13 октября 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения основоположника оригинальной научной школы целостного познания человека как субъекта отношений, академика РАО, доктора психологических наук, профессора Алексея Александровича Бодалева. Предлагаем вниманию читателей статью В.Н. Панферова «Социальная перцепция — поворот к человеку».
Социальная перцепция (восприятие человека человеком) — новое направление научно-психологических исследований второй половины 20-го столетия, обратившееся к человеку как объекту и субъекту социального взаимодействия. Это привело к переосмыслению парадигмальных основ психологической науки. На передний план психологической науки и практики вышел человек со своей психологией как явлением общественного бытия.
Воспоминание. В 1963 году на кафедре психологии Ленинградского университета появился список тем научных работ сотрудников для выбора студентами своей научной перспективы. Среди них была тема под названием: «Восприятие человека человеком». Старшие товарищи подшучивали над физиогномическими ассоциациями этой темы. Я же принял эту тему как свой глубинный интерес. Руководителем этой темы значился А.А. Бодалев — доцент этой кафедры. Это был высокий человек в очках с толстыми линзами, и очень концентрированным взглядом. Чувствовалась настоящая погруженность в науку. Мы познакомились и приступили к работе.
Отечественная психология того времени стояла на методологических принципах психофизики и психофизиологии. Это соответствовало идеологии диалектического материализма. Социальная перцепция, по сути — обращение к «психологии человека» как виртуальному явлению, не могла удерживаться в пределах физиологического материализма и психофизического параллелизма.
Воспоминание. А.А. Бодалев со страхом ожидал реакции старших коллег на результаты наших исследований. Ему предстояла защита докторской диссертации, а мне в это время досталось от Б.Г. Ананьева за недостаточную объективность мнений людей друг о друге, получаемой средствами интервью. Оценка моей курсовой работы была снижена до четырех баллов, и то благодаря профессору А.В. Ярмоленко, которая заявила, что речь — материальная деятельность, и поэтому высказывания людей друг о друге можно считать ее объективным результатом. Тем не менее, Б.Г. Ананьев потребовал привычной психофизической объективации восприятия человека человеком. Пришлось перейти на тахистоскопическую процедуру.
Эта процедура объективно показала, что при узнавании и особенно опознании испытуемые неизменно характеризовали воспринимаемые лица как умные — глупые, веселые — злые, волевые — безвольные и так далее по всему спектру психологических качеств личности. Внешность человека в социальной перцепции неукоснительно сливалась с качествами его характера, ума, воли, чувств и другими компонентами его личности. На поверхности этого процесса оказалась проблема «внешности и личности».
Воспоминание. А.А. Бодалев с тревогой переживал эту проблему, так как в логике психофизического параллелизма невозможно было объяснить эмпирический монизм психологической интерпретации внешнего облика. Им был найден выход из тупика психофизического параллелизма через проблему «понимания-непонимания» как интегрального феномена взаимопознания людей. Научно-исследовательская проблема стала формулироваться как «восприятие и понимание человека человеком».
Получалось, что восприятие обращено к физическим свойствам внешности, а понимание к приписываемым качествам личности. Возник вопрос об основаниях приписывания психологических качеств субъектами социального взаимодействия. Здесь след психофизического параллелизма трансформировался в логику философского дуализма, что не объясняет проблему единства и различий внешности и личности. Возник вопрос об объективации внутреннего психологического содержания во внешних проявлениях человека.
Воспоминание. А.А. Бодалев наиболее определенно обозначил два пути объективации психологического содержания личности в первом впечатлении. Один из них пролегает через определение профессиональной деятельности субъектов социальной перцепции, другой — через обозначение социальной роли-функции, которые запускают механизм психической установки на интерпретацию психологических качеств личности.
В результате открывается некоторая последовательность психологического познания друг друга партнерами социального взаимодействия. Во-первых, при восприятии физического облика происходит идентификация человека с его принадлежностью к определенной группе людей с характерными для них чертами внешности, прежде всего, конституциональными, заключенными в индивидных вариациях анатомо-физиологического строения. Такие идентификации, прежде всего, связаны с определением половой, возрастной и этническо-национальной принадлежности. Во то же время они происходят на основе восприятия экспрессивной мины лица (общего выражения). Например, «строгое выражение лица — училка». После такой идентификации происходит «приписывание», по терминологии Бодалева, психологических качеств человеку — объекту психологического познания, то есть социально-психологическая интерпретация личности по внешним признакам человека.
Воспоминание. А.А. Бодалев определял такие признаки как «эталоны» внешности, укоренившиеся в общественном сознании через практику общения. Мы обсуждали этот термин в триумвирате с В.Н. Куницыной. Этому была посвящена одна из наших совместных статей. В зарубежной литературе того времени было известно определение таких признаков внешности как «физиогномических ключей» (Сэкорда). Но этот термин А.А. Бодалева никак не устраивал из-за порочащих ассоциаций с физиогномикой.
Если обратить внимание на портретную живопись, то так называемый психологический портрет появляется в искусстве благодаря вниманию к экспрессивным компонентам лица, которые воспринимаются реципиентами как знак личности, ее психологических качеств. Можно сказать, что внешность — это знак психологического содержания человека. Следовательно, в экспрессии происходит внешняя объективация внутренней сущности человека. В экспрессии внутренний психический потенциал человека становится внешней данностью. Он определяется в социальной перцепции через понятия о психологических качествах человека. Экспрессия представляет собой синтез внешней формы и внутренней сущности человека. Она является первичной объективацией психической сущности человека. Именно на экспрессивной объективации психологии человека зиждется сценическое искусство актеров.
Воспоминание. Благодаря незаурядной настойчивости А.А. Бодалева, его организаторскому таланту были развернуты исследования социальной перцепции по всей стране в 70-е годы 20-го столетия. Советская психология круто развернулась к психологии человека, что послужило толчком к развитию практической психологии, направленной на психологическую помощь населению. Это предопределило крутой поворот всей психологической науки к человеку, о необходимости которого было заявлено Б.Г. Ананьевым в его книге «Человек как предмет познания», вышедшей в 1969 году. Эти обстоятельства поставили вопрос о методологии психологического познания человека с позиций «объективной психологии».
Психологическое познание обращено к внутреннему миру человека и формам его проявления. Внутренний мир велик и разнообразен. Основной интерес психологического познания направлен на определение психологических качеств личности, которые проявляются во внешне выраженных формах процесса социального взаимодействия людей. Поэтому в познании возникает проблема взаимосвязи и соотношения внутреннего и внешнего, субъективированного и объективированного психологического содержания, которое заключает в себе человек и проявляет в общении с другими людьми.
Процессами психологического познания человека человеком наполнена жизнь каждого из нас. Другой человек вместе с нами представляет высшие ценности социального взаимодействия, которые нам необходимо понимать, чтобы не совершать лишних ошибок, приводящих к разочарованиям и конфликтам. Для этого было бы неплохо знать закономерности взаимного познания людей. По опыту жизни мы знаем, как важно разбираться в тайных мотивах своего партнера по социальному взаимодействию.
Жизнь человека — это процесс преобразовательной активности человека не только в отношении природы и предметного мира, но и по отношению к другим людям и самому себе в различных формах социального взаимодействия, к которым относят общение, познание, труд, обучение, игры, развлечения, отдых и многие производные от них виды деятельности.
Психологическое содержание совместной жизнедеятельности людей заключено в психологии человеческих отношений, которые великий «душевед» Ф.М. Достоевский считал неизменной сущностью жизни каждого человека и всех вместе. Изменяются условия жизни, а человек остается с теми же страстями, чувствами, переживаниями, отношениями, мотивами к возвышению, к власти, к наслаждению, наконец, к бессмертию и многим другим побудителям социальной активности. Человеческие отношения — область вечных и непреходящих ценностей жизни людей. Любить и быть любимым превосходят все достижения человека в его деятельности, бытии и общении.
Познание человека человеком наиболее тесно связано с общением людей. Психологическое познание человеком других людей и самого себя органически вплетено в процессы общения как внутренний механизм регуляции взаимодействия человека с другими людьми и самим собой. На основе психологического знания о партнерах социального взаимодействия и о себе человек принимает многие решения о тактике и стратегии своего поведения в контексте сотрудничества или конфронтации.
Психологическое познание в общественной практике социального взаимодействия не заканчивается само по себе. Его результаты начинают влиять на человеческие отношения либо в сторону их улучшения (любви, симпатии, доброжелательности и т.п.), либо в направлении ненависти и вражды. В свою очередь, сложившиеся взаимоотношения становятся психологическим стимулом или препятствием в достижениях личности, группы и общества.
Воспоминание. А.А. Бодалев, пройдя путь от доцента кафедры психологии ЛГУ до академика АПН, организует научные исследования психологии познания человека человеком по всей стране. Это был ответ на все возрастающую актуальность социально-психологических проблем в жизни индустриального общества. Труд под влиянием научно-технической революции дробился на множество новых профессий, взаимодействие между которыми предопределялось успехами в согласовании социальных позиций взаимодействующих субъектов. К этому невозможно прийти без взаимного понимания партнеров, которое, в свою очередь, является результатом социальной перцепции друг друга.
В эти исследования вовлеклись практически все профессиональные психологи СССР. Бум в этой области научно-психологического познания продолжался до года начала «перестройки» в нашей стране (1985 года). Эти исследования развернули академическую психологию к человеку и подготовили научную основу для перехода самих психологов к социальной практике, которая получила название «практической психологии». Именно с начала 90-х годов в российском обществе (имеется в виду население) пробудилась потребность в актуальных психологических знаниях о человеке и закономерностях социального поведения.
Источник: Панферов В.Н. Социальная перцепция — поворот к человеку // «Круглый стол памяти А.А. Бодалева» в рамках юбилейной конференции МПО «От истоков к современности» (130 лет организации Психологического общества при Московском университете): Сборник материалов / Ред. Н.Л. Карпова, Т.И. Пашукова. М.: ПИ РАО, 2015. С. 66–72.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать