18+
Выходит с 1995 года
21 января 2025
Толерантность к неопределённости как ресурс психологического благополучия и качества жизни педагогов поздней зрелости

Экономические и социальные изменения, несомненно, сказываются на профессиональной сфере. От современного работника требуется дольше сохранять свою профессиональную активность и эффективность, осваивать постоянно меняющиеся технологии.

Особенно остро данная проблема стоит для педагогов в период поздней зрелости. Педагог поздней зрелости обладает большим профессиональным опытом и мастерством, потенциалом наставника для более молодого поколения коллег. Однако в условиях психовозрастных изменений сложнее осваивать новые технологии, без которых невозможно реализовывать образовательный процесс и коммуникацию в современных условиях, и из-за неопределённости дальнейшего профессионального будущего пропадает мотивация как текущей деятельности, так и к построению карьерной перспективы.

Это актуализирует поиск ресурсов, обеспечивающих профессиональную эффективность педагогов поздней зрелости. В данном контексте, когда невозможно предсказать развитие социальной и профессиональной ситуации, в качестве такого ресурса можно рассматривать толерантность к неопределённости.

Толерантность к неопределённости в широком понимании рассматривается как «способность человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью» (Hallman, 1969. C. 189). Один из первых конструктов толерантности к неопределённости был разработан Э. Френкель-Брунсвик (Корнилова, 2010). Автор характеризует толерантность к неопределённости как фактор, детерминирующий эмоциональное переживание воспринимаемой переменной, которая определяется изменениями в вероятностных характеристиках стимуляции (Frenkel Brunswick, 1948).

В дальнейшем Э. Френкель-Брунсвик ввела новый термин «интолерантность к неопределенности», который она характеризовала как способность человека приходить к амбивалентным решениям по типу «черное – белое», делать поспешные решения, не понимать сложившуюся ситуацию и стремиться к принятию или отторжению в отношениях с другими людьми. (Frenkel-Brunswick, 1949). На данный момент интолерантность к неопределенности имеет другую трактовку: она понимается как тенденция к восприятию и интерпретации возникшей ситуации как угрожающей и доставляющей дискомфорт.

Профессиональная эффективность в период поздней зрелости зависит от способности к конструктивному функционированию и сохранности здоровья. В связи с этим рассмотрим концепцию психологического благополучия К. Рифф и концепцию качества жизни.

Психологическое благополучие К. Рифф понимает как комплексную характеристику позитивного функционирования человека, которая предполагает реализацию широкого спектра психологических возможностей и является многомерным процессом, а не состоянием. Данный подход позволил обобщить и выделить компоненты психологического благополучия: позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, личностный рост, цель в жизни, самопринятие (Ryff, 1995). Так, мы рассматриваем психологическое благополучие как характеристику, которая способствует конструктивному функционированию чело века, в том числе и в профессиональной среде.

Качество жизни также рассматривается как комплексная характеристика, которая отражает субъективную оценку физического, психического, эмоционального, социального функционирования, связанного со здоровьем (Амирджанова и др., 2008). Так, качество можно представить как собственную оценку своих возможностей, исходящих из состояния здоровья.

Данные характеристики отражают способность к конструктивному функционированию и состояние здоровья. Мы рассматриваем их как способствующие профессиональной эффективности.

Исходя из приведенного анализа, целью нашего исследования является определение влияния толерантности и интолерантности к неопределенности на психологическое благополучие и качество жизни педагогов поздней зрелости.

Для достижения данной цели нами было проведено эмпирическое исследование. Выборку исследования составили учителя школ Свердловской области в количестве 298 человек в возрасте от 60 до 74 лет.

Инструментарием исследования выступили следующие методики:

Новый опросник толерантности к неопределенности Т.В. Корниловой. Опросник направлен на оценку толерантности к непременности, интолерантности к неопределенности, межличностной интолерантности к неопределенности.

«Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко). Опросник оценивает состояние психологического благополучия человека и его компонентов: позитивного отношения с окружающими, автономии, управления окружающей средой, личностного роста, цели в жизни, самопринятия.

Опросник качества жизни SF-36. Данный опросник оценивает качество жизни с позиции физического компонента здоровья (физическое функционирование; ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; интенсивность боли; общее состояние здоровья) и психологического компонента здоровья (психическое здоровье; ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; социальное функционирование; жизненная активность).

Для обработки данных исследования использовался корреляционный анализ по r-критерию Спирмена.

Корреляционный анализ толерантности и интолерантности к неопределённости и психологического благополучия дал следующие результаты. Все связи получены на уровне значимости p меньше 0,01.

Толерантность к неопределённости имеет только одну положительную связь с личностным ростом (0,233). Толерантность к определённости как стремление к измерениям и способность к выходу за рамки ограничений способствует чувству развития, получению нового опыта и реализации потенциала.

Наиболее интересный результат представлен позитивной связью интолерантности к неопределённости с интегральным показателем психологического благополучия (0,305) и всеми его компонентами: позитивные отношения с окружающими (0,268), автономия (0,166), управление окружающей средой (0,315), личностный рост (0,184), цель в жизни (0,245), самопринятие (0,298). Данные результаты показывают, что стремление к определенности, ясности и упорядоченности способствует позитивному функционированию и достижению психологического благополучия.

Корреляционный анализ толерантности и интолерантности к неопределённости и качества жизни дал следующие результаты. Полученные связи имеют уровни значимости при p меньше 0,01** и p меньше 0,05*.

Толерантность к неопределенности не имеет ни одной связи с физическим и психологическим компонентами качества жизни. Однако интолерантность к неопределенности положительно связана с физическим компонентом здоровья (0,163**) и его показателями: интенсивность боли (0,203**); общее состояние здоровья (0,161**); ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (0,149**). Данные результаты показывают, что стремление к определенности, руководство правилами и принципами способствуют оценке себя как здорового человека.

Также интолерантность к неопределенности положительно связана с психологическим компонентом здоровья (0,168**) и его показателями: жизненная активность (0,174**); психическое здоровье (0,173**); ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (0,131*). Эти результаты показывают, что стремление к определенности и руководство правилами и принципами позволяют человеку лучше оценивать свое функционирование, психическое здоровье и активность.

Полученные результаты показывают, что интолерантность к неопределённости является ресурсом, который обеспечивает процесс психологического благополучия и позитивную оценку своего здоровья и функционирования. Можно предположить, что это связано с тем, что стремление к осмыслению сложившейся ситуации как преодолению неопределенности позволяет сформировать конкретное преставление о ней, определить свое положение в ней и адекватно оценивать свои возможности. Адекватность оценки своих возможностей позволяет выстраивать свою деятельность оптимальным образом, обеспечивая ее эффективность и, как следствие, позитивную оценку своего функционирования. Так, создание программ, направленных на оценку собственных возможностей и формирование представлений о способах их реализации, позволит улучшить психологическое благополучие и качество жизни педагога пожилого возраста, что позитивно скажется на профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Амирджанова В.Н. и др. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») // Научно-практическая ревматология. 2008. №. 1. DOI: https://doi.org/10.14412/1995-4484-2008-852
  2. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. №. 1. С. 74–86.
  3. Frenkel-Brunswick E. Tolerance toward ambiguity as a personality variable // American Psychologist. 1949. № 3. Pр. 29–59.
  4. Frenkel-Brunswick E. Tolerance towards ambiguity as a personality variable // The American Psychologist.1948. № 3. P. 268.
  5. Hallman R. J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity // Creativity: Its Educational Implications / Eds. J.C. Gowan et al. New York: Wiley, 1967.
  6. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of personality and social psychology. 1995. Т. 69. № 4. P. 719.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00790.

Источник: Борисов Г.И. Толерантность к неопределённости как ресурс психологического благополучия и качества жизни педагогов поздней зрелости // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8–10 октября 2020 г. / отв. ред. А.В. Карпов. Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. С. 345–349.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»