16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024

Кто есть кто

Константин Маркович Гуревич

Константин Маркович Гуревич

19.10.1906 - 14.11.2007

Доктор психологических наук, профессор. Почётный академик Российской академии образования.

Главный научный сотрудник Психологического института РАО.

Авторитетный и известнейший специалист в области дифференциальной психофизиологии и психологии, стоявший у истоков отечественной психологической диагностики.

Профессиональный путь начал с работы лаборантом сенсорной (психотехнической) лаборатории в Центральном институте труда ВЦСПС в Москве, затем лаборантом и ассистентом в психотехнической лаборатории А.А. Толчинского.

С 1928 г. учился на педологическом отделении 2-го Московского МГУ (с 1930 г. - Московский государственный педагогический институт им. А.С. Бубнова, сейчас - Московский педагогический государственный университет), в 1930 г. перевелся на психотехническое отделение Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, которое окончил в 1932 г.

Работал в лаборатории профконсультации Института организации и охраны труда до 1936 г., когда вышло Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. и психотехнические лаборатории были закрыты.

Работая по приглашению К.К. Платонова, участвовал в организации учебной подготовки в Качинском военно-летном училище вместе с К.К. Платоновым и С.Г. Геллерштейном, эта работа быстро прервалась из-за начавшихся репрессий в авиации.

В 1937 г. был приглашен в аспирантуру Московского Государственного института психологии. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме воли, выполненную под руководством А.Н. Леонтьева.

Читал курсы педагогики и психологии в Московском педагогическом институте, затем - в Удмуртском педагогическом институте, в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

С 1949 г. - старший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психофизиологии НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР (сейчас - Психологический институт РАО).

С 1968 г. заведовал созданной им лабораторией психофизиологических проблем профессиональной пригодности НИИ ОПиПП АПН СССР.

Изучал психологические проявления типологических свойств нервной системы применительно к трудовой деятельности, в 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы» и опубликовал одноименную монографию, в которой представил результаты системного анализа профессиональной пригодности и опосредствующих её психофизиологических особенностей.

Профессиональная пригодность трактуется К.М. Гуревичем как качество личности, представляющее собой совокупность индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, обеспечивающих общественно необходимую трудовую эффективность и удовлетворение своим трудом. Успешность и быстрота её формирования зависят от трёх основных факторов: природных данных, особенностей профессиональной мотивации и полноты и адекватности специальных знаний и умений. В рамках этого подхода акцент смещается с проблем отбора на вопросы развития профессионально важных качеств специалиста, его индивидуального стиля деятельности.

В 1960-1970 гг. преподавал на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, читал лекции по проблемам профессиональной пригодности.

Начиная с 1970-х гг. основной областью профессиональных интересов К.М. Гуревича становится психодиагностика, ее методологические основания и методический арсенал.

Был инициатором и организатором первой научной конференции по психодиагностике, которая состоялась в 1974 г. в Таллинне.

В 1981 г. под редакцией К.М. Гуревича была опубликована коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования», в которой впервые в нашей стране рассматривались общие вопросы конструирования, проверки, применения психодиагностических методик, обсуждались проблемы интерпретации их результатов, были представлены результаты исследования развития школьников и исследования свойств нервной системы. Был инициатором перевода на русский язык и редактором монографии А. Анастази «Психологическое тестирование».

Сотрудничал с учёными Братиславского центра «Психодиагностика», в рамках которого были переведены на русский язык, адаптированы, стандартизированы, проверены на надёжность и валидность на отечественных испытуемых «Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра и «Групповой интеллектуальный тест» для младших подростков Дж. Ваны.

К.М. Гуревич выдвинул предположение, что при конструировании диагностических методик должны быть реализованы современные подходы к пониманию индивидуальной психики как продукту онтогенетического развития, в ходе которого индивид усваивает общественно-исторический опыт предшествующих поколений. Разработал концепцию социально-психологических нормативов, согласно которой процесс развития определяется объективно сложившимися требованиями, которые общество предъявляет к своим членам, эти требования составляют целостную систему, влияя на установки, ценности и мировоззрение, на содержание и уровень умственного развития, на психологический облик человека в целом, на его личность и индивидуальность.

Практическое воплощение концепции социально-психологических нормативов в разработке нормативных тестов потребовало пересмотра как цели тестирования, так и способов конструирования, обработки и интерпретации тестовых методик. Под руководством К.М. Гуревича была разработана новая оригинальная практико-ориентированная психодиагностика для определения уровня общекультурного развития школьников. Социально-психологический норматив составил основу нескольких тестов умственного развития, предназначенных для учащихся разных возрастов, первым среди которых стал «Школьный тест умственного развития».

Разрабатывая концепцию социально-психологических нормативов в применении к проблеме индивидуально-психологических различий, К.М. Гуревич ввел термин «избирательность», рассматриваемый как существенное качество психики, обнаруживаемое в предпочтении той или иной деятельности, а также в выборе «технологии деятельности» и отдельных действий. Избирательность детерминирована как генетическими особенностями, так и опытом и обучением. Её также можно рассматривать как источник способностей.

Основные работы:

  • Индивидуальный подход к учащимся при производственном обучении / К.М. Гуревич. - М.: Профтехиздат, 1963. - 76 с.
  • Воспитание воли в процессе производственного обучения / К.М. Гуревич - М.: Высшая школа, 1966. - 64 с.
  • Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М.: Наука, 1970. - 271 с.
  • Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Сов. Россия, 1974.
  • Психологическая диагностика, ее проблемы и методы: Сборник научных трудов / Ред. К.М. Гуревич, В.И. Лубовский. - М.: НИИ ОП, 1975. - 177 с.
  • Проблемы психологической диагностики: теория и практика : Сборник статей / Под ред. К.М. Гуревича, Ю.Л. Сыэрда. - Таллин: НИИ педагогики, 1977. - 233 с.
  • Психолог на предприятии / К.М. Гуревич. - М., 1979. - 56 с.
  • Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981. - 232 с.
  • Что такое психологическая диагностика / К.М. Гуревич. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
  • Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. - М.: Знание, 1988. - 79 с.
  • Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Разраб. К.М. Гуревич и др. - М., 1990. - 124 с.
  • Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева. - М.: Знание, 1992. - 79 с.
  • Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 301 с
  • Введение в психодиагностику: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: Академия, 1997; 2-е изд., стер. - М.: Academia, 1998; 3-е изд., стер. - М.: Academia, 1999. - 192 с.
  • Проблемы дифференциальной психологии: Избранные психологические труды / К.М. Гуревич. - М.: ИПП; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 378 с.
  • Основы психологической диагностики: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 391 с.
  • Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды / К.М. Гуревич. - СПб: Питер, 2008. - 335 с.
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»