребенка, который подвергался буллингу, поэтому я имею представление о многих моментах. И все же я настаиваю, что факт буллинга проще вскрыть дома, в доверительной беседе с собственным ребенком, а не ждать, когда замордованные нагрузкой учителя все поймут про отдельного ребенка.
        Все думают, что буллинг происходит на глазах учителя, что именно он источник травли. Это бывает, но чаще подростки этим занимаются в местах, далеких от глаз.
        По поводу, если обратиться в полицию, то заявление не примут, а в школе станет хуже. Я вам сочувствую, если у вас так. В этом направлении и надо направлять усилия, потому что профилактикой буллинга "в поле", а не на бумаге должны заниматься все: и семья, и школа, и правоохранители, и КДН. А не повесить опять все на школу и ждать сногсшибательного результата.


        Пс: Почему в комментариях все такие нетерпимые и возмущённые? Вы точно психологи?

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Елена
        Новосибирск
        05.05.2024 в 08:44:34

        Все правильно, Елена Александровна, но еще раз повторюсь - родитель, обращающийся в органы, оказывается в той же ситуации травли вместе со своим ребенком со стороны администрации учреждения, департаментов и других органов, осуществляющих контроль за образовательными учреждениями. Вы, видимо, с такими ситуациями не сталкивались, когда родитель, защищающий права своего ребенка, подвергается тотальному прессингу (администрация школы умудряется даже работодателю родителя звонить с претензией и требованием принять самые жесткие меры к таким родителям). Смотрите Ожеховская Л.В. Право на бесправие, или о безнравственном подходе к тестированию в школе //Школьный психолог. 2007. № 6 .

      , чтобы комментировать

    • Валерий Михайлович Ганузин
      27.04.2024 в 22:58:05

      Уважаемая Елена Александровна!
      На Ваше: "27.04.2024 в 12:19:49
      Мне только одно непонятно: почему всё пытаются постоянно спихнуть на школу?" А где происходит буллинг и виктимизация? Не в оперном же театре?
      У нас школа одно из самых закрытых госучреждений. Поэтому, что там происходит родители, да и не только они, редко когда в курсе. Разве что только тогда, когда происходит то, что уже скрыть невозможно (травмы физические, применение холодного и огнестрельного оружия и т.п.) Про психические травмы и говорить не буду, т.к. этим никто и заниматься не будет.
      Про распугивание учителей! Они и без этого уходят из школы, т.к. многие не готовы к педагогической!!! работе с детьми после ВУЗа. Другой вопрос почему это происходит.
      С уважением, Валерий Михайлович.

      • Елена Александровна Орлова
        Елена Александровна Орлова
         ответ пользователю Валерий
        Улан-удэ
        04.05.2024 в 07:29:55

        Родителям с детьми разговаривать надо дома, по душам, доверительно, тогда и тайн для них не будет.
        Сейчас нет закрытых школьных сообществ - мессенджеры делают всю информацию открытой моментально. Просто дети не доверяют своим родителям и поэтому зачастую с ними не делятся своими переживаниями.
        Я работаю в школе, в том числе периодически сталкиваюсь с проявлениями буллинга в средних-старших классах. Где-то ситуация запущенная ещё с началки, а ребенок никогда и никому об этом не рассказывал (в силу разных причин), а где-то можно помочь через подключение классруков, адмиристрации, ведущих учителей и ситуация меняется. Но буллеры так и остаются буллерами, и в следующий раз найдут более молчаливую жертву, травить будут ща стенами школы. Поэтому я убеждена: без родителей эта работа будет как мертвому припарка, потому что изначально сценарий травли и психологического насилия дети приносят из семьи, а не из "оперного театра". Но работа должна вестись комплексно, повторять не буду - писала в другом комментарии. Не стоит ждать великих результатов от одной только школы. Это глупо.

        И да, среди учителей, как и среди многих других профессий, есть люди случайные. А еще педагоги - обычные живые люди с семьями, проблемами, плохим настроением и огромной нагрузкой. Они не обязаны быть идеальными роботами и спасать мир. Они учить детей должны своему предмету, а им вечно подкидывают новых задач.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Валерий
        Новосибирск
        05.05.2024 в 08:44:51

        поддерживаю

      , чтобы комментировать

    • Сергей Леонидович Лукша
      14.05.2024 в 13:52:20

      Полностью согласен с тем, что "настало время перевести урегулирование конфликтных и проблемных ситуаций в школе из разряда методического в обязательный". Притом, это должна быть не служба медиации, в которой большинство составляют юристы, а некая "скорая конфликтологическая помощь".

