Кто есть кто
Лидия Ильинична Божович
Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.
Профессор-консультант Психологического института РАО.
В 1930 г. окончила педагогический факультет 2-ого МГУ.
В 1939 г. защитила кандидатскую по вопросам усвоения орфографии, в 1966 г. - докторскую диссертацию на тему «Возрастные закономерности формирования личности ребенка».
После окончания университета работала в психоневрологической школе-санатории дер. Анкудиновка Горьковской области воспитателем, затем завучем.
В 1931-1932 гг. - ассистент кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской.
С 1932 г. - старший научный сотрудник сектора психологии Всеукраинской психоневрологической академии (Харьков).
В 1932-1934 гг. преподавала в харьковском Медико-педологическом институте.
С 1935 г. - старший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии Высшего коммунистического института просвещения (Москва)
В 1938-1940 гг. - доцент кафедры психологии полтавского Государственного педагогического института.
В 1940-1941 гг. - доцент кафедры психологии харьковского Государственного педагогического института.
В 1941-1942 гг. - старший преподаватель психологии и педагогики Нижне-Ломовского учительского института.
В 1942-1943 гг. - начальник отделения трудовой терапии эвакогоспиталя № 3880 в г. Кыштыме Челябинской области.
Преподавала в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена, находившемся в эвакуации в г. Кыштыме.
С 1944 г. - старший научный сотрудник отдела детской психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас Психологический институт РАО), в 1945-1975 г. руководила созданной ею лабораторией воспитания детей школьного возраста (затем лаборатория формирования