18+
Выходит с 1995 года
4 декабря 2024

Кто есть кто

Сабина Николаевна Шпильрейн

Сабина Николаевна Шпильрейн

07.11.1885 - 11.08.1942

Российский и советский психоаналитик, ученица К. Г. Юнга. «Забытый пионер психоанализа».

Член Венского психоаналитического общества и Русского психоаналитического общества.

В 1904-1905 гг. лечилась у К. Г. Юнга, курс психоанализа был успешно завершен.

С 1905 г. училась на медицинском отделении университета Цюриха, интересовалась проблемами психотерапии, психоанализа и педологии. После сдачи выпускных экзаменов в 1909 г. работала интерном в клинике Э. Блейлера. В 1911 г. защитила диссертацию на тему «О психологическом содержании одного случая шизофрении» и получила степень доктора медицины.

Летом 1911 г., ненадолго вернувшись в Россию, прочитала свою первую лекцию по психоанализу в Ростове-на-Дону.

В октябре 1911 г. переехала в Вену, где познакомилась с З. Фрейдом и была принята в Венское психоаналитическое общество.

29 ноября 1911 г. на одном из заседаний общества Сабина Шпильрейн сделала доклад «О трансформации», в котором она изложила основные идеи своей работы «Деструкция как причина становления». Эта работа была защищена как докторская диссертация в 1912 г. Впоследствии она стала фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти.

Шпильрейн впервые поставила вопрос о влечении к смерти и связывала его с проблемой мазохизма. По мнению Шпильрейн, истоки мазохизма лежат в первичном, лежащем в основании человеческого бытия, влечении к смерти, которое может быть представлено как «мы-опыт», противоположное «я-опыту» и нацеленное на разрушение собственного Я человека. В то же время, распад личности и регрессия к «мы-опыту» является источником социального прогресса, творческих сил и культурного развития. Деструкция собственного Я является причиной развития новых социальных форм и в распаде всегда можно найти основания для творческого становления.

Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти. Поскольку сексуальное влечение и влечение к смерти работают согласно одному и тому же принципу удовольствия, их нельзя представлять как противоположные или противонаправленные. Как сексуальное взаимодействие, так и деструкция приносят разрядку влечений и, таким образом, связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который располагается по ту сторону принципа удовольствия.

Сабина Шпильрейн внесла существенный вклад в развитие ключевых идей аналитической психологии:

  • ей принадлежит эмпирическое обоснование теории комплексов Юнга;
  • наработки Шпильрейн повлияли на представления Юнга о фило- и онтогенезе психики в результате «комплексного срастания» (она сформулировала гипотезу, согласно которой наша психика априори не представляет собой целостного единства, а является совокупностью множества сравнительно независимых комплексов);
  • предложила созвучную аналитической психологии интерпретацию психогенеза шизофрении как процесса замещения индивидуальных содержаний психики коллективными архаичными содержаниями;
  • предложила понятие родовой души, которое является предвосхищением концепции коллективного бессознательного.

В сентябре 1920 г. сделала доклад на 6-м конгрессе Международной психоаналитической ассоциации в Гааге. В сентябре 1922 г. участвовала в 7-м конгрессе Международной психоаналитической ассоциации в Берлине.

Была психоаналитиком Жана Пиаже.

К 1923 г. С. Шпильрейн опубликовала 26 работ, посвященных психоанализу сексуальных проблем.

В 1923 г. вернулась в Россию. В Москве вступила в Русское психоаналитическое общество (было ликвидировано в 1930 г.). Работала врачом-педологом в городке имени III Интернационала, заведовала секцией детской психологии в 1-м Московском государственном институте, была научным сотрудником Государственного психоаналитического института и детского дома-лаборатории «Международная солидарность». Вела амбулаторный прием, консультировала, читала спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», вела «семинарий по детскому психоанализу».

В связи с запретом психоанализа и ограничением научной и практической деятельности в 1925 г. вернулась в Ростов-на-Дону.

С 1923 по 1931 гг. за рубежом вышло 8 статей Шпильрейн на немецком и французском языках.

В 1931 г. принимала участие в 7-й Международной психотехнической конференции в Москве.

Работала педологом в школе, после разгрома педологии в СССР в 1936 г. сменила работу на должность школьного врача.

В начале августа 1942 г. Сабина Шпильрейн и обе ее дочери были расстреляны в Змиёвской балке.

Воспоминания
  • Валерий Михайлович Ганузин

    Да, были уникальные люди, которые стояли у истоков психологии.
    И было у кого учиться, стать Учеником.
    Низкий поклон и уважение.

    Валерий Михайлович.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»