11–12 ноября 2022 года состоялась III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии «Консультативная психология: традиции и новации», посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка.
Пленарное заседание 11 ноября с приветственными словами участникам конференции открыл ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, профессор Аркадий Аронович Марголис, он также рассказал о вкладе Ф.Е. Василюка в развитие консультативной психологии и его научном наследии.
Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Александр Григорьевич Асмолов выступил с докладом «Ценностный шок понимания и массовой утраты смыслов 2022: оптика экзистенциального антрополога».
«Очень важно для нас, психологов, понять, особенно если мы отважились пытаться понимать других людей, ту систему ценностно-смысловых координат, в которой мы с вами действуем. Л.С. Выготский любил повторять: понимание мысли собеседника без знания мотива собеседника — есть неполное понимание», — отметил А.Г. Асмолов.
«Что такое консультативная психология? Это антропологическая профессия. Педагог, психолог, врач — всё это профессии, в которых ключевой вектор — от человекознания к человековедению, — подчеркнул Александр Григорьевич. — Идя по этому пути, мы должны особо обращать внимание, на какой мы оказались галере и в каком оказались времени. Темное время, смутное время… Но есть термин, который редко найдете: мало кто описал мутное время. Время мути».
«Объективный маркёр нашего времени — количество антидепрессантов, раскупаемых в аптеках. Многие люди говорят: как раньше было хорошо — раньше был ковид. Эта ситуация — шок понимания и потеря ориентации — где мы с вами оказались?» — отметил А.Г. Асмолов
«Мы живем с вами часто в ситуации не возможности, а ситуации невозможности. Которых, казалось, не могло с вами быть. Поэтому целый ряд нелепостей, небылиц, небывальщин является характеристикой реальности», — подчеркнул Александр Григорьевич.
А.Г. Асмолов так завершил свой доклад: «Я бы хотел обратиться к оптимистической формуле. Декарт сказал: я мыслю — значит, существую. Но когда хочется показать язык даже великим, становясь трикстером или клоуном, я говорю: я сомневаюсь — значит, я мыслю. И далее продолжаю: я понимаю — а мы говорим о понимающей психологии — а значит, ищу смыслы. Значит, я верю, что, что бы на этой планете людей ни происходило, счастье непременно будет, и мы будем с вами не выживать, а жить».
Профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук, профессор Елена Евгеньевна Сапогова выступила с докладом «Экзистенциальный бэкграунд консультирования взрослых».
«В связи со все более массовой востребованностью психологического консультирования и широким внедрением в практику его многообразных форм и техник предметом рефлексии профессионального сообщества становятся меняющиеся под этим влиянием содержание консультирования, мотивы обращений за психологической помощью и новые запросы клиентов, — отметила Е.Е. Сапогова. — Глобальная причина этого — нарастающее осознание последствий и условий существования в неопределенности, требующее повышенной личной активности, умения принимать ответственность за последствия собственных решений и действий…»
«Экзистенциальный бэкграунд определяем как совокупность смысловых, ценностных контекстов и подтекстов клиента, составленных его опытом и определяющих как его самобытный способ взаимодействия с реальностью, в том числе с собственными трудностями, так и общее экзистенциальное мироощущение», — пояснила Елена Евгеньевна.
«В задачи консультанта при обращении к экзистенциальному бэкграунду входит приведение его в движение, которое было остановлено столкновением клиента с трудностями, попаданием в кризис, — рассказала Е.Е. Сапогова. — Соединение в консультативной работе актуальной проблемы и её экзистенциального бэкграунда позволяет самому клиенту глубже погрузиться в переживаемому ситуацию: так бывает легче принять собственную данность и действия, более зрело взглянуть на то, чем является его жизнь и жизнь вообще».
Руководитель магистерской программы «Консультативная психология» факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, научный сотрудник ООО «Психодемия», кандидат психологических наук Татьяна Дмитриевна Карягина выступила с докладом «Школа консультативной психологии Ф.Е. Василюка: какая психология нужна психотерапии?». Т.Д. Карягина говорила о культурно-исторической школе консультативной психологии: «Множество работ Ф.Е. Василюка, его коллег и учеников — можно увидеть это как единый корпус мыслей о психотерапии в ее разных аспектах, но в единстве, как целое. И это единство задается осмыслением психотерапии как антропологической практики. Социальная практика, помогающая практика — к этим словам мы в свой адрес привыкли, все это верно. Но современное психологическое консультирование и психотерапию можно уже определить глобальнее — как антропологическую практику наряду с такими мощными, древними антропологическими практиками, как образование, медицина, религия, правоохранение…»
«Так же, как и антропологические практики, мы несем ответственность за то, какой образ человека мы транслируем, какого человека мы производим», — подчеркнула Татьяна Дмитриевна.
