О том, что помогает человеку справляться с сегодняшними бедами, что делать в ситуации враждебности и на какие концепции о человеке и мире можно опереться, рассказал «Психологической газете» заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент и научный руководитель HR-лаборатории Human Technologies, доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев.
Что помогает человеку справляться с небывалыми бедами, которые обрушиваются на него сегодня?
Во-первых, беды не все люди воспринимают одинаково остро. Некоторые не следят за мировыми новостями совершенно. При этом всякие новости о том, что «где-то стреляют», многие воспринимают весьма отчужденно: включается банальная психическая защита по механизму «отрицания-вытеснения». Понимание (точнее ощущение), что происходит Большая Беда, включается у таких людей (их еще называют словом «обыватели», как вы знаете), только когда они начинают слышать взрывы за окном и видеть сполохи пожаров. Именно по этому принципу существовали в течение 8 лет очень многие жители Киева, Харькова, Белгорода, Курска. Слова о том, что «Донбасс обстреливают» для них были «абстрактными словами», а не конкретными впечатлениями, данными в личных ощущениях.
Против Большой Беды людям мешает объединиться в том числе «вытеснение опасности», о котором я здесь пишу, неразвитость «абстрактного социально-политического мышления», неразвитость предвидения возможной эскалации конфликта до тотального.
А что может помочь? Вера в то, что несмотря на разобщенность людей, получающих совершенно разную информацию (погруженных в различный «информационный кокон» благодаря пропагандистской работе СМИ), все-таки в какой-то момент миролюбивые люди из разных стран будут объединяться на основе единой правдивой информации. Эта Вера пока не может, увы, базироваться на рациональных соображениях, она сродни «религиозному оптимизму», но именно она и поможет людям объединиться. Ибо многие люди интуитивно понимают, что без такого сближения и объединения человечество соскальзывает в неминуемую пропасть всеобщего взаимного уничтожения.
Что делать в ситуации нарастающей враждебности всех против всех — стран, сообществ, людей друг к другу?
Враждебность не имеет тотального характера. Она характерна вовсе не для всех, а для активных радикально настроенных людей. Их в каждой популяции (в каждой стране) меньшинство, но своей активностью они подавляют пассивное большинство. Когда вы проводите сплошной опрос (или тестирование), а я именно этим занимаюсь много-много лет, то вы выявляете огромное количество людей, которые «молчат, пока их не спрашивают».
Это очень непросто осознать, что миролюбивых людей больше! Но это сделать необходимо, ибо в настоящее время миролюбивые люди находятся в подавленном состоянии, уверенные в том, что они ничего не могут, что их силы ничтожны, что их очень мало.
Тут очень и очень многое зависит от журналистов и от лидеров общественного мнения в социальных сетях: популярных блогеров, звезд шоу-бизнеса, независимых музыкантов, писателей, ученых, спортсменов. Тем более что профессиональные политики практически все ангажированы: их позиции закуплены определенными влиятельными эго-группами, защищающими свои корыстные интересы. Радикалы шельмуют пацифистов и добились многого на этом пути в большинстве влиятельных стран мира. Но пацифисты, я верю, еще начнут набирать очки. Как? Они покажут, как можно освещать разные позиции в конфликте не с ангажированной точки зрения, а с «высоты околоземной орбиты», то есть в интересах планетарной человеческой общности.
М.С. Горбачева в свое время обсмеяли (особенно в нашей стране) с его «новым мЫшлением» (ударение он делал сам на первом слоге, как мы помним). Но альтернативы этому самому «космополитическому пацифизму» на самом деле нет, если мы хотим избежать апокалипсиса.
Как в целом можно охарактеризовать происходящее? Верно ли, что кончилась эра стрессогенной неопределенности и наступила эра травмирующей неизвестности? На какие концепции о человеке и мире можно опереться сегодня, чтобы наступило счастливое завтра?
Назревает новая концепция человека. Её помогает осмыслить «компьютерная метафора». Человек как программируемый биокомпьютер на самом деле содержит в своем сознании (и подсознании) не одну «картину мира и себя в мире», а одновременно несколько альтернативных картин мира. Одна из них связана с пессимистическим сценарием (в ней «бабло побеждает добро»), а другая — с оптимистическим. Есть еще и третья, и четвертая.
Они загружаются в «оперативную память» (актуальное сознание) человеческого мозга из долговременной памяти и быстро сменяют друг друга в зависимости от ситуации. Кому-то покажется, что это «шизофреническая модель человека» (допускающая множественность каждой человеческой личности). Но современные компьютеры показывают нам, как это происходит: загрузка различных операционных систем (ОС) из долговременной памяти.
Поэтому мы должны верить, что в какой-то момент люди поймут, что это в значительной степени зависит не только от внешних обстоятельств, но и от них самих: какую ОС они актуализируют в своей актуальной рабочей памяти. Если они актуализируют такую ОС, такую картину мира, в которой взаимная враждебность не позволяет ни о чем договориться мирным путем, то будет именно так — истребительная тотальная война.
Но если они актуализируют такую ОС, в основе которой лежит «аксиоматическое допущение», сформулированное во всех мировых религиях: «В каждом человеке есть искра Божья, то есть интуитивное стремление к Справедливости, к Красоте, к Добру», то в этом случае мгновенно у людей появится договороспособность.
Более подробно про названную мной модель «человеческого биокомпьютера» я пишу на своем блоге на форуме ЭСПП (forum.ht.ru), а также на своем Дзен-канале «Думай Человек».
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать