Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием
«Речь, грамотность, дислексия»
В «обществах знаний» навыки чтения, письма, коммуникативные способности имеют ключевое значение для успешности в учебной и профессиональной жизни, а различные типы трудностей в обучении и речи неблагоприятны и для отдельного человека, и для целых экономик.
При этом распространенность нарушений устной и письменной речи среди детского населения оценивается в 10–15% для разных стран и языков. Мировым научным сообществом накоплен впечатляющий массив данных о нейробиологических, генетических и когнитивных основах языка, устной и письменной речи, их расстройствах, а также принципах диагностики. Специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют большой опыт помощи детям с речевыми нарушениями, дислексией, дисграфией и другими трудностями в обучении.
Сегодня стоит задача объединить эти две ветви — мировую науку и практику — и найти новые решения проблем речи и грамотности.
Цель конференции — создать пространство для прямой коммуникации между учеными, студентами, специалистами, родителями, представителями общественных организаций и государственных структур, заинтересованными в решении проблем дислексии, дисграфии, нарушений языка и речи, развития грамотности.
Основными результатами конференции ожидается, во-первых, привлечение широкого внимания общественности к проблеме нарушений речевого развития и трудностей в обучении, во-вторых, информирование студентов, специалистов, родителей о мировых научных исследованиях и практиках, в-третьих, создание возможностей для внедрения результатов научной деятельности в практику организаций и профессионалов, оказывающих помощь детям с нарушениями устной и письменной речи.
В программе конференции запланирована работа в следующих секциях:
- Клинические аспекты трудностей в обучении;
- Анализ связной устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- Оценка языкового и когнитивного развития ребенка;
- Айтрекинг в исследованиях чтения и дислексии;
- Нейробиологические основы дизонтогенеза устной и письменной речи;
- Неформальное образование: путь современного специалиста;
- Ненаглядные пособия: издатели VS самиздат;
- Помощь детям с трудностями обучения в школе;
- Онтолингвистика и логопедия;
- Что происходит с чтением и письмом у детей?
- Елена Леонидовна Григоренко
PhD, доктор психологических наук, и.о. директора Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического Университета «Сириус», главный научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ, профессор Йельского университета, профессор Хьюстонского университета, профессор Медицинского колледжа Бейлора
- Julian Elliott
профессор психологии образования и директор колледжа Коллингвуд Даремского университета
- Jack Flecther
PhD, заслуженный профессор факультета психологии Хьюстонского университета
- Nicole Landi
PhD, доцент факультета психологии Коннектикутского университета, руководитель направления ЭЭГ-исследований Лабораторий Хаскинса
- Ольга Викторовна Драгой
доктор филологических наук, профессор, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ
- Мария Дмитриевна Воейкова
доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ
- Галина Радмировна Доброва
доктор филологических наук, профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка РГПУ им. А.И. Герцена
- Александр Николаевич Корнев
доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий СПбГПМУ, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга
Формат проведения конференции: офлайн с трансляцией научной части мероприятия онлайн для широкой аудитории.
К участию в конференции приглашаются:
- студенты, магистранты, аспиранты: обучающиеся в высших учебных заведениях России по педагогическим, психологическим, филологическим, медицинским и нейронаучным специальностям;
- специалисты и исследователи: специалисты, работающие с детьми с нарушениями развития устной и письменной речи (педагоги, психологи, руководители образовательных организаций, руководители учреждений системы здравоохранения, и социальной защиты) и исследователи языка, речи и грамотности;
- представители родительского сообщества и некоммерческих организаций.
Очное участие в конференции предусмотрено для ограниченного числа участников на основании конкурсного отбора. Всем очным участникам Научно-технологический университет «Сириус» обеспечивает проживание в двухместных номерах, проезд / перелет по территории РФ.
Подробная информация об условиях участия и ссылки для регистрации — на сайте конференции: https://siriusuniversity.ru/education/educational-modules-and-activities/kognitivnie-issledovaniya/mezhdistsiplinarnaya-nauchnoprakticheskaya-konferentsiya-rech-gramotnost-disleksiya
По вопросам участия в программе организаторы просят обращаться по адресу cdpo@talantiuspeh.ru