Отзыв на проект Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» представителей профессионального сообщества, включающего руководство, деканов факультетов, научных сотрудников, научных и академических руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательский состав НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа».
В отношении предложенного проекта Федерального закона (далее проект ФЗ) мы хотим высказать, прежде всего, искреннее удовлетворение по поводу того, что до сих пор никаким законом не регулировавшаяся деятельность по оказанию психологической помощи и психотерапевтическая деятельность попадёт в поле зрения законодателей. В ситуациях внешних вызовов, связанных с длительной пандемией, напряженной внутриэкономической и обостренной политической обстановкой, когда возрастает необходимость в получении профессиональной психологической помощи населением для обеспечения стабильного функционирования граждан, экономики и общества в целом, как никогда необходимо принятие закона, определяющего и регулирующего сферу оказания психологической помощи.
Мы надеемся, что принятый закон защитит права как пациентов — людей, страдающих душевными недугами и потому нуждающихся в психотерапии как в медицинской помощи, так и клиентов — людей, не страдающих заболеваниями, но, тем не менее, нуждающихся в психотерапевтической помощи. Кроме этого, защитит и права профессионалов-психотерапевтов и учреждений (государственных, частных и общественных), эту помощь оказывающих. Такой закон, безусловно, своевременен и очень нужен. Тем не менее, обсуждая представленный законопроект, мы пришли к единодушному мнению, что в таком виде закон будет скорее ограничивать, нежели поможет развитию психологической и психотерапевтической помощи населению. Наши основные возражения указывают на следующие недоработки проекта ФЗ: его несоответствие нормам текущего законодательства, этическим и профессиональным правилам, принятым профессиональным сообществом. Мы также хотим внести свои предложения, которые могли бы помочь составителям законопроекта улучшить его для целей реального правоприменения.
Однако почему, на наш взгляд, принятие проекта в той форме, в которой он предложен, может иметь отрицательный эффект и привести к дезадаптации сферы оказания психологической помощи населению нашей страны? «Под удар» подпадет большая категория специалистов-практиков: педагогов-психологов, практикующих психотерапевтов, социальных работников и работников «горячих» линий и телефонов доверия и т.д., так как законопроект исключает большую категорию специалистов, имеющих образование на уровне бакалавриата и/или прошедших длительную профессиональную подготовку, имеющих уже большой практический опыт и состоящих в профессиональных психологических сообществах, а также имеющих другие виды профессионального образования (врачи, социальные работники и педагоги). В момент наивысшей потребности в профессиональной поддержке населения их деятельность по оказанию психологической помощи будет вне закона.
Принцип непротиворечивости правового акта требует отсутствия в тексте правового акта положений, несовместимых с предписаниями, содержащимися в данном правовом акте или в других правовых актах соответствующей правовой системы. Однако, в ст. 2 и в ст. 6 проекта ФЗ имеются расхождения в требованиях, предъявляемых к психологу:
Ст. 2: «Психолог — физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (подтвержденное дипломом не ниже уровня специалиста), успешно прошедшее профессиональную стажировку, сдавшее квалификационный экзамен, являющийся членом общероссийской профессиональной психологической организации и включенный в реестр практикующих психологов РФ в соответствии с настоящим законом, либо проходящее государственную службу в государственных органах и оказывающее психологическую помощь в соответствии с должностными обязанностями либо оказывающее психологическую помощь в государственном учреждении в соответствии с должностными обязанностями».
Ст. 6 определяет: «Психологом является лицо, осуществляющее психологическую помощь в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Психолог может осуществлять психологическую помощь самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового или гражданско-правового договора, заключенных между психологом и юридическим лицом, соответствующим условиям, предусмотренным в статье 9 настоящего Федерального закона.
К лицам, осуществляющим психологическую помощь, предъявляются следующие требования:
а) наличие высшего психологического образования, полученного в высшем учебном заведении, имеющем аккредитацию в установленном федеральном законодательстве порядке не ниже специалитета или магистратуры в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
б) наличие квалификационного аттестата, полученного в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
в) отсутствие признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным».
В п. А ст. 6 проекта ФЗ указывается на получение психологического образования в «высшем учебном заведении», хотя Приказом Министерства науки и высшего образования РФ «Об утверждении федерального государственного образовательное стандарта – магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология» установлено, что научные организации также вправе осуществлять реализацию образовательной деятельности в области магистратуры.
П. А ст. 6 проекта ФЗ отсылает к п. 4 ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором описываются дополнительные образовательные программы, а не специалитет и магистратура. В каком смысле составители привели данную отсылку, остается неясным.
Формат отзывов и комментарий не позволяют подробно проработать текст проекта закона. Выше приведен только один из примеров неоднозначного толкования, коих достаточно в тексте проекта.
Хотелось бы отозваться об идее создания единой аттестационной комиссии при органе исполнительной власти и ее целесообразности. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются требования к организациям, которые могут осуществлять образовательную деятельность. Приказами Министерства науки и высшего образования РФ устанавливаются федеральные образовательные стандарты. Они лежат в основе разрабатываемых образовательных программ совместно с принятыми российскими и международными ассоциациями профессиональными стандартами в области оказания психологической помощи. Государственная экзаменационная комиссия образовательных организаций, состоящая из представителей профессионального сообщества, работодателей и профессорско-преподавательского состава, оценивает освоенность выпускником компетенций. Создание еще одного контролирующего органа, который будет дублировать функции уже уполномоченных, является нецелесообразным, если только в такой форме не подрывается доверие к существующим организациям. К тому же законопроект не предлагает установления подведомственности создания подобного рода комиссии.
Еще одна идея создания единой общероссийской профессиональной психологической организации и вместе с ним единого реестра психологов видится нам аналогично нецелесообразным, так как она предполагает создание монополизирующей инстанции. На данный момент без государственного регулирования уже созданы профессиональные психологические объединения, которые призваны объединять профессионалов конкретных направлений. Для членства в них к психологам и психотерапевтам предъявляются требования, удостоверяющие высокую профессиональную компетенцию. Они объединены не по территориальному принципу, а исходя из методов и инструментов психологической и психотерапевтической работы и предполагают развитие специалиста в конкретном методе. Нам видится возможным предложить создание не единого реестра психологов, а единого реестра профессиональных психологических объединений для целей унификации и стандартизации психологической и психотерапевтической области.
Для принятия в профессиональные психологические объединения / ассоциации предлагаем считать практикующими психологами или психотерапевтами тех претендентов на членство, кто удовлетворяет следующим критериям:
- государственный диплом или диплом государственного образца о профессиональной подготовке в сфере консультативной психологии, психотерапии, психоанализа и других видах помогающих профессий;
- опыт практической деятельности в сфере оказания психологической и психотерапевтической помощи (часы практической консультационной деятельности, групповая и/или индивидуальная супервизорская практика);
- общепсихологическое или специальное образование, релевантное планируемой деятельности в сфере психологической и психотерапевтической помощи, подтверждаемое дипломом государственного образца по направлению подготовки специалитета или магистратуры, и прошедшие аттестационную процедуру, соответствующую стандартам высшего психологического, психолого-педагогического образования.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем отправить данный законопроект на доработку. Для этой цели необходимо создание больших и авторитетных для профессионального сообщества рабочих групп, включающих представителей различных сфер (образовательные организации, профессиональные психологические объединения, психологические центры), представителей государственных органов и учреждений, представителей смежных сфер, работу которых можно было бы разделить на несколько направлений:
- определение предмета регулирования, отделение его от смежных, в том числе от медицинского;
- субъекты и объекты психологической помощи;
- стандарты (требования и компетенции) психологической помощи;
- государственное и саморегулирование.
Выражаем надежду и уверенность, что внимательная доработка Федерального закона компетентными инстанциями в оптимальный срок позволит создать действительно работающий инструмент, уважающий достоинство личностей, нуждающихся в помощи, и профессионализм лиц, такую помощь оказывающих.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать