18+
Выходит с 1995 года
22 ноября 2024

Кто есть кто

Ирина Алексеевна Зимняя

Ирина Алексеевна Зимняя

17.03.1931 - 04.04.2024

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшей школы РФ. Почетный профессор-исследователь ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи».

Член редсовета журнала «Вопросы психологии».

В 1954 г. окончила факультет английского языка 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза.

В 1961 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «К вопросу о восприятии речи», в 1974 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология слушания и говорения».

С 1954 г. работала на кафедре психологии 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, с 1973 по 1990 г. – заведующая кафедрой.

В 1990 – 2011 гг. - главный научный сотрудник, заведующая сектором «Гуманизация образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (позднее – Институт качества высшего образования) Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов».

В 1993 г. избрана членом-корреспондентом РАО, в 1995 г. - действительным членом РАО.

Область научных интересов:

  • психолингвистика
  • психология общения
  • психология обучения иностранному языку
  • психология речевой деятельности
  • психология общения
  • педагогическая психология
  • методологические проблемы современного образования
  • проблемы гуманизации образования, воспитания, исследовательской деятельности в образовании

Научная деятельность посвящена исследованиям в области психоакустики, психолингвистики, психологии речи, речевой деятельности, вербального общения, обучения родному и иностранному языкам, разработке личностно-деятельностного подхода в школьном и вузовском образовании, теории и практике организации исследовательской деятельности в образовании. Разрабатывает основные положения психологической теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъективных отношений, в изменении субъектных позиций.

Особенно значимой в ее научной деятельности является разработка оригинальной функционально-психологической схемы смыслопорождения и смыслового восприятия речевого сообщения. Введенный ею в психологию речи и психолингвистику термин «смысловое восприятие» речевого сообщения в настоящее время является одним из важных элементов теории этих наук.

В психологии обучения иностранным языкам по-новому И.А. Зимней сформулированы практические задачи обучения развития речевой деятельности (во взаимодействии ее видов) на изучаемом языке. Она обосновала эффективность учебного сотрудничества и педагогического общения учителя и учащихся, психологические условия, обеспечивающие более высокую учебную мотивацию, прочность усвоения учебного материала и коммуникативно-деятельностную направленность процесса обучения.

Особое внимание в иследованиях И.А. Зимней уделялось повышению качества образования, получившее название «компетентностного подхода».

Под научным руководством И.А. Зимней в 1997-2005 гг. разработана общая стратегия воспитания в образовательной системе России.

Руководила разработкой Программы воспитательной деятельности на период обучения в НИТУ «МИСиС».

И.А. Зимняя является одним из основателей новой для Российской Федерации специальности – социальная работа, организатором курсов подготовки и переподготовки социальных работников, автором учебно-методического обеспечения обучения по этой специальности.

Основные публикации: более 350 работ, в том числе

  • Психология слушания и говорения. 1973.
  • Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978; 1985.
  • Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (в соавт.)
  • Педагогическая психология: учебник для вузов. М., Воронеж, 1997, 1999, 2001, 2005, 2008, 2009, 2010.
  • Психология обучения неродному языку. М., 1989.
  • Психологические основы обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
  • Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.
  • Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, М., 2001 (в соавт.). 
  • Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И. А. Зимней. М., 2005.
  • Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И. А. Зимней. М., 2011.
  • Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М., 2020 (в соавт.).

Награды:

  • медаль «За доблестный труд» (1980),
  • медаль «За трудовую доблесть» (1981),
  • звание Заслуженный деятель науки РСФСР (1989),
  • медаль имени К. Д. Ушинского (1991),
  • золотая медаль РАО «За достижения в науке» (2007),
  • Орден почета (2007).
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Воспоминания
  • Александр Михайлович Князев

    Дорогая Ирина Алексеевна!
    От всей души поздравляю Вас с Днем рождения!
    Благодарю от души за все, что вы сделали для меня.
    С глубочайшим уважением и признательностью, ваш 10-й докторант.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»