18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024

Кто есть кто

Елена Евгеньевна Кравцова

Елена Евгеньевна Кравцова

26.04.1950 - 28.03.2020

Доктор психологических наук, профессор.

Главный научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.

Руководитель секции культурно-исторической психологии Российского психологического общества.

Член редсовета «Национального психологического журнала».

 В 1972 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими», в 1996 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические новообразования дошкольного периода развития».

В течение многих лет возглавляла Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, была профессором кафедры проектирующей психологии РГГУ, членом Ученого совета, членом Диссертационного совета по психологическим наукам РГГУ.

Область научных интересов и сфера научной деятельности:

  • психология развития
  • возрастная психология

Читает курсы:

  • Методика преподавания психологии
  • Психология игры
  • Возрастная психология
  • Психология развития

Основные публикации:

  • Как помочь детям преодолевать трудности в поведении. Минск, 1990. (В соавторстве с А.А. Нурахуновой, В.В. Степановой)
  • Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск, 1992. (В соавторстве с А.А. Нурахуновой, В.В.Степановой)
  • Экологическое воспитание и воспитание экологией. М., 1995. (В соавторстве с Г.Г. Кравцовым)
  • Золотой ключик (инновационная модель начального образования для учебно-воспитательных комплексов школа - детский сад). М., 1996. (В соавторстве с Г.Г. Кравцовым, Е.Л. Бережковской, Л.А. Кожариной).
  • Разбудите в ребёнке волшебника. М., 1996.
  • Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. №6.
  • Формирование психологической готовности детей к школе // Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. М., 1997.
  • Взаимосвязь между ведущей деятельностью и возрастными психологическими новообразованиями (на английском языке) // Теория деятельности и исследования культурно-исторического подхода. Дания, Орхус, 1999.
  • Preconditions for Developmental Learning Activity at Pre-School age// Learning Activity and Development Aarhus University Press, 1999.
  • Психологический театр как форма подготовки педагогов и психологов образовательных учреждений // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М.- Красноярск, 1999. (В соавторстве с Е.Л. Бережковской)
  • Преемственность среднего и высшего образования // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. - Красноярск, 1999.
  • Психологические основы построения программы «Мастер» // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. - Красноярск, 1999.
  • Генезис воображения в детском возрасте // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000, сигнальный выпуск.
  • Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т.22. №4.
  • Вторые чтения памяти Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 136-141.
  • Экспериментальный психологический театр // Сборник учебных программ Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. М.: РГГУ, 2003. С. 359-282. (В соавторстве с Е.Л. Бережковской)
  • Методологическое значение взглядов Д.Б. Эльконина на детскую игру // Мир психологии и психология в мире. 2004. №1. С. 68-76.
  • Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-историческая психология = Cultural-hist. psychology. 2005. №2. C. 87-94.
  • Кризис культурно-исторической психологии и пути его преодоления // Вопросы психологии. 2006. №5. С. 125-133.
  • Психотерапия с позиций культурно-исторического подхода // Вестник РГГУ. 2008. №3. С. 15-31.
  • Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов непсихол. фак., отд-ний и вузов. М.: Форум, 2009. 383 с.
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»