Кто есть кто
Адольф Ульянович Хараш
Кандидат психологических наук.
Почетный профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Психолог-консультант, ведущий групп развивающего личностного тренинга. Специалист в области психологии общения и психологии личности. Пионер практики гуманитарной экспертизы в нашей стране.
В 1964 г. окончил историко-филологический факультет Тбилисского государственного педагогического института им. А.С. Пушкина, в 1969 г. - аспирантуру при кафедре структурной лингвистики Тбилисского государственного университета.
В 1965-1968 гг. – младший научный сотрудник Института психологии им. Д.Н. Узнадзе АН ГССР.
В 1969-1970 гг. – научный сотрудник лаборатории систем управления МГПИ им. В.И. Ленина (был прикомандирован к социологической группе Академии общественных наук при ЦК КПСС). Вел семинары по социальной психологии в Университете марксизма-ленинизма при МГК КПСС.
В 1970 г. работал врио заведующего отделом в редакции журнала «Вопросы языкознания» издательства «Наука».
В 1970-1973 гг. – младший научный сотрудник сектора социальных проблем труда Института конкретных социальных исследований АН СССР.
С 1973 г. преподавал на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, сначала на кафедре социальной психологии (до середины 1990-х гг. сначала в должности младшего научного сотрудника, с 1986 г. - старшего научного сотрудника), затем на кафедре психологии личности (почетный профессор). Читал спецкурсы «Психология общения» и «Социальная установка», «Психология межличностного общения», «Введение в интерперсональную психологию», «Психология монолога и диалога», «Диалог в психотерапии: теория и практика»; вел занятия спецпрактикума по теме «Диалог в психотерапевтической практике»; выступал с беседами «Встречи с психологом-практиком».
Со второй половины 1970-х годов занимался практической психологической работой и ее осмыслением. С 1976 г. вел тренинговые группы: со студентами, сотрудниками и преподавателями факультета психологии МГУ, с преподавателями и сотрудниками Кокчетавского пединститута, со студентами Зимней психологической школы факультета психологии МГУ, с психологами из Таллина, Костромы, Вологды и др., с 1978 г. начал вести обучающие группы для психологов и врачей Клиники неврозов им. З.П. Соловьева, тем самым способствуя формированию психолого-психотерапевтического сообщества Москвы и Советского Союза. Направленность групп менялась от групп открытого общения к группам развивающего личностного тренинга и позже к психологическому театру. Создал свой подход – развивающий личностный тренинг.
В 1978 г. участвовал в возрождении передачи «Что? Где? Когда?», в 1983 г. работал с Камерным хором В.Н. Минина над взаимодействием в коллективе, пониманием творческой задачи и над её реализацией.
В конце 1970-х - 1980-х гг. работал с пациентами и медперсоналом Кардиологического и Онкологического центров г. Москвы.
В 1986 г. положил начало психологической помощи населению при масштабных техногенных катастрофах и стихийных бедствиях (работал в г. Припять). В 1988-1989 гг. работал в «горячих точках» Спитакского землетрясения и межнационального конфликта в Нагорном Карабахе.
Основоположник гуманитарной экспертизы. В 1988 г. организовал поездку в Киев для работы с переселёнными припятчанами, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 1989 г. менее чем за пятнадцать лет провел около двух десятков экспертиз (первые - Запорожская, 1989 г., Горьковская, 1989 г., Чернобыльская, 1990 г.), разработав их схему, теорию, методологию, оригинальные подходы. На основе полученного опыта написал одну из первых работ в этой области – «Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура».
С 1990 г. – директор созданного им Центра гуманитарных инноваций «Лиза», который выполнял заказы министерств и ведомств на проведение экспертных работ и выступал инициатором проведения гуманитарных экспертиз (в ситуации повышенного экологического риска в районе Ленинградской АЭС в г. Сосновый Бор, в зоне Чернобыльской катастрофы по программе «Дети Чернобыля», в зоне Юго-Осетинского конфликта во Владикавказе и Цхинвали).
В 2002-2010 гг. работал в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток» в Отрадном. Создал мастерскую, на базе которой проводил группы развивающего личностного тренинга, мастер-классы, вел супервизорскую работу.
Занимался организационным консультированием. Вел неврачебную психотерапевтическую работу с частными клиентами.
Внес большой вклад в разработку деятельностного подхода к межличностному восприятию. Выдвинул идею о двустороннем процессе любого – в т.ч. лекционного – общения, давшую начало разработке субъект-субъектного (интерсубъектного) подхода, в основе которого лежит диалог участников, независимо от статуса, в котором каждый из них находится. Разработал подход к общению как к коммуникативному состоянию личности и типологию монологических и диалогических коммуникативных состояний.
Основные публикации:
- Об использовании методов структурной лингвистики в изучении речевого поведения // Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию. Материалы симпозиума. М.: Изд-во МГУ, 1968.
- Ригидность в сфере речевых действий и психологическая структура значения // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. М.: Изд-во МГУ, 1970. С. 83-91.
- Лекционная аудитория: социально-психологический аспект. М.: Знание, 1972.
- Основные типы «коммуникативных установок» и эффект убеждающей коммуникации // Проблемы социальной психологии. Тбилиси: Изд. ТГУ, 1976.
- Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. №4. С. 52-63.
- Смысловая структура публичного выступления (об объекте смыслового восприятия) // Вопросы психологии. 1978. №4. С. 84-95.
- Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъектного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения. М.: Изд. НИИ ОПП АПН СССР, 1979. С. 17-35.
- Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. №3. С. 20-31.
- Наука обсуждать // Молодой коммунист. 1980. №№ 9, 10.
- Восприятие человека человеком как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. С. 25-42.
- О механизме общественной детерминации индивидуальной деятельности // Общение и деятельность. Прага, Univerzita Karlova,1981. С. 59-71.
- Руководитель, его личность и деятельность. М.: Знание, 1981.
- Ребенок в доме: знакомый незнакомец (заметки социального психолога о семейном воспитании) // Подрастающее поколение. Демографический аспект. М.: Статистика, 1981. С. 76-87.
- Лектор и слушатель: монолог или диалог? // Вопросы лекционной пропаганды. Вып. 6. М.: Знание, 1981. С. 162-172; Вып. 7. М.: Знание, 1982. С. 60-61.
- Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Загадочный синдром, или Чего боятся чернобыльцы? // Наука и религия. 1988. № 9. С. 26-30; №10. С. 18-22.
- Вдвоём с самим собой. Краткое введение в психогигиену одиночества // Знание – сила. 1994. №8. С. 134-144.
- Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1994, 1996. С. 87-129.
- Психология одиночества // Педология / Новый век. 2000. №4 (ноябрь). С. 7-16.
- Адольф Хараш прочёл для нас книгу Ошо «Мастер» // Psychologies. 2007. №19.
- О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. №4. С. 35-46 (в соавт.).
- Руководство по эргономическому обеспечению разработки техники. Часть 1. Общие эргономические требования. М.: ВНИИТЭ, 1979. С. 90-106 (в соавт.).
- Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности // Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 68-85 (в соавт.).
- Ребенок в семье: воспитуемый или воспитатель? // Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно. Гродно, 1981 (в соавт.).
- Атомная энергетика в перекрестке мнений. Круглый стол // Природа. 1989. №10. С. 15-39 (в соавт.).
- Жар вашего сердца // Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Краснодар, 1989 (в соавт.).
- Общение в семье: защита и партнерство // Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Грозный, 1990 (в соавт.).
- The Extremal Ecology: Human and Social Groups Rights // Proceedings of XII-th World Congress of Sociology. Madrid, 1990 (в соавт.).
- Заключение экспертной подкомиссии Государственной экспертной комиссии Госплана СССР по Государственным программам РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 1990-1995 годы // Всемирный день окружающей среды. Информационные материалы, 1990 г. М.: ВИНИТИ, 1991. С. 14-95.
- Социологический, социально-психологический, медико-психологический аспекты экспертной оценки общей ситуации в регионе, подвергшемуся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС // Всемирный день окружающей среды. Информационные материалы, 1990 г. – М.: ВИНИТИ, 1991. – с. 96-126.
- Социально-психологические факторы восприятия опасностей, связанных с воздействием Семипалатинского полигона, населением Алтайского края // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Обзорная информация. Вып. 6. М.: ВИНИТИ, 1993. С. 61-85 ( в соавт.).
Некролог на сайте факультета психологии МГУ - http://psy.msu.ru/people/obituary_kharash.html
Некролог в журнале «Psychologies» - https://www.psychologies.ru/archive/pamyati-adolfa-harasha/