      • Юрий Александрович Грачёв
        Юрий Александрович Грачёв
         ответ пользователю Сергей
        Г. москва
        14.05.2024 в 15:46:16

        Эпиграф: "чего же вы строем не ходите, раз такие умные?"
        1. Достаточно знаком со службой медиации в образовательных организациях - и с их организацией и составом и функционированием, но впервые прочитал (и не поверил), что их большинство составляют юристы... В моей практике, основной состав ШСМ - обучающиеся под руководством учителя, ЗВР, советника директора по ВР, школьного психолога и т.п. И касается это и городских и районных, сельских школ. Причем, обучаются медиации как взрослые, так и ученики. 2. Идея (мечта?) верная, что конфликты в ОО нужно решать обязательно. А вот практически как это реализовать? Нмв, по-прокурорски обязать в приказном порядке решать и докладывать о выполнении, нереально при любом количестве приказов, реестров и проч. бумаг... Будет похоже на "Поезд стой! Ать-два!.."

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Сергей
        Ярославль
        15.05.2024 в 08:35:55

        Уважаемый Юрий Александрович!

        Уважаю Ваше знание проблемы в школе. Но надо вопрос насилия в школе решать кардинально и на ранних этапах. А у нас почему-то все сначала запустят до предела, а затем начинают решат. Как это случилось с электронными сигаретами. Если бы сразу был жесткий ответ и не было бы столько сейчас употребляющих их и последствий от их употребления. А то, когда полстраны молодежи курит их, начали предлагать в Думе об их ограничении по возрасту и запрете.

        На Ваше: "Будет похоже на "Поезд стой! Ать-два!.."
        Как раз это то, о чем я здесь и пишу. Не лучше ли было с поездом разобраться пока он стоит на станции, а не в пути?
        А сейчас получается по принципу "стой там, иди сюда".

        С уважением, Валерий Михайлович.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Сергей
        Ярославль
        15.05.2024 в 08:37:41

        Уважаемый Сергей Леонидович! Согласен с Вами.
        Вот именно "скорая конфликтологическая помощь".

      • Юрий Александрович Грачёв
        Юрий Александрович Грачёв
         ответ пользователю Сергей
        Г. москва
        15.05.2024 в 10:56:53

        Валерий Михайлович, спасибо за реагирование!
        Хотел уточнить:
        1. что вы понимаете под "разобраться с поездом, пока он стоит на станции"? Это разобраться с [будущим] буллингом, пока его еще нет? А его потенциальные участники уже "за прошлые заслуги" на карандаше у администрации школы и в прокуратуре (ну, поскольку федеральный реестр по буллингу вами желаемый уже как бы создан)?
        2. что вы предлагаете по примеру с засильем электронных сигарет? Как я понимаю, вы имеете в виду, что нужно было их жестко запрещать и наказывать распространителей и потребителей. А что запрещать и кого карать в случае буллинга? Наказывать виновников показательно. Так, чтобы другим было неповадно (ну, с целью профилактики, так сказать). Причем, как конфликтогенных учеников (потенциальных буллеров), так и учителей, которые не донесли своевременно информацию о конфликтах (в т.ч. потенциальных) в администрацию?

        И, наконец, моё мнение по поводу решений проблемы буллинга. Всё не так глобально, как у вас. Есть школьная служба примирения. Она работает. Таки будет эффективнее развивать этот институт на местах. Определять его место в школьной системе - его права, обязанности, ответственность и оснащать соответствующими ресурсами (материальными, временными...). И вот эти положения о ШСП в ОО об обязательном посредничестве в конфликтных ситуациях закреплять законодательно. Без всяких общефедеральных реестров и контролеров, иначе будет как с кукурузой...
        Смею полагать, что примерно это и имел в виду тов. Краснов. P.S. И не забывать, что ген прокурор упомянул о дефиците педпсихологов в ОО. Нмв, проблема однокоренная...

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Сергей
        Ярославль
        15.05.2024 в 23:00:24

        Юрий Александрович!
        Отвечаю:
        1. Пока поезд стоит на станции надо сделать ППР до его выхода на линию, а не ремонтировать его в пути. Все надо делать вовремя.
        2. Про ЭС. Надо было законодательно ограничить ввоз их в страну, тогда и последствия их употребления не надо было сейчас решать.
        По буллингу намного сложнее. Нагоняем запад как всегда с опозданием. Решать проблему надо комплексно, в т.ч. и законодательно.
        Про кукурузу. Лучше повторить 100 раз пшено, чем один раз кукуруза...сказал картавый. Никита Сергеевич из Америки эту идею привез(+++
        3. Про ШСП. Эта идея хорошая при хороших исполнителях, а не "кукурузниках". В ряде стран в школах действуют школьные суды с таким же эффектом. А в советское время были на предприятиях товарищеские суды. Это все формы воспитания. А вот что в семьях делать этот вопрос возникал во все времена и во всех странах. Нам уж точно не надо идти в вопросах семьи по западному образцу.
        Про дефицит психологов. А каких специалистов у нас не дефицит? Учителей, врачей дефицит, но школы и больницы работают.

        Вот мы с Вами тут дискутируем по данной проблеме, а где специалисты, которые могут и обязаны решать проблемы и делать школьную среду безопаснее?

        С уважением, Валерий Михайлович.

      • Сергей Леонидович Лукша
        Сергей Леонидович Лукша
         ответ пользователю Сергей
        Санкт-Петербург
        16.05.2024 в 15:28:58

        Ой, а можно я отвечу на вопрос "где"! Не сочтите за рекламу, просто наболело. Огромное количество грамотных специалистов находится в НКО. В частности, мы не один раз писали письма в Комитеты образования города и области с предложением помощи в решении конфликтных ситуаций в школах. И с предложением проведения бесплатных курсов повышения конфликтологической компетентности педагогов. Нам мягко ответили, что гос.учреждение не может рекламировать не гос. учреждение. Пусть даже и некоммерческое.
        Так что просто подход менять нужно. И дать возможность работать тем, кто это любит и умеет.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Сергей
        Новосибирск
        16.05.2024 в 17:33:09

        Определить, кто реально "любит и умеет" довольно затруднительно. У нас центр Магистр оттянул на себя это одеяло не по любви и умению, а чтобы повысить свой административный статус, очередную галочку перед мэрией заработать и отчет об этом написать. Вопросов к компетентности сотрудников этого центра ну слишком много, а задавать их им бесполезно - попробовали по поводу СПТ, грязью облили, потому как им "отчитываться" о 100% охвате учреждений образования надо. С медиацией будет то же самое, даже сомневаться не приходится.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Сергей
        Ярославль
        17.05.2024 в 08:59:21


        Уважаемый Юрий Александрович!

        На Ваше "что вы предлагаете по примеру с засильем электронных сигарет? Как я понимаю, вы имеете в виду, что нужно было их жестко запрещать и наказывать распространителей и потребителей" Минздрав разработал проект о запрете ароматизаторов жидкостей для вейпов (как пример опоздавшего на много лет решения).

        Плюс для подростков-курильшиков и минус людям, которые занимаются доставкой и торговлей. Если бы был сразу запрет, то не пришлось бы терять работу людям из системы вейпов. Этой системы просто не было бы.
        Так и с буллингом.

        С уважением, Валерий Михайлович.

      • Юрий Александрович Грачёв
        Юрий Александрович Грачёв
         ответ пользователю Сергей
        Г. москва
        17.05.2024 в 09:41:30

        "Огромное количество грамотных специалистов находится в НКО"... Согласен на все 100%. Собственно, и метод. рекомендации от Минобра за 2020 г. делают упор в работе ПсПедСлужбы на межведомственные взаимодействия (по-русски - работать с нужными специалистами и вне Минобра). И важно, чтобы это развивать и поддерживать на местах (в ОО), а не начинать с регламентов всесветского собора (зачеркнуто) от правительства (здесь его место - поддерживать и развивать законодательно уже имеющееся)...

      • Юрий Александрович Грачёв
        Юрий Александрович Грачёв
         ответ пользователю Сергей
        Г. москва
        17.05.2024 в 09:44:41

        "...потому как им "отчитываться" о 100% охвате учреждений образования надо". Во-во! Все пожелания, требования самого генерального прокурора в эту трубу попадают (включают креатив всего админресурса как в новых правилах правильно отчитаться)... Увы.

      , чтобы комментировать

    • Сергей Леонидович Лукша
      15.05.2024 в 11:54:31

      Ещё нюанс. Учителя не делятся проблемами из-за боязни, что им "прилетит". Учитель ныне - существо бесправное. У детей слишком много прав и полное отсутствие обязанностей. Их НИКАК нельзя наказать. Зато если они напишут о том, что их учитель не устраивает, придёт проверка - как же, нарушены права дитя человеческого!
      Дайте учителям в руки кнут. Пряников у детей уже столько, что Плохишу не снилось.
      Живой пример. Законодательно ограничили мобильники на уроках. А инструмент - КАК заставить ребёнка положить его в ящик не разработан. Учитель в приказном порядке заставляет ребенка оставить телефон на входе, он негодует, и мама обиженного дитяти пишет письмо в прокуратуру о том, что у ребенка похитили его личное имущество. Пришла проверка и всех "поимела". История без фактов, рассказываю со слов педагогов одной из школ Ленинградской области.
      Так что тут вопрос к депутатам, а не к учителям: добавьте законодательно к правам детей их неукоснительные обязанности.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Сергей
        Новосибирск
        17.05.2024 в 13:13:08

        двумя руками поддерживаю про законодательное обеспечение обязанностей детей, а то они правами задавили

      • Людмила Григорьевна Жаркова
        Людмила Григорьевна Жаркова
         ответ пользователю Сергей
        Санкт-Петербург
        17.05.2024 в 18:54:38

        Жаль, лайки ставить нельзя. Про дисбаланс прав и обязанностей - огонь!
        Название статьи: "Генпрокурор РФ Краснов: за трагедиями в школах стоит молчание учителей". А за молчанием учителей что стоит? Нашел прокурор козлов отпущения.
        ...
        P.S. Недавно мужчина (мастер спорта по какой-то борьбе) жаловался. Сделал подросткам замечание, ему в ответ из пальцев сложили решетку, и спокойно сообщили, что ничего ты нам не сделаешь, а сделаешь - сядешь.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Сергей
        Ярославль
        17.05.2024 в 19:14:13

        Уважаемая Людмила Григорьевна!
        Обсуждаются то два закона:
        В Госдуме РФ подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах. Законопроект предусматривает создание в структуре образовательных организаций и их филиалах специализированных подразделений, деятельность которых направлена на рассмотрение случаев травли и принятие мер по ее профилактике, пресечению и предотвращению новых случаев.

        Второй документ - Федеральный закон от 19 декабря 2023 года N 618-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, направленный на защиту учителей от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности".

      • Сергей Леонидович Лукша
        Сергей Леонидович Лукша
         ответ пользователю Сергей
        Санкт-Петербург
        18.05.2024 в 11:08:28

        Это замечательно. Но, как обычно, "НО".
        1. " ...рассмотрение случаев травли и принятие мер по ее профилактике, пресечению и предотвращению новых случаев"- а где "наказание"? Или уважаемые депутаты считают, что если есть профилактика и пресечение, то и травли не будет?!
        2. "...направленный на защиту учителей от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности" - это просто превосходно. Но ни коем образом не помогает учителю навести порядок на уроке.
        Где законы о наказаниях?! Не уголовных и административных, а об общественных! Замечание, выговор, строгий выговор, постановка на вид, выговор перед классом, разбор поведения на собрании класса, да взятие на поруки, в конце концов - почему бы этим забытым, но эффективным мерам воздействия придадим форму закона! Давайте, в конце концов, возрождать воспитание коллективом!
        Когда ребенок будет видеть реальное осуждение своих действий своим классом, а не молчаливое согласие с ними, а в некоторых случаях - и поощрение, и восхищение, он и вести себя будет по-другому.

      • Людмила Григорьевна Жаркова
        Людмила Григорьевна Жаркова
         ответ пользователю Сергей
        Санкт-Петербург
        19.05.2024 в 13:45:36

        Уважаемый Валерий Михайлович, есть законы , которые придумывают люди , и их море. И есть законы более старые эволюционно. Им законы Госдумы … фиолетово. А дети впитывают не то, что им говорят, а то, что видят, что происходит в ближнем и дальнем социуме.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Сергей
        Ярославль
        19.05.2024 в 16:03:42

        Уважаемая Людмила Григорьевна!
        А Вы какие законы предпочитаете? "Фиолетовые" или те, "что впитывают дети"?

      • Людмила Григорьевна Жаркова
        Людмила Григорьевна Жаркова
         ответ пользователю Сергей
        Санкт-Петербург
        20.05.2024 в 12:14:55

        Уважаемый Валерий Михайлович, позволю себе текст из сети. Отец курит на балконе. Его пятилетний сын спрашивает: - Папа, курить вредно? - Да, сынок, вредно. - Папа, ты куришь? - Да, сынок, курю… - Папа, ты дурак? …………… …. Дети могут впитать и хорошее, и плохое. Они верят взрослым. А те , зачастую, врут ради той или иной выгоды. Поэтому, я за то, что б слово и дело не расходились.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Сергей
        Ярославль
        20.05.2024 в 12:31:41

        Уважаемая Людмила Григорьевна!
        И я за то, чтобы слово не расходилось с делом, особенно у руководителей. Да и не только. Поэтому Закон должен стоять как столб, который нельзя перепрыгнуть. Но всегда найдутся люди, которые могут его просто обойти. Для таких людей и существует прокуратура и правоохранительные органы.

        С уважением, Валерий Михайлович.

      • Людмила Григорьевна Жаркова
        Людмила Григорьевна Жаркова
         ответ пользователю Сергей
        Санкт-Петербург
        20.05.2024 в 21:20:33

        Уважаемый Валерий Михайлович, должен то должен, да что-то не стоит. Больше на дышло похож. (Не я я сказала, но, согласна.)

      , чтобы комментировать

    • Валерий Михайлович Ганузин
      16.05.2024 в 09:24:16

      Сегодня пройдет интересная конференция "Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Междисциплинарный подход к изучению психологической травматизации». Программа опубликована. Послушаем, какую Резолюцию примут в Оргкомитете при подведении ее итогов.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Валерий
        Ярославль
        19.05.2024 в 11:00:39

        Конференция была очень интересная, обсуждались различные аспекты психологической травматизации, в т.ч. и школьников. Если кого заинтересует - можно ознакомиться с Программой. А сборник со статьями выйдет несколько позже.

      , чтобы комментировать

    • Валерий Михайлович Ганузин
      15.06.2024 в 17:19:04

      К теме, которая дала много размышлений здесь: "Рособрнадзор планирует запустить на образовательной платформе «Сферум» чат-бот для приема жалобы учителей из разных регионов РФ". К первому сентября запустят. Это ли не аналог проекта закона о буллинге?

      С уважением, Валерий Михайлович.

      • Юрий Александрович Грачёв
        Юрий Александрович Грачёв
         ответ пользователю Валерий
        Г. москва
        17.06.2024 в 08:42:40

        Аналог закона? Может, и похож. Но тема-то - учителя (и ученики) информацию не дают. Боятся. А эти персонализированные жалобы куда вернутся? "Она (он) не умеет выстраивать воспитательную работу. Резюме: наказать её (его)..." Методы ж прокурорские...

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Валерий
        Ярославль
        17.06.2024 в 15:56:25

        Уважаемый Юрий Александрович!
        В основном, согласен. Жалобщиков у нас не любят и им создают условия для увольнения. Но все же, если на местах ваш вопрос не решают, то надо идти в верха. Жалобы-то бывают разные. От положительного решения некоторых зависит работа по профессии, а может и жизнь.
        Есть у нас работа по учителям: Ганузин В.М., Ковалева Е.А. Драма отношений «ученик — учитель» в образовательном процессе или поиск равновесия: NOTA BENE! // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15, № 1. – С. 4. – URL: http://mprj.ru
        Это был анонимный опрос. Кто и как будет решать эти проблемы? У Вас есть конкретный ответ?

        С уважением, Валерий Михайлович.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    • Безопасную образовательную среду обсудили на всероссийской конференции
      15.12.2023
      Безопасную образовательную среду обсудили на всероссийской конференции
      Состоялась всероссийская научно-практическая конференция по актуальным вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних «Безопасная образовательная среда: стратегии, практики, ресурсы».
    • После стрельбы в брянской гимназии Госдума законодательно определит понятие «травля»
      08.12.2023
      После стрельбы в брянской гимназии Госдума законодательно определит понятие «травля»
      Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин поручил запросить в Следственном комитете и Генпрокуратуре информацию о поступающих обращениях в связи с травлей в школах.
    • Проблемы буллинга в современном образовании: состояние и пути решения
      27.11.2023
      Проблемы буллинга в современном образовании: состояние и пути решения
      Научно-практический семинар по проблематике буллинга и его профилактики был организован в рамках деятельности отделения психологии и возрастной физиологии РАО и Научного совета РАО по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся.
    • В.Н. Буркова: Буллинг — взгляд антрополога
      13.12.2022
      В.Н. Буркова: Буллинг — взгляд антрополога
      Современный город создает оптимальные условия для процветания буллинга в школах. Этому способствует анонимность, плохая информированность учителей о семьях учащихся, малодетные семьи, частая смена места проживания, слабая социальная интеграция школьников…
    • Главный психолог Югры выяснил, что творилось в классе до поножовщины
      08.12.2022
      Главный психолог Югры выяснил, что творилось в классе до поножовщины
      «Проверка показала, что в школе были проблемы. Краеугольным камнем в конфликте стало молчание классного руководителя», — сообщил директор департамента образования и науки Югры Алексей Дренин.
    • Подросток и поведенческие риски: к вопросу о буллинге
      10.09.2022
      Подросток и поведенческие риски: к вопросу о буллинге
      Реакция на проявления буллинга связана с гендерными, возрастными и социально-стратификационными факторами, где определяющими являются материальный и образовательный статус родителей ученика, успеваемость и статус среди одноклассников.
    • А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
      08.08.2022
      А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
      Жизнь в пространстве травмы и жизнь в пространстве агрессии — в определенном смысле можно между ними ставить знак равенства. Ибо травматический опыт в ситуации агрессии приобретает не только жертва, но и агрессор. А также свидетели, наблюдатели.
    • Буллинг: анализ мирового опыта
      14.01.2022
      Буллинг: анализ мирового опыта
      Школьная травля чаще всего встречается в возрасте от 11 до 16 лет, причем для раннего подросткового возраста характерен физический буллинг. В старшем подростковом возрасте школьники чаще обращаются к социальному или вербальному буллингу.
    • Видеть направление роста: Валерий Мельников о диагностике развития группы
      05.08.2020
      Видеть направление роста: Валерий Мельников о диагностике развития группы
      Травля, вымогательство, избиения — неполный список происшествий, которые творятся в коллективе, где вместо норм морали действует право сильного. Методика «Вектор», разработанная Валерием Мельниковым, помогает группе увидеть направление для развития…
    • Академик А. Реан о проблеме насилия в школе
      09.04.2019
      Академик А. Реан о проблеме насилия в школе
      Воспользуюсь медицинским термином: у нас нет протокола, то есть прописанного порядка действий в таких случаях... Учителя не знают, как надо реагировать на случаи агрессивного поведения ребенка, не понимают, что делать, если они видят насилие...
    • «Травли NET». Пособие для педагогов и школьных психологов
      02.10.2018
      «Травли NET». Пособие для педагогов и школьных психологов
      Программа направлена на формирование психологически безопасной атмосферы в образовательных организациях. Ни один ребенок не должен чувствовать себя униженным, ни один ребенок не должен быть запуган и подвергаться психологическому или физическому насилию в школе или на улице. Цель проекта «Травли NET» – вместе с педагогами разобраться в сути явления и освоить эффективные способы предотвращать и прекращать школьную травлю...
    • Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях
      11.11.2024
      Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях
      «Большинство пользователей популярных социальных сетей предпочитают проявлять склонность к повышенной раздражительности и негативные эмоции во взаимодействии с другими пользователями в сети. Гнев выступает как успокаивающее средство…»
    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»