18+
Выходит с 1995 года
20 декабря 2024
И.Я. Медведева: «Главное для здоровой психики — чистая совесть»

Детский психолог, писательница, публицист, драматург, главный научный сотрудник Института детства Российского детского фонда, киносценарист, главный редактор сатирического киножурнала «ВСЛУХ» Ирина Яковлевна Медведева рассказала об особенностях подхода к работе православного психолога, о невротизации общества и «подводных камнях» своеволия и любви к себе, а также о том, как говорить с детьми о СВО. Публикуем фрагменты интервью на Youtube-канале «Эмпатия Манучи».

Об отличиях православного психолога от светского, чистой совести и Донбассе

Но сегодняшние многие светские психологи, когда к ним приходит человек, жалуется на какие-то свои недостатки, трудности, психолог очень часто, к сожалению, говорит, что «никаких недостатков у вас нет, вы должны возлюбить себя таким, какой вы есть». Человек говорит: «Ну как же, то-то и то-то во мне не нравится окружающим». А психолог может сказать: «Это их проблемы, главное полюбить себя…» И вот получается, что человека отводит от покаяния, от раскаяния… Если даже не называть это церковным языком «покаяние», а просто от раскаяния, от стыда за дурное поведение, дурные поступки. А это же ужасно.

Недаром, когда человек кому-то рассказывает о своих нехороших делах, он потом говорит: камень с души свалился. Это же очень важная вещь. Я уж не говорю, что это церковное таинство. Но даже для нецерковного человека это важно… как, может быть, одна из главных составляющих психического здоровья.

Я это поняла, когда была на Донбассе… Когда туда приехала с группой ученых на конференцию по экологии, меня попросил ректор одного из вузов московских, который устроил эту конференцию в Донецке, чтобы, пока ученые будут говорить об экологии…, я в это время встретилась с психологами, педагогами и социальными работниками Донбасса и рассказала бы им, как реабилитировать травмы войны. Я обратила внимание как человек, у которого глаз наметан, что там некого реабилитировать, что люди там, конечно, пережившие, продолжающие переживать жуткие зверства…, удивительно психически здоровы.

Потом я приехала второй раз, третий раз… И, наверное, только к концу второго раза я догадалась, в чём дело. К сожалению, в учебниках, по которым я училась и в лекциях, которые я прослушала в огромном множестве за свою жизнь, мне никто не говорил, что самое главное для здоровой психики — это чистая совесть. Вот я это увидела и поняла на Донбассе, это для меня был важнейший урок как для психолога. И теперь я точно знаю, что исповедь — это не только важнейшее церковное таинство, а, может быть, самый важный метод в психотерапии.

О понятии «успешность», «фабрике неврозов» и школе

Я думаю, что это фабрика неврозов и детей, и взрослых — когда сегодня на успешности делается такой акцент. Я это вижу по своей работе с детьми и их родителями. С родителями иногда надо работать еще больше, еще более глубоко, чем с детьми. Это так называемые «престижные неврозы», которых сейчас много… Когда делается акцент на успешности, конкурентности, на первенстве. Не все же люди могут быть первыми. Кто-то десятый, кто-то сотый, кто-то десятитысячный. Но когда человек знает, что это главное, что надо к этому стремиться, а у него совершенно не спортивный характер, может быть, он невротизируется, потому что терпит неудачу на этом пути. Вместо того, чтобы воспитывать благородство как самое главное, теперь часто акцентируют внимание на успешности, конкурентности.

«Школьные неврозы», когда у ребенка страх неудачи перед каким-то предметом, где ему ставят и ставят двойки. А родители ругаются. Он может вообще перестать ходить в школу, потому что у нас нельзя выбрать какие-то предметы, которые у тебя получаются, которые тебе нравятся, а от других, которые не нравятся и не получаются, отказаться. Ребенок невротизируется. Родители не понимают, в чем дело. Ко мне приводят таких детей. И когда они что-то делают на копейку, я их хвалю на миллион.

Иногда, когда ребенок с такой «заячьей душой» от одного слова «школа» начинает дрожать, приходится советовать родителям перевести его в другую школу, где поменьше народа, если у них есть деньги, может быть, чтобы они поискали частную школу, где вообще четыре-пять-шесть человек в классе, а иногда приходится советовать перевести на домашнее обучение индивидуальное. Бывают такие нервные дети, что они просто не выдерживают классно-урочной системы, 6–7 уроков — это для них непосильное напряжение.

Но так часто, как сегодня детей забирают из школы, не стоило бы это делать. Сейчас очень многие родители переводят детей на домашнее обучение. Хотя школа — это не только школа, которая дает начатки научных знаний, это школа жизни. В семье-то легко общаться: тебя все любят, и ты всех любишь. Потом в жизни будет по-другому: кто-то тебя будет любить, кто-то ненавидеть, кто-то над тобой издеваться, кто-то на тебя доносить… И школа как раз воспитывает это умение взаимодействовать с самыми разными людьми, и не только со сверстниками, но и с разными взрослыми.

Про разговоры о физической любви

Родителям не надо никогда с ребенком говорить прямо на темы физической любви. О верности, о красоте верности, красоте настоящей любви надо говорить. Родители — это король и королева, разве могут они сходить с трона и говорить о каких-то подзаборных вещах.

Про разговоры с ребенком о СВО

Если говорить про детей маленьких, им родители, как правило, это вообще не объясняют, не говорят с ними на эту тему.

И, к сожалению, очень часто и в школе, и дома об этом не говорят с подростками. Забывая о том, что они уже не дети, а подростки, и что завтра они будут солдатами, если это мальчики. Так что всё зависит от семьи, даже когда подросток делает вид, что «родаки» уже ничего для него не значат, на самом деле и для подростка родители значат больше других взрослых, это главный авторитет, он просто делает вид, что это не так.

Ребенок же чувствует, как настроены его родители. Одно дело говорить о трагедии войны*… А война — это трагедия, конечно. Но если только на этом фиксироваться, а не фиксироваться на героизме тех, кто пошел воевать, то, конечно, у него будет негативное отношение… Если говорить «какой ужас, кровопролитие»…

Нужно рассказывать детям о том, что такое война, что такое мир. Тем более мальчику. Почему мальчики, даже если ничего не рассказать о войне, так любят играть в войну, в солдатиков? Потому что это в крови. Мальчик — это будущий воин. Конечно, надо найти правильную форму: чтобы не пугать его, с одной стороны, но и не делать вид, что ничего тут не происходит, все нормально.

Сейчас столько трусов выросло… Я, например, считаю, что не надо удивляться тому, что многие сбежали в Казахстан или в Грузию. Это как раз закономерное следствие того, что столько лет выращивали эгоистов и трусов. А удивляться надо тому, сколько людей на фоне этой информационной агрессии, направленной на детей, когда им говорили, что мы все граждане мира, все нормально, а война — это гадость… Надо поражаться, что столько нашлось храбрецов. Оказывается, есть люди, их достаточно много, у которых ядро личности невозможно повредить ничем. Вот это Божье чудо. Но надо, чтобы это было закономерностью, а не чудом.

Если мужчину мобилизовали, женщина должна говорить детям, что она гордится своим мужем, а ребенок может гордиться своим отцом. У меня есть одна знакомая женщина, которая не так давно мне сообщила, радостно блестя глазами, что ее муж уже в возрасте лет 40 пошел добровольцем. А потом ее глаза потускнели, она сказала, что сын, которому за 20, трус, не пошел…

Я восхитилась этой женщиной, и я уже знаю семьи, в которых отец ушел на фронт. Я говорю мамам, что они должны детям рассказывать, какой у них прекрасный отец. Ну, собственно, про любого отца надо так стараться говорить, даже если он не очень хороший, даже если он алкоголик. Дети должны знать, что у них папа прекрасный.

О нравственности, своеволии и любви к себе

Не только для нравственности, но и для психики очень вредно распускать психику и очень вредно переставать быть авторитетом для ребенка. Потому что таким образом нарушается первая в жизни человека иерархия: взрослый — то есть родитель, властный, умный, авторитетный человек, который знает, что хорошо, а что плохо. А он ребенок, пока еще безвластный, маленький, бесправный во многом, просто потому что на нем еще нет ответственности.

Вредно распускать психику, потому что это противоречит заданию Бога о человеке. Человек должен привыкать быть в некоем дисциплинарном, этическом корсете, а потом ему уже и без этого этического корсета будет приятно и естественно вести себя хорошо. Зачем человеку быть похожим на свинью, он же человек.

Окружающие не любят своевольных людей. А каково человеку жить, когда его ненавидят окружающие, а он даже не понимает почему. Его просто приучили делать свой выбор, какой бы он ни был. Многие родители ошибочно считают, что своеволие — хоть с таким ребенком и трудно, но зато он проявляет свой характер. Своеволие — это когда воля на нуле. Вот родителям надо объяснять, что, если ребенок делает что хочет, значит у него воля пока на нуле.

Воля начинается с умения отказаться от того, что хочется, потому что это некрасиво, вредно, вредит другим людям и мало ли еще что.

Это история про любить только себя… Это ведет к изгойству, это ведет к тому, что от человека будут отворачиваться окружающие, потому что ему наплевать на них, он на них не обращает внимание. Это в лучшем случае. А в худшем случае он им вредит, потому что ему так удобно. Так что родители, которые верят в эти бредни, я бы сказала, они готовят ребенку психический слом. Когда они потакают его порокам, они готовят ему психический слом. Потому что другие люди потакать не будут, они будут отвергать.

*По данным официальных российских источников, события на Украине, начавшиеся 24.02.2022 г., являются специальной военной операцией.

Комментарии
  • Валерий Михайлович Ганузин
    25.08.2023 в 08:44:24

    Уважаемая Ирина Яковлевна!

    Спасибо Вам за Вашу позиция и представленный здесь материал. Подписываюсь под каждым Вашим словом. А раздел "О понятии «успешность», «фабрике неврозов» и школе" очень близок мне. Данной проблемой я занимаюсь с 2003 года. Разрешите мне здесь дать ссылку на 4 из 7 последствий авторитарного синдрома педагогического насилия:
    " При авторитарном педагогическом насилии у школьников можно выделить ряд общих признаков:

    1. Страхи. В классах, где практикуется педагогическое насилие, школьники, особенно начальных классов, переживают чувство страха, незащищенности. Поведение их под действием страхов может быть разнообразным: от фантазерства, лживости, обмана, нерешительности, пассивности до аутизма и агрессивности. В ряде случаев у детей формируются пограничные психические состояния и неврозы.

    2. Изоляция. В большинстве случаев, когда практикуется педагогическое насилие, сам факт насилия открыто не обсуждается. Учителя дают понять школьникам, что не следует обсуждать создавшуюся ситуацию в классе с родителями или с друзьями. Это заставляет детей, участвующих в конфликте, чувствовать себя изолированными, не такими, как все в классе. Может быть и обратная ситуация, когда педагоги открыто обсуждают конфликт, различными способами привлекая на свою сторону основную массу учащихся в классе (школе), их родителей и таким образом способствуют изоляции отдельного ученика или группы школьников.

    3. Разочарование. Часть школьников в силу ряда обстоятельств, таких как плохая подготовка на дошкольном этапе, определенный тип мышления, частые острые заболевания или длительная, периодически обостряющаяся хроническая болезнь, вынужденные пропуски уроков и др. не могут усвоить новые темы, не имея базовых знаний. Постепенно количество предметов, по которым ученик имеет неудовлетворительные оценки, увеличивается. Вместо понимания проблемы и помощи со стороны учителей, данные школьники получают обидные прозвища и оскорбления. Они разочаровываются в школе, а порой и в жизни. Постоянный стресс, который они испытывают, вырабатывает у данной группы учащихся определенное поведение. Одни становятся «двоечниками — хулиганами» и постоянно создают конфликтные ситуации в школе, на улице, в семье. У других появляются депрессивное настроение, чувство ненужности, лишнего человека в этой жизни, формируются мысли о суициде.
    7. Психосоциальная дезадаптация. В этих случаях у школьников имеет место несформированность навыков учебной деятельности, коммуникативных навыков, недостаточно развит самоконтроль. Стремление таких подростков к общению и лидерству в сочетании с эмоциональной несбалансированностью приводит к конфликтным ситуациям с педагогами и сверстниками в школе и на улице."

    Ганузин В.М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении // Медицинская психология в России. – 2013. – T. 5, № 5. – С. 15. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15150

    С уважением, Валерий Михайлович.

      , чтобы комментировать

    • Владимир Александрович Старк

      «Главное для здоровой психики — чистая совесть»
      Если кому-то это утверждение показалось прекраснодушной благоглупостью могу объяснить на пальцах логику этого утверждения.

        , чтобы комментировать

      • Валерий Михайлович Ганузин
        26.08.2023 в 12:56:13

        Интересно, а совесть (внутренний голос) это Врожденное или Приобретенное чувство? Как она формируется (разрушается) в зависимости от возраста , начиная с детских лет и до самой старости, человека?
        Способность личности реализовывать нравственный самоконтроль во многом зависит от возраста, среды окружения, твердости характера, да и здоровья тоже и т.д. Как много различных факторов влияет на способность сохранить или разрушить " чистую совесть"?

        С уважением, Валерий Михайлович.

          , чтобы комментировать

        • Виктор Ефимович Каган
          Виктор Ефимович Каган
          Берлин, Германия
          26.08.2023 в 21:27:11

          "Родителям не надо никогда с ребенком говорить прямо на темы физической любви. О верности, о красоте верности, красоте настоящей любви надо говорить. Родители — это король и королева, разве могут они сходить с трона и говорить о каких-то подзаборных вещах."

          И.С. Кон в работе "Подростковая сексуальность на пороге XXI века" писал, что доклад И. Медведевой и Т. Шишовой 1996 года по вопросам полового воспитания это "редкая смесь невежества, фальсификации и переворачивания причинно-следственных связей". И вот теперь ПГ прокламирует эту смесь сновыми добавками ... Печально.

            , чтобы комментировать

          • Марат Радикович Ахметов
            Марат Радикович Ахметов
            Набережные Челны
            27.08.2023 в 10:17:25

            Уважаемые Коллеги, раз уже авторы не отвечают, может поделитесь кто какие школы терапии пременяет при консультантивном приеме клиентов. Какие на ваш взгляд наиболее эфективные. Понимаю вопрос дискуссионный, и все же. Может, что необычное есть.

              , чтобы комментировать

            • Валерий Михайлович Ганузин
              27.08.2023 в 10:37:51

              Уважаемая Ирина Яковлевна!
              На Ваше: "Но так часто, как сегодня детей забирают из школы, не стоило бы это делать. Сейчас очень многие родители переводят детей на домашнее обучение."

              При этом, ребенку необходима помощь психолога. А имеется ли возможность психологу работать в "семейном образовательном пространстве", по аналогии с таковым при обучении детей в общеобразовательной школе?

              С уважением, Валерий Михайлович.

                , чтобы комментировать

              • Владимир Александрович Старк

                \ Родителям не надо никогда с ребенком говорить прямо на темы физической любви. \
                Про это ребёнок действительно должен узнавать от посторонних.
                На худой конец и книжки И.С.Кона сгодятся.
                Потому что есть в таких разговорах что-то инцестуальное и десакрализирующее образ родителей, подобно совместному отдыху на нудистском пляже.

                  , чтобы комментировать

                • Владимир Александрович Старк

                  \Интересно, а совесть (внутренний голос) это Врожденное или Приобретенное чувство?\
                  Валерий Михайлович, даже совсем маленькие дети, которые еще не могли ничего "приобрести", бывает разительно различаются нравственным характером воли, и если одни откровенно эгоцентричны и злы, то иные отличаются удивительно добрым нравом, хотя никто их этому научить в силу их возраста не мог.
                  В психологии это различие традиционно считают разницей темпераментов.
                  Ну в таком случае и различие между "психопатом" и "интеллигентом" тоже можно считать различием темперамента, ведь они тоже руководствуются своим нравственным чувством совершенно безотчётно, так же как и дети.
                  И если отец вознамериться отвоевать у маленького тирана своё право на его уважение, то нравственное чувство злого, юного истерика вполне может быть откорректировано и я знаю такие удивительные примеры.

                    , чтобы комментировать

                  • Валерий Михайлович Ганузин
                    28.08.2023 в 18:27:10

                    Уважаемый Владимир Александрович!
                    Спасибо за ответ. Согласен с Вашим видением проблемы.

                    А теперь про субъективное ощущение учащимся своего благополучия в школьном коллективе.

                    Объективным показателем эмоционального климата в детском коллективе и отсутствия условий для возникновения постдидактического стрессового расстройства мы с Бороховым Б.Д. предлагается считать «well-being» — субъективное ощущение учащимся своего благополучия.

                    Можно признать, что прямая «well-being» очень близка к прямой «здоровье» (особенно в коллективе дошкольников и младших школьников), и, тем не менее, она с ней не совпадает полностью.

                    А в коллективе старших школьников условия, обеспечивающие ощущение «well-being», существенно меняются и во многом утрачивают свое значение. Главной проблемой у учеников становится то, что учебный процесс, ориентирующийся лишь на «комфортное самочувствие», прекращается с возникновением ощущения усталости, утратой интереса («аттрактивности» изучае-мого), необходимостью тратить на обучение больше времени и сил, чем хочется ученику.

                    Такое «well-being»-отношение к учёбе позволяет ученику добиться результата только в той области, в которой он обладает однозначно яркими способностями, а количество таких областей несравнимо меньше относительно количества предметов в школьной программе.

                    Данная ситуация в среднем и старшем звене обучения (с 12 лет) рождает у ученика ощущение разочарования в собственных силах, ощущение своей «бездарности, которую изменить нельзя», неконструктивной зависти и желания отвлечься от своей академической неуспешности с помощью девиантного и делинк-вентного поведения.

                    С уважением, Валерий Михайлович.

                      , чтобы комментировать

                    • Владимир Александрович Старк

                      Валерий Михайлович, у меня как всегда особое мнение. )
                      Цитируется по моей книге "Недостающие Фрагменты..."

                      ...Много раз отмечалась взаимосвязь между образованностью человека и его нравственными качествами (интеллигентностью). При этом всегда делался однозначный вывод, что нравственные качества являются следствием образования. Однако вышесказанное даёт основания предполагать, что причинность здесь обратная, что это нравственные качества позитивно влияют не только на глубину и тонкость социального мышления, но и на интеллектуальность человека. Если рассмотреть круг социально успешных, хорошо учащихся детей, то можно легко заметить, что именно эту детскую среду отличают доброта, скромность, великодушие, добросовестность, благородство, порядочность, то есть нравственные качества, которые еще не могут быть следствием просвещенности.

                        , чтобы комментировать

                      • Валерий Михайлович Ганузин
                        29.08.2023 в 08:27:15


                        Уважаемый Владимир Александрович!

                        "Если рассмотреть круг социально успешных, хорошо учащихся детей, то можно легко заметить, что именно эту детскую среду отличают доброта, скромность, великодушие, добросовестность, благородство, порядочность, то есть нравственные качества, которые еще не могут быть следствием просвещенности." С этим полностью согласен.


                        "При этом всегда делался однозначный вывод, что нравственные качества являются следствием образования."
                        А вот этот тезис часто не соответствует, т.к. много людей с высшим образованием не имеют нравственных качеств, особенно при достижении своих карьерных целей.

                        С уважением, Валерий Михайлович.

                          , чтобы комментировать

                        • Татьяна Владимировна Громова

                          Думала, "Психологическая газета", в основном, ориентирована на доказательную науку, а не на эмоциональное восприятие и личное мнение (еще и потенциально вредное для тех, кто нуждается в помощи: расскажите жертве изнасилования, что ей не нужна реабилитация, если ее совесть чиста; продиагностируйте нарушения у мальчика, если он интересуется не войной, а, например, технологиями или - о ужас! - кулинарией. А как же голос крови?! И про секс подзаборный детям ничего не надо рассказывать, конечно же. Пусть изучают тему самостоятельно и т.д.). Ну мы ж не на фейсбуке*, нужен всё же какой-то отбор, как мне кажется.

                          *Социальная сеть Facebook запрещена в России, принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России (прим. модератора.).

                            , чтобы комментировать

                          • Владимир Александрович Старк

                            \расскажите жертве изнасилования, что ей не нужна реабилитация, если ее совесть чиста;\

                            Татьяна Владимировна, по моим многочисленным наблюдениям, жертва изнасиловаия прежде всего думает о том... "а что люди подумают"...
                            То есть она ориентируется не на свою нравственную невинность, а на то, что о её чистоте подумают кумушки, сплетницы и самодовольные ожиревшие мещанки...
                            Чистота совести требует мужества, благородства и веры в своё безусловное нравственное превосходство над "моралистами".
                            Вот допустим св. Марию Египетскую разбойники в пустыне изнасиловали... о чём эта девушка должна была молиться... о своём грехе, о низвержении насильников в пучину ада, о том, чтобы никто ничего не узнал, или о спасении душ насильников?


                              , чтобы комментировать

                            • Валерий Михайлович Ганузин
                              30.08.2023 в 08:46:43

                              А.С. Пушкин (Борис Годунов) про совесть(+++

                              "Ах, чувствую: ничто не может нас
                              Среди мирских печалей успокоить;
                              Ничто, ничто… едина разве совесть.
                              Так, здравая, она восторжествует
                              Над злобою, над тёмной клеветою.
                              Но если в ней единое пятно,
                              Единое, случайно завелося,
                              Тогда – беда! Как язвой моровой
                              Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
                              Как молотком стучит в ушах упрёк,
                              И всё тошнит, и голова кружится,
                              И мальчики кровавые в глазах…
                              И рад бежать, да некуда… ужасно!
                              Да, жалок тот, в ком совесть нечиста..."

                              И еще вопрос: бывают люди совсем без совести, т.е бессовестные?

                              С уважением, Валерий Михайлович.

                                , чтобы комментировать

                              • Валерий Михайлович Ганузин
                                30.08.2023 в 09:06:07

                                Уважаемая Татьяна Владимировна!

                                У газеты другое предназначение, по сравнению с научными журналами.
                                Как я понимаю, специализирован­ные (профессиональные) газеты, какой и является ПГ, предназначены для информа­ции о текущих событиях и фактах в профессиональной среде, профессиональном обществе, здесь психологов.

                                Извините, если я что-то не так понимаю о газетах и научных журналах.

                                С уважением, Валерий Михайлович.

                                  , чтобы комментировать

                                • Татьяна Владимировна Громова

                                  Владимир Александрович, как связана Мария Египетская с моим высказыванием о том, что потребность в реабилитации с чистотой совести не связана примерно никак? По вашей мысли, мужественная, благородная и верующая девушка в случае изнасилования превознесется над насильником и лишь смиренно помолится о его душе?


                                  Валерий Михайлович, а какие тут были освещены факты и события профессиональной среды? Ну много разного личного озвучивают люди, не всё ж в газете-то пропечатывать.

                                    , чтобы комментировать

                                  • Валерий Михайлович Ганузин
                                    30.08.2023 в 17:20:01

                                    Уважаемая Татьяна Владимировна!

                                    Все статьи, опубликованные в ПГ, носят научный и практический характер.
                                    А в КОММЕНТАРИЯХ ведется обсуждение статьи, высказывается свое мнение и задаются вопросы авторам и комментаторам. Это считается общепринятым и считается заинтересованностью в данных материалах.
                                    Жаль, что не все авторы вступают в дискуссию и отвечают на вопросы по своим материалам.

                                    В научных журналах, а в т.ч. и в eLIBRARY.RU после каждой научной статьи есть раздел по ее обсуждению.

                                    С уважением, Валерий Михайлович.

                                      , чтобы комментировать

                                    • Валерий Михайлович Ганузин
                                      30.08.2023 в 21:37:29

                                      «Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе». Эти слова произносит Борис Годунов в произведении А.С. Пушкина. На его совести лежит убийство царевича Дмитрия, И потому – всё не впрок. А причиной тому – нечистая совесть.

                                        , чтобы комментировать

                                      • Татьяна Владимировна Громова

                                        Уважаемый Валерий Михайлович, к КОММЕНТАРИЯМ у меня вопросов нет)) У меня вопросы к научности и практичности предоставленного материала. Да и те риторические...

                                          , чтобы комментировать

                                        • Валерий Михайлович Ганузин
                                          31.08.2023 в 09:38:35

                                          Уважаемая Татьяна Владимировна!
                                          Вы пишите свой комментарий по данной статье?

                                          С уважением, Валерий Михайлович.

                                            , чтобы комментировать

                                          • Валерий Павлович Белянин
                                            06.09.2023 в 04:36:07

                                            ЦИТАТА
                                            "Нужно рассказывать детям о том, что такое война, что такое мир.
                                            ВОПРОС
                                            Мне казалось, что за слово во*на могут "привлечь к ответственности". Я ошибаюсь?

                                            ЦИТАТА
                                            Тем более мальчику. Почему мальчики, даже если ничего не рассказать о войне, так любят играть в войну, в солдатиков? Потому что это в крови. Мальчик — это будущий воин.
                                            ВОПРОС
                                            А как психологически подтверждается, что во*на в крови?

                                            ЦИТАТА
                                            Конечно, надо найти правильную форму: чтобы не пугать его,
                                            ВОПРОС
                                            Т.е. сделать возможную смерть на во*не не страшной?

                                              , чтобы комментировать

                                            • Дмитрий Сергеевич Гирин
                                              10.10.2023 в 11:41:47

                                              Радует несказанно, что нашлись здравые люди и специалисты, доверяющие мнению Кона и задающие вопросы о научности данного материала. Хотя вопросы тут могут быть, соглашусь, исключительно риторическими.

                                                , чтобы комментировать

                                              , чтобы комментировать

                                              Публикации

                                              Все публикации

                                              Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

                                              Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»