Кто есть кто
Августа Викторовна Ярмоленко
Доктор педагогических наук, профессор.
Профессор кафедры общей психологии факультета психологии ЛГУ им. А.А. Жданова.
В 1922 г. окончила дошкольный факультет Высшего педагогического института в Екатеринославле, в 1924 г. - факультет социального воспитания Петроградского психоневрологического института, затем - аспирантуру и экстернатуру по дефектологии.
В 1955 г. защитила докторскую диссертацию.
Область профессиональных интересов: специальная психология, дефектология, детская патопсихология; многоязычие.
До поступления в институт и во время обучения работала на детских площадках воспитателем, а затем инструктором по подготовке воспитателей и учителей.
В 1923-1948 гг. работала в лаборатории рефлексологии детства Государственного рефлексологического института по изучению мозга (Института мозга). Читала курс общей психологии в вузах Ленинграда, в том числе в ЛГУ.
Вела анализ особенностей патохарактерологических реакций у беспризорных детей, подчеркивая важную роль социальной среды в формировании этих реакций. Изучала особенности психомоторики здоровых детей и детей с нарушениями в развитии, моторные функции школьников в процессе различных видов деятельности: учебной, трудовой, спортивной, игровой, а также особенности развития психомоторики у детей с нарушениями в психическом развитии.
С 1932 г. заведовала лабораторией экспериментальной психологии Ленинградского института охраны здоровья детей и подростков. Занималась исследованиями детей с различными психическими нарушениями и проблемами школьной неуспеваемости. В этих исследованиях проводился всесторонний анализ неуспеваемости с ориентацией на качественный анализ ее причин.
Специалист в области исследования слепоглухонемоты. Вела систематические наблюдения за восемью слепоглухими воспитанниками первой в России школы для слепоглухих, которая после революции вошла в состав Отофонетического института (позднее — Института слуха и речи в Ленинграде). Изучала особенности осязания, вкуса, кинестетические ощущения у слепоглухих детей, динамику выпадения и восстановления утраченных функций, роль педагогических методов компенсации сенсорных дефектов.
Во время Великой Отечественной войны оставалась в Ленинграде, работала в военном госпитале.
С 1948 г. преподавала на кафедре общей психологии ЛГУ. Читала курсы общей, педагогической и юридической психологии, основ дефектологии.
В 1960-е гг. занималась проблемами логоневрозов и нарушениями речи при многоязычии. Исследовала способность к многоязычию, динамику его развития.
Основные публикации: более 100 работ, в том числе
- Обследование движений нормальных и аномальных детей. Л.-Москва: Огиз - Гос. мед. изд-во, 1931
- К истории обучения и воспитания слепоглухонемых // Слепоглухонемота / под ред. М. Л. Шкловского. 1947
- Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961
- Осязание в процессе труда и познания: коллективная монография. 1961
Награды:
- премия имени К.Д.Ушинского АПН РСФСР за монографию «Осязание в процессе труда и познания» (в составе авторского коллектива)
- медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и др.