«Психология капитулирует перед супернаучностью нейронауки и теряет свою суть, свою правду, свой язык… Это мне кажется очень небезобидным», — отметила Т.Д. Карягина.
«Вопросы о том, что такое человек, — центр нашей профессиональной рефлексии. Необходимая нам консультативная психология должна обладать инструментами для этого. Инструментами, с помощью которых возможно научное мышление именно практикующего психотерапевта и консультанта о человеке… В работах Федора Ефимовича, разрабатывающих такие инструменты, можно выделить множество измерений. Я бы хотела подчеркнуть ценностные измерения… — отметила Татьяна Дмитриевна. — В качестве предельной научной цели и ценности видится идея целостности человека и его бытия в мире. И сверхзадача создаваемой им психологии — удержание этой целостности… Всегда ли мы видим этого целостного человека за его запросом, симптомом, проблемой?»
Пространство психологической антропологии, как считал Федор Ефимович, задают такие категории, как сознание, ориентированные на человека практики и культура, рассказала Т.Д. Карягина.
Заведующая кафедрой консультационной психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, директор Центра корпоративного обучения и консультирования, директор НП «Региональная ассоциация психологов-консультантов», доктор психологических наук, профессор Надежда Владимировна Клюева представила доклад «Концептуальный, образовательный и организационный контексты психологического консультирования (опыт ярославского психологического сообщества)».
«Мы находимся в ситуации, когда клиент, или группа, или большие группы пытаются определить себя в социокультурных условиях, в которые мы попали… Безусловно, это травма. Безусловно, это социальная боль. Это переживание глубинных потрясений на уровне общества в целом, на уровне разных групп и на уровне человека», — отметила Н.В. Клюева.
Надежда Владимировна выделила задачи для профессионального сообщества в реагировании на текущую ситуацию: «Надо искать собственные смыслы… Я проговорю, какие ключи мы выбрали, чтобы самоопределить себя как сообщество в этом социокультурном контексте. Мы задали себе вопросы: как мы интерпретируем происходящее, какой эмоциональный отклик вызывает ситуация в стране и как она отражается на нашем эмоциональном самочувствии… Следующий шаг — какие интересы и возможности у нас как у профессионалов появились, чему мы можем научить себя и других… Мы поставили задачу социальной терапии как работы с большими группами».
Н.В. Клюева отметила, что разрыв между академической наукой и практикой до сих пор велик. «Идеи Ф.Е. Василюка по психо-технической методологии для нас являются базовыми. Если мы сейчас проводим исследования, то мы стараемся исследовать его идеи о том, что предметом является не объект, а работа с субъектом: если я изучаю горе, то я изучаю не виды горя, а работу с ним; не стресс, а работу со стрессом…» — рассказала Надежда Владимировна.
«Перед нашим сообществом стоит запрос на создание концептуально обоснованных и отрефлексированных практик работы с психологическими феноменами», — подчеркнула Н.В. Клюева.
Заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии онлайн-школы «Психодемия», кандидат психологических наук Наталья Владимировна Кисельникова выступила с докладом «Мультикультурная компетентность в работе психолога-консультанта: обнаруживая слепые пятна».
«Под мультикультурной компетентностью понимается способность человека, в данном случае психолога-консультанта, осознавать свое мировоззрение, предубеждения и убеждения, связанные с расовыми и этническими меньшинствами, понимание мировоззрения клиентов, а также мотивация к обучению и использованию учитывающих культурные особенности стратегий в работе с клиентами», — пояснила Н.В. Кисельникова.
Мультикультурно компетентный специалист признает, что каждому клиенту требуется свой, особый терапевтический подход, рассказала Наталья Владимировна.
«Мультикультурная компетентность — это не просто один из инструментов, это точка зрения, фильтр, оптика, делающая консультанта чувствительным к своеобразию опыта людей, особенно к тому, которые отличается от его собственного опыта».
Н.В. Кисельникова рассказала о трехсторонней модели мультикультурной компетенции, в основе которой находятся убеждения и установки, знания и навыки, а также привела примеры исследований влияния мультикультурной компетенции специалиста на эффективность консультирования и связи мультикультурной компетенции консультанта и удовлетворенности клиента.
Фотопортрет Ф.Е. Василюка с сайта конференции https://consconf.ru/.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать