16+
Выходит с 1995 года
28 апреля 2024
Творческое коллекционирование как метод ТТСБ: возможность применения в психолого-психотерапевтических занятиях

Что дает коллекционирование? Конечно, коллекционирование не связано напрямую с удовлетворением биологических потребностей. Скорее, это больше социальный, а то и духовный аспект мотивационно-потребностной сферы. Но ведь не «хлебом единым жив человек». Коллекционирование всегда имеет личностный смысл для человека и смысл этот иногда сугубо субъективен, то есть понятен только коллекционеру.

Ответ на вопрос, зачем человек коллекционирует, также может лежать в плоскости смыслов и ценностей человека.

Вообще, коллекционирование — это одно из древнейших увлечений человечества: каждый из нас когда-либо как-либо что-либо собирал. Среди мотивов, которые движут коллекционерами, нередки познавательный интерес, радость открытий, стремление к творческой активности и самореализации за рамками работы, обеспечивающей существование, удовольствие от созерцания порядка и очевидных связей, ощущение счастья, вызываемое духовным обогащением и совершенствованием собственной личности.

Так, Марк Б. Маккинли [6], рассуждая о психологии коллекционирования, выделяет следующие его мотивы:

  • для инвестиций;
  • для чистого удовольствия;
  • чтобы расширить свою социальную жизнь, посещая обменные встречи и обмениваясь информацией с единомышленниками;
  • чтобы сохранить прошлое;
  • с целью познания;
  • для ощущения психологической безопасности;
  • заполнение пустоты в ощущении себя;
  • средство для различения, подобно тому, как униформа «делает» человека;
  • средство бессмертия или славы;
  • удовлетворение приходит от экспериментов с организацией, переустройкой и классификацией частей большого мира, которые могут служить средством контроля, чтобы вызвать зону комфорта в жизни, например, успокоить страхи, стереть неуверенность.

И.А. Котляр, Е.А. Журкова [5, с. 33–34] мотивы коллекционирования описывают опосредовано, в связи с различными проявлениями направленности личности, как системы интересов, потребностей, мотивов. Так, выбор объектов коллекционирования может быть определен:

  • в связи с особенностями увлечений и перестройкой интересов, характерных для определенных периодов развития;
  • как вклад в построение символической системы «Я»;
  • как деятельность, в которой у ребенка могут сложиться «необходимые предпосылки формирования неотчужденных научных понятий, не ограниченных ... ситуацией урока»;
  • как одна из форм проявления любознательности, которая, в свою очередь, понимается как один из уровней развития познавательной потребности;
  • как стремление к умственной деятельности, к интеллектуальному наслаждению.

В. Рзаев, пытаясь рассмотреть исторические корни коллекционирования, предполагает, что характерные качества и свойства коллекционера исторически закладывались именно во время охоты. Влечение к собиранию — одно из проявлений чувства самосохранения — возникло во времена, когда собирали запасы, обеспечивая существование в будущем [8].

Соглашаясь с такой позицией, В.А. Солоухин пишет о том, что «…настоящий собиратель, что бы он ни собирал … должен быть прежде всего охотником, а не промысловиком… Впрочем, в деле собирателя есть черта, которая ставит его по отношению к простому охотнику в преимущественное положение. Простой охотник стремится добыть то, чего в общем-то много на земле. Собиратели же подчас охотятся за предметами редчайшими, по возможности уникальными…» [цит. по: 8, c. 25].

Психологическое наполнение деятельности коллекционирования не имеет широкой представленности в научных исследованиях, но, например, И.А Котляр, Е.А. Журкова справедливо отмечают, что коллекционирование можно рассматривать, с одной стороны, как увлечение, страсть, склонность к собирательству, которая захватывает, и тогда увлекает сам процесс поиска, собирания предметов коллекционирования и их систематизации, а с другой — коллекционирование есть квазиисследовательская деятельность, аналог научной работы [5, с. 33–34].

Э.Д. Грибанов подчеркивает именно любознательность как ведущий мотив коллекционеров. Ведь, действительно, коллекционер стремится всесторонне изучать свои экспонаты. И это может духовно обогащать человека и, вообще, снимать напряжение после напряженной трудовой деятельности. Об этом писал и А. Эйнштейн, отмечая, что коллекционирование учит сосредотачивать память, но при этом позволяет отдыхать от мыслей [4].

Еще И.П. Павлов писал, что «коллекционирование — школа воли. Оно является типичной формой рефлекса цели, а этот рефлекс имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас …. из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, самой типичной и поэтому особенно удачной для анализа и самой распространенной является коллекционерская страсть — стремление собрать часть или единицы большого целого или огромного собрания» [цит. по: 4, с. 10].

И здесь, возможно, заложено стремление человека к соединению с чем-то большим, чем он сам, стремление к переживанию со-причастности и со-бытийности.

И, конечно, среди коллекционеров много выдающихся людей разных профессий: художники, поэты, писатели (В. Верещагин, И. Бунин, А. Чехов, В. Брюсов, В. Даль и др.), предприниматели, полководцы, цари и президенты (Петр I, П. Третьяков, Д. Рокфеллер, М. Фрунзе, Д. Неру, Ф.-Д. Рузвельт и др.).

Таким образом, традиционно коллекционирование рассматривается как деятельность интеллектуально-познавательная, направленная на систематизацию, изучение, познание. Так, Э.Д. Грибанов резюмирует: «Коллекционирование воспитывает в человеке способность систематизировать знания, помогает изучению истории, географии, искусства, иностранных языков. Истинный коллекционер… будет листать справочники, энциклопедии, нужные книги…» [4, c. 12].

Похожее мнение высказывает и Л. Розенберг: «коллекционирование — это не только, а может и не столько собрание новых экземпляров, сколько их изучение. Нужно извлечь из материала возможно большее количество информации и изучить ее со всех точек зрения… Только тогда коллекционирование приобретает настоящий смысл и приносит истинное удовлетворение» [цит. по: 4, с. 13].

Нельзя с этим не согласиться, увлечение собиранием коллекции, любознательность и интерес по поводу поиска материала о предмете коллекции, страстное желании получить предмет в свою коллекцию — все это, свидетельствующее о целеустремленности и увлеченности, является полезным как для умственной, так и для эмоциональной сфер личности.

Но все же есть еще один аспект коллекционирования, в котором не заострена в качестве цели объективная полезность коллекции или ее познавательная направленность. Речь идет о творческом коллекционировании. Творческое коллекционирование — это один из методов терапевтической модальности «Терапия творческим самовыражением», основанной М.Е. Бурно (Бурно М.Е., 1989, 1996, 2003).

В рамках метода деятельность коллекционирования представлена как творческая и целебная (Бурно, 1989, 1996, 2003). «Творческое коллекционирование, — пишет автор, — это продуманное познание себя для целебно-осознанной общественно полезной жизни с помощью коллекционирования созвучных коллекционеру предметов. Задача коллекционера в том, чтобы найти, уточнить, узнать-осознать себя, свою особенность благодаря близким душе предметам коллекции, своему особенному образу коллекционирования» [1, с. 143].

И здесь предметами коллекции могут быть экспонаты, которые ценны только для самого коллекционера. Ценны, потому что вызывают живой эмоциональный отклик в его душе, отклик-воспоминание или отклик-надежду. Это могут быть предметы, собранные в волнующие периоды жизни (встречи, расставания, первые победы или первая влюбленность). И важно, что здесь никем не прописаны требования о том, какая должна быть эта творческая коллекция. Автор сам решает, повинуясь своим актуальным переживаниям и потребностям, что должно составлять его коллекцию. И это могут быть предметы, не имеющие никакой материальной значимости или объективно познавательной истории, но они субъективно значимы и имеют тесную связь с личной историей автора. Мы встречали творческие коллекции, состоящие из театральных билетов, этикеток спичечных коробков, тюбиков с засохшим лаком для ногтей, моделек самолетиков, наборов маленьких предметов родом из детства и т.п. И все эти, объективно не ценные, предметы имели глубокий личностный смысл для коллекционера, так как периодическое возвращение к собственной коллекции позволяло автору наполняться теплыми воспоминаниями, ощущениями собственной дееспособности, творческой энергией. И, конечно, люди испытывали огромное сожаление, если понимали, что эти, казалось бы, бессмысленные коллекции, зачастую созданные в детско-подростковом периоде, утрачены. Сожаление вызвано было, прежде всего, тем, что обнаруживалось желание прикоснуться через предметы собственной коллекции к волнующим давним переживаниям, наполниться еще теми свежими эмоциями детской влюбленности или подростковой уникальности.

Занятие, посвященное творческому коллекционированию, можно было бы начать с вопроса о том, какой смысл имеет для участника группы слово «коллекция». Это слово не так часто встречается в современном обиходе и сам вопрос может вызвать удивление, интерес, любопытство. Затем можно попросить вспомнить о своих коллекциях, которые, возможно, были сделаны в разные возрастные периоды: в детстве, подростничестве, юности, взрослости. У многих участников этот вопрос вызывает однозначный ответ: нет, я ничего не коллекционировал(а). Но, вполне возможно, что другие участники группы начнут вспоминать свои детские увлечения-коллекции, кто-то расскажет о своих актуальных увлечениях-коллекциях. Как правило, эти воспоминания-рассказы наполнены живыми эмоциями. Участники вспоминают свои забавные детские коллекции, сначала стесняясь, а затем обнаруживая сходство коллекций у своих современников. И, как правило, в этой атмосфере доверия и у участников, которые с уверенность отвергали факты своего коллекционирования, начинают актуализироваться воспоминания о своих коллекциях. Важно психологу создавать атмосферу творческости и проговорить, что в данном контексте коллекцией могут считаться не только объективно ценные и значимые предметы, но субъективно так переживаемые. Как раз в этом контексте участники могут вспомнить о своих детских коллекциях. Важным вопросом здесь будет являться возможность участников взаимодействовать со своими коллекциями. Например, можно спросить: сохранилась ли ваша коллекция? Какие предметы были в той коллекции? Имеете ли вы возможность обращаться к ней сейчас? Что это для вас значит? Какие чувства у вас возникли при воспоминаниях о вашей коллекции?

Воспоминания о своих коллекциях, даже о том, что эти коллекции вообще были, может возродить сложную гамму переживаний, связанных со следующими аспектами:

  • воспоминания о коллекции могут породить положительные эмоции, хотя могут вспоминаться и грустные моменты (например, потеря коллекции или обесценивание ее близкими; сам период коллекционирования мог совпасть с трудным периодом жизни, переживанием одиночества и т.п.);
  • осознание того, что коллекция сохранилась и ее можно еще раз пересмотреть, порождает радость и теплоту чувств;
  • подтверждение собственной ценности в моменты самосомнений: удивление от того, что ты раньше на самом деле так много всего делал и многим интересовался;
  • осознание собственной уникальности, обособленности: я собирал то, что было интересно именно мне;
  • переживание сопричастности группе, эпохе: совместное переживание радостных эмоций по поводу того, что «и я тоже это коллекционировал!», осознание себя современником целой группе людей;
  • возможность увидеть в согруппнике личность со своей жизненной историей, схожей с твоей или нет;
  • возможность принять инаковость другого человека, отличность его интересов, убеждений;
  • испытать удивление от соприкосновения с инаковостью другого, тебе хорошо знакомого человека, но раскрывшегося совершенно с новой для тебя стороны.

В дальнейшем занятие по творческому коллекционированию можно строить исходя из все более углубленного понимания собственного характера участников, из переживания собственных актуальных состояний и потребностей.

Психолог может знакомить участников группы с разными коллекциями творческих людей, подчеркивая при этом именно субъективную значимость коллекций, сообразность характеру коллекционера. А затем приглашать участников к размышлению о том, «что бы я хотел(а) коллекционировать прямо сейчас, исходя из моего актуального состояния». И даже фантазии на этот счет тоже могут быть ценными для психологического анализа. Психолог может расширять представления участников о том, что может считаться коллекцией, предлагая различные варианты, акцентируя внимание на том, что коллекции могут носить как материальный, так и нематериальный характер (например, коллекционирование впечатлений, коллекционирование интеллектуальных ценностей) [3]. По сути, это может быть все, что угодно, но все же основная характеристика творческой коллекции — это поиск предметов коллекции, которые сообразны природе автора, его актуальному состоянию, вызывающие неподдельный интерес и имеющие глубокий личностный смысл для коллекционера.

Психолог может побуждать пациента приносить на занятия предметы своей коллекции, чтобы через эти предметы попытаться проявить свое актуальное душевное состояния себе и членам группы. «Творческое коллекционирование — это значит собирать только созвучное душе коллекционера. Такое собрание каких-либо предметов составляет портрет собирателя», — пишет М.Е. Бурно [1].

При это, как справедливо отмечает К. Голованова, «терапия творческим коллекционированием, естественно, соединяется с терапией общением с природой, наукой (коллекции камней, насекомых и т.д.), с терапией искусством (марки, открытки с изображением картин художников, художественная посуда и т.п.), литературой (марки, открытки с портретами писателей, поэтов), с терапией домашней перепиской с врачом (марки на конвертах, почтовые открытки) (Голованова К.В., 2010). Альбомы коллекций могут выразительно-кратко рассказывать значками, марками, открытками и т.д. о переменах в жизни страны, мира». Так, автор методики М.Е. Бурно приводит пример практического сочетания методики творческого коллекционирования с другой методикой ТТСБ — творческого общение с литературой и искусством на примере работы с пациентами с деперсонализационными расстройствами. «Советуем пациентам, — пишет М.Е. Бурно, — по возможности, собирать коллекции созвучных им открыток и марок с художественными репродукциями картин, произведения созвучных поэтов, писателей, композиторов. Все это может служить опорой в состоянии деперсонализационной дезориентации. Например, при наплыве тягостного ощущения собственной измененности пациент может выбрать из имеющейся коллекции то, что каким-то образом отвечает его нынешнему состоянию. … Важен сам процесс выбора созвучного — когда происходит душевная творческая работа, а значит, оживляется духовная индивидуальность пациента. Важно и целебное значение выбранного произведения, будь то репродукция картины, стихотворение или музыкальное произведение, так как с ним яснее, отчетливее звучит и собственное “Я” пациента» [7, с. 447–448]. И здесь автор описывает этапы работы в методике творческого коллекционирования в сочетании с методикой творческого общения с литературой и искусством, которые могут быть вполне использованы при работе с пациентами и с тревожно-депрессивными расстройствами.

Основная работа психолога, на наш взгляд, состоит здесь в том, чтобы само понятие «творческое коллекционирование» подразумевало ценностное и бережное отношение не только к объективно значимым коллекциям, но и субъективно так переживаемым, позволяющим на определенном жизненном этапе почувствовать собственную уникальность с одной стороны, а с другой — со-причастность миру, людям, природе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. 304 с.
  2. Бурно М.Е. О характерах людей (Психотерапевтический очерк). М.: Российское общество медиков-литераторов, 1996. 105с.
  3. Гоголевич Т.Е. Психотерапевтическая помощь людям сложного характера (краткосрочная терапия творческим самовыражением пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями). // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. 2014. №1(3). URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 09.10.2021).
  4. Грибанов Э.Д. Медицина в необычном. М.: Советская Россия, 1988. 176 с.
  5. Котляр И.А., Журкова Е.А. Коллекционирование — феномен культурный и психологический // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. №4. С. 32–38. doi:10.17759/chp.2007030404
  6. Маккинли М.Б. Психология коллекционирования // The National Psychologist. URL: https://nationalpsychologist.com/2007/01/the-psychology-of-collecting/10904.html (дата обращения: 01.12.2021)
  7. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. 880с.
  8. Рзаев В.П. Загадки российской нумизматики. Факты. Исследования. Версии. Т.1. М.: Хобби Пресс, 2010. 307с.
В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»