27–28 октября 2023 года состоялась Всероссийская, с международным участием, научно-практическая конференция «Жизнь после травмы».
С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор Московского института психоанализа Лев Игоревич Сурат: «Это мероприятие проводится впервые, и очевидно, что оно продиктовано вызовами времени. В сложившейся ситуации мы не можем оставаться в стороне, и наша задача ответить на социально важный запрос государства и общества».
Пленарное заседание открыла декан факультета политических и социальных наук, заведующая кафедрой психологии, конфликтологии и бихевиористики Российского государственного социального университета, доктор психологических наук, профессор Елена Алексеевна Петрова с докладом «Травма как социально-психологический феномен».
Е.А. Петрова остановилась на истории понятия «травма», а также на том, как оно определяется в современных работах.
«Обратите внимание, как за последние 10 лет изменилась жизнь каждого человека. Она принципиально изменилась с точки зрения психологических реалий. ...психологи предыдущих столетий изучали человека в двух ипостасях этих реалий: внутренний мир человека (и травма как внутреннее переживание) и внешний мир, мир социума, без которого человек существовать не может. Но мы получили третий мир: виртуальный, в котором сегодня человек проживает активно, но уже по другим законам реализуются многие вещи, в том числе отрабатывается травма», — подчеркнула Елена Алексеевна.
«...когда мы говорим об индивидуально-личностной проработке травмы, мы должны понимать, что человек живет в трёх мирах, и мы должны помочь ему быть благополучным и адаптироваться во всех этих мирах, при этом не нарушая пропорции представленности этих миров в его жизни», — отметила Е.А. Петрова.
Руководитель центра психологического консультирования Российского государственного социального университета, профессор Академии военных наук, кандидат психологических наук Алексей Владимирович Носов выступил с докладом «Психологический статус тяжелораненых участников СВО как фактор их психологической реабилитации».
А.В. Носов рассказал о проекте в рамках медико-социально-психологической реабилитации и помощи ветеранам СВО, в частности о работе с ветеранами, потерявшими конечности. По словам Алексея Владимировича, проект еще не завершен, но через него уже прошли около 80 человек. А.В. Носов привел результаты скрининга, в котором исследовались характеристики психического статуса ветеранов СВО.
Главный научный сотрудник, руководитель группы психиатрических исследований, профессор Национального медицинского центра нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук Олег Семенович Зайцев представил доклад «Нейропсихиатрия тяжелой травмы мозга».
«Когда больной получает тяжелую черепно-мозговую травму, здесь еще нет возможности помочь ему психологически, вначале мы решаем биологические проблемы, вопросы сохранения жизни…» — отметил О.С. Зайцев.
Нейропсихиатрия — наука о диагностике и лечении психических нарушений, обусловленных патологией нервной системы. Как рассказал О.С. Зайцев, нейропсихиатрия развивается на стыке психиатрии, неврологии, нейрохирургии, нейрореанимации и нейрореабилитации.
«Психические расстройства наблюдаются после любого тяжелого повреждения мозга и требуют активного внимания со стороны врачей и медперсонала», — отметил О.С. Зайцев.
Олег Семенович рассказал о стадиях и скорости восстановления психической деятельности после длительной комы, а также о методах реабилитации пострадавших с черепно-мозговой травмой.
Ректор Международного института развития когнитивно-поведенческой терапии, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, кандидат медицинских наук Дмитрий Викторович Ковпак выступил с докладом «Когнитивно-поведенческая психотерапия ПТСР».
«Следом за бихевиоризмом когнитивно-поведенческий подход предлагает увидеть феномен травмы не только как внешние травматические обстоятельства, но, конечно, в первую очередь, как переработку этих обстоятельств за счет личности человека, того феномена, который находится между реакциями и обстоятельствами, в которых он оказывается. Средовой эффект мы, безусловно, учитываем в терапии, но одновременно нам важно понять структуру личности, которая и восприняла те обстоятельства, оказавшиеся именно для неё субъективно травматическими», — пояснил Д.В. Ковпак.
«Травма приводит к стремлению исправить прошлое. Это мешает быть в настоящем и заниматься будущим», — подчеркнул Дмитрий Викторович.
Профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, доктор психологических наук Борис Николаевич Рыжов представил доклад «Кризисы старшего возраста: причины, периодизация, исход».
«Я бы хотел перенести внимание с самой травмы на ту почву, на которую приходится травма. Эта почва и переживаемый кризисный период в жизни человека способны многократно усилить болезненную роль травмы или, возможно, наоборот, несколько её нивелировать», — отметил Б.Н. Рыжов.
Научный руководитель и ведущий специалист Центра нейропсихологической помощи детям и подросткам «Здоровое поколение», клинический психолог, соавтор метода нейропсихологической коррекции отклонений в онтогенезе «Сенсомоторная коррекция», кандидат психологических наук Альфия Сергеевна Султанова выступила с докладом «Нейропсихологический подход к анализу последствий перинатальных травм ЦНС».
«Перинатальное поражение нервной системы — один из наиболее распространенных факторов, вызывающих отклонения в развитии ребенка. В настоящее время, по данным различных авторов, распространенность ППНС колеблется от 45 до 80%. В 35–40% случаев ППНС ведет к инвалидизации», — отметила А.С. Султанова.
Альфия Сергеевна рассказала об исследовании, цель которого состояла в выявлении особенностей психического отногенеза детей школьного возраста без существенных отклонений в развитии, имеющих в анамнезе перинатальное гипоксическое поражение ЦНС легкой степени тяжести.
«Согласно результатам исследования, для каждого ребенка с ППНС характерна “мозаичная” картина, в которой относительная сохранность одних нейропсихологических факторов сочетается с недостаточностью других. Однако выявляются общие особенности: нейродинамические нарушения и недостаточность произвольного контроля», — рассказала А.С. Султанова.
«С учетом масштабов распространения ППНС необходимо широкое внедрение специальных коррекционно-развивающих программ для этих детей, — отметила А.С. Султанова. — Вследствие высокой распространенности ППНС проблема приобретает такие масштабы, когда само её признание становится невыгодным. Более удобным становится путь замалчивания, ссылок на “гипердиагностику” ППНС, снижение статистики родовых травм, призывов к пересмотру понятий норма, здоровье… От того, какой из путей станет преобладающим, зависит здоровье и качество жизни будущих поколений».
Президент Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины (РАППМ), декан психологического факультета, заведующая кафедрами социальной психологии и общей психологии Балтийского гуманитарного института, доктор психологических наук Наталья Петровна Коваленко представила доклад «Ресурсный подход в психотерапии перинатальной, экзистенциальной и эмоциональной травмы».
«Социальные системные отношения могут как разрушать, так и провоцировать развитие ресурсов человека. Но если социальные провокации человек может обойти или адаптироваться, то при семейных травмах и деструкциях процесс разрушения может быть длиной всю жизнь», — отметила Н.П. Коваленко.
Заведующая кафедрой психотравматологии Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель Информационно-консультационного центра «Психометрика», доктор психологических наук Оксана Владимировна Защиринская выступила с докладом «Эмпирическая классификация психических травм».
О.В. Защиринская перечислила три вида травм:
- социогенные психические травмы,
- интерперсональные психические травмы,
- психические травмы при нарушении физического здоровья.
Среди социогенных психических травм О.В. Защиринская назвала психическую травму свидетеля; психическую травму после ДТП; психическую травму мигрантов; психическую травму участника терактов, криминального насилия; психическую травму участников военных действий и жертв тоталитарных политических режимов; боевую психическую травму.
Интерперсональные психические травмы могут возникать в результате отношений между людьми (психические травмы межличностных отношений) и личностных особенностей человека, отметила О.В. Защиринская.
Федеральный координатор сообщества практик превентивной медицины Агентства стратегических инициатив, кандидат медицинских наук Сергей Юрьевич Чудаков представил доклад «Федеральные и государственные программы и сервис по организации работы по коррекции психоэмоционального состояния людей в современных высокотравмирующих условиях».
Парадигмой нового здравоохранения С.Ю. Чудаков назвал активную роль человека в сохранении своего здоровья и жизни. Сергей Юрьевич рассказал о развитии рынка превентивной медицины в России, а также об экосистеме #ЗдоровьеЗдоровых, «проекте в сфере здоровьесбережения граждан РФ, объединяющем интеллектуальные и организационные ресурсы экспертов и сообществ РАН, Агентства стратегических инициатив и Национальной технологической инициативы».
Президент Межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи», кризисный психолог Инна Казимировна Силенок выступила с докладом «Эффективность и актуальность практики работы с психологической травмой в генеративном подходе в кризисных ситуациях и при ПТСР».
И.К. Силенок рассказала о практической работе в кризисных ситуациях: «При работе в условиях ЧС и боевых действий возможна только одна встреча с клиентом. Наша основная задача — замотивировать на работу и умудриться сделать все за один-два раза».
«Основная идея краткосрочной терапии — усиление либо пробуждение субъектности клиента. Нужно “вылечить” “подавленного ребенка”. Успокоить “карающего родителя”, договориться с мистической частью — травмой, пробудить взрослую позицию», — отметила И.К. Силенок.
Ирина Казимировна перечислила основные задачи травматерапевта при работе с субъектом переживания травмы:
- создать условия психологической безопасности;
- диагностировать травму и её характеристики;
- замотивировать клиента на работу с травмой;
- выбрать самый травмирующий эпизод;
- переработать самый травмирующий эпизод, одновременно утилизируя возражения клиента, мотивируя его на продолжение работы на уровне смыслов;
- определить психофизиологическое состояние клиента, его выносливость и готовность к продолжению работы за одну встречу (в ЧС, бомбоубежищах необходимо сделать максимум за один прием, при этом оберегая клиентов от перегрузок).
