18+
Выходит с 1995 года
20 января 2025
О работе с острыми и посттравматическими стрессовыми состояниями

О том, что такое ОСР, ПТСР и кризисные состояния; в чем заключается комплексный подход в работе с кризисной проблематикой, а также о методах работы в данных ситуациях рассказала президент Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров им. профессора В.А. Ананьева, преподаватель Института практической психологии «Иматон», клинический психолог, психотерапевт Ольга Игоревна Шех.

Посттравматический стресс как самостоятельная нозологическая единица в американском классификаторе болезней появился в 1984 году, а в международном классификаторе — в 1990 году. Хотя симптомы посттравматических расстройств были описаны еще в далекой древности.

До внесения в классификаторы это расстройство отмечалось, относилось к психогениям и описывалось как подобное различным психопатологическим синдромам, однако всегда подчеркивалась его особенность — обратимость.

Активное изучение этого синдрома началось в основном в США в связи с возвращением ветеранов Вьетнамской войны. За последние годы XX века было отмечено, что психогении среди ветеранов превысили потери во время боевых действий.

Расстройство это очень неоднозначное. Помимо острых и подострых форм существует задержанная и отсроченная формы.

Еще в старых источниках я находила сведения о том, что при лечении таковых расстройств в медицинских учреждениях наиболее эффективными являются методы психологической коррекции. Без этого ни фармакотерапия, ни другие виды терапии неэффективны. Расстройство это относится к расстройствам психологического генеза.

Много попыток было описать и создать общую теорию возникновения и развития ПТСР, однако общепризнанной на сегодняшний день не существует.

Наиболее интересной является наша отечественная модель, созданная в лаборатории личности и стресса МГУ под руководством М.Ш. Магомед-Эминова, — общепсихологическая, или личностно-ориентированная, модель ПТСР.

Авторы модели говорят о личностной обусловленности симптомов ПТСР и предлагают рассматривать личность, попавшую в аномальную ситуацию, в иной парадигме жизнь — смерть: когда смерть врывается в опыт жизни, и опыт смерти становится частью опыта жизни. При этом с личностью происходят глубокие трансформации: разрушается базовая иллюзия бессмертия, разрушаются ценностно-смысловые структуры личности.

К. Г. Юнг, описывая расщепление личности, сказал: «Личности под воздействием травматического стресса не доступны старые смыслы и невозможно сформировать новые смыслы». Без осмысления произошедшего и обретения новых смыслов человек дальше не может жить, он остается расщепленным.

Первая острая симптоматика, которая возникает у человека под воздействием ситуации, которая связана с угрозой жизни, благополучия, безопасности, представлена явлениями деперсонализации, дереализации и галлюцинации.

Что такое деперсонализация и дереализация? Это нарушение представлений человека о мире и о себе. Нарушаются связи между аспектами психики, нарушается интеграция между аспектами психики. В первую очередь страдают когнитивные функции. Опыт не помогает. Включается то, что называется механизмами выживания, — рефлексы. Первые две реакции — это ажитация и ступор. Это то, что называется ориентировочные рефлексы. В психотравматологии их принято называть «бей, беги, замри».

Авторы личностно-ориентированной модели ПТСР пишут: «В личностно-ориентированной модели предлагается считать посттравматические стрессовые расстройства особой формой аномального развития личности, где феномен ПТСР можно считать манифестацией глубинных ядерных факторов и структур личности, претерпевших трансформацию и реинтеграцию в аномальной ситуации».

«В центре этого нарушения находится смысловой конфликт и раздвоение личности. Посттравматическое стрессовое расстройство является процессом, направленным на преодоление неудачного смыслообразования в смыслоутратной ситуации, разрешение смыслового конфликта и реинтеграцию личности в ситуации её дезинтеграции».

Если говорить о механизмах формирования посттравматического стресса, их два. Первый — это стресс, который возникает от однократного воздействия мощного стресс-фактора, связанного с угрозой жизни и благополучию, либо реального, либо символического.

Второй вариант формирования посттравматического стресса — воздействие стресс-факторов меньшей интенсивности, но пролонгированного действия. Например, затянувшийся конфликт в семье или на работе. Последствия могут оказаться такими же — развитие посттравматического стрессового расстройства.

Важно понимать, что считается, что острые стрессовые реакции под воздействием стресса высокой интенсивности являются нормальными реакциями на ненормальные, аномальные обстоятельства.

Эти состояния имеют определенную динамику, существует пять фаз (М. Горовиц):

  1. фаза шока, отчаяния,
  2. фаза отрицания,
  3. реакция навязчивостей, повторных переживаний,
  4. фаза перерабатывания,
  5. фаза завершения, построение планов на будущее.

В норме все эти острые реакции длятся месяц. Первые 30 дней — норма. Это не значит, что человеку легко и ему не нужна помощь. Если их нет в первый месяц, мы можем говорить, что человек застрял на стадии либо шока, либо отрицания и дальше может проявиться либо задержанная, либо отсроченная форма ПТСР.

Также О.И. Шех рассказала об инструментарии, который может быть использован в работе, привела примеры из практики и ответила на вопросы слушателей.

Полная видеозапись открытой встречи «Кризисная помощь: особенности работы с острыми и посттравматическими стрессовыми состояниями»:

В статье упомянуты
Комментарии
  • Виталий Николаевич Богданович
    21.08.2022 в 19:57:26

    Я только что с "Юга" и могу сказать сов сей ответственностью, что БЭСТ по Е.И. Зуеву наиболее эффективен при реабилитации ОСР, ПТСР и кризисных состояниях. Жаль, что масса специалистов про эту систему мало что знает (от слова вааапще).

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»