Директор Национальной ассоциации нейропсихологов, клинический психолог Наталья Борисовна Трофимова представила доклад «Роль НАН в разработке стандартов деятельности частнопрактикующих специалистов».
Н.Б. Трофимова рассказала об истории становления нейропсихологии и о созданной в 2023 году Национальной ассоциации нейропсихологов.
«К сожалению, из-за недостаточного регулирования нейропсихологов в нашей стране специалисты, не имеющие отношения к специальной или клинической психологии, посетив, например, трехдневные курсы по замещающему онтгогенезу, стали называть себя нейропсихологами, заниматься с детьми, в том числе с тяжелыми формами патологии, — отметила Н.Б. Трофимова. — На сегодняшний день также отсутствует профстандарт, и в коррекционных центрах решение о приеме на работу ложится на плечи работодателя… Деятельность частнопрактикующих специалистов не контролируется вовсе…»
По словам Н.Б. Трофимовой, Национальная ассоциация нейропсихологов поможет поддержать специалистов в области детской нейропсихологии, сможет организовать дополнительную подготовку, повышение квалификации, предоставит возможность обмена опытом и новыми методиками между специалистами.
Президент Восточно-Европейского психосоматического общества, кандидат психологических наук Александр Валерьевич Хайкин выступил с докладом «К решению проблемы безопасности применения практик саморегуляции».
«Остановлюсь на двух аспектах безопасности, которые считаю самыми важными. Субъективная небезопасность — когда у практикующего есть отторжение против контакта с негативными переживаниями, страх перед тем, чтобы опустить спонтанную динамику переживаний. А как раз эти действия необходимы в половине саморегуляционных практик, — рассказал А.В. Хайкин. — Проблема объективной безопасности: при неправильном применении практик саморегуляции и терапевтических практик практикующий может попасть в негативное переживание, быть захваченным, потерять контроль и, возможно, попасть в ретравматизацию. Когда сопровождает грамотный специалист, своими действиями он эти проблемы должен решить. Но в контексте самостоятельной работы проблема безопасности применения практик саморегуляции очень актуальна».
Профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики имени академика Л.О. Бадаляна педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, доктор медицинских наук Светлана Александровна Немкова представила доклад «Черепно-мозговая травма и ее последствия у детей и подростков: современное состояние вопроса».
По словам С.А. Немковой, в 2021 году травмы получили более 3,5 млн детей и подростков, из них травмы головы отмечались более чем у 1,2 млн человек.
«Мы видим сокращение сроков госпитализации в последние годы, для Москвы срок госпитализации ребенка с ЧМТ — 1,5–2 дня, по России — 4 дня. Конечно, это очень мало, острый период даже легкой травмы — 2 недели. Дети рано возвращаются домой, рано приступают к школьным нагрузкам, это приводит к сохранению последствий…» — отметила С.А. Немкова. Светлана Александровна рассказала о комплексной реабилитации последствий ЧМТ, включающей медицинскую реабилитацию, психолого-педагогическую и логопедическую коррекцию.
Завершила пленарное заседание доцент кафедры основ клинического психоанализа, руководитель направления «Клиническая психология» Московского института психоанализа, член-корреспондент Академии медико-технических наук, кандидат психологических наук Людмила Викторовна Сенкевич с докладом «Особенности профессиональной переподготовки клинических и кризисных психологов в контексте современных реалий».
Дальнейшая работа конференции велась по секциям:
- Психологическое сопровождение при возрастных, экзистенциальных и травматических кризисах: системно-феноменологический подход;
- Клинико-психологическая диагностика и психотерапия эндогений, психотравм и личностных расстройств;
- Методы и технологии психосоматической терапии травмы, посттравматических и стрессовых расстройств;
- Нейропсихологическая диагностика и реабилитация при нарушениях развития, родовых травмах, ЧМТ и других повреждениях мозга;
- Программы поддержки и реабилитации физического, психического, психологического и социального здоровья населения в современных условиях.
В ходе конференции была организована выставка профессиональной литературы и инструментария, в которой приняли участие компания «Иматон» Профессиональный психологический инструментарий», «Альпина-паблишер», Издательский дом «Питер», издательство Московского института психоанализа.
Организаторы конференции:
- Московский институт психоанализа (МИП), г. Москва
- Российский государственный социальный университет (РГСУ), г. Москва
- Институт системных технологий и консультирования (ИСТиК), г. Санкт-Петербург
- Национальная ассоциация нейропсихологов (НАН), г. Москва
- Международная ассоциация супервизоров, системных консультантов-психологов и феноменологов (МАССКиФ), г. Санкт-Петербург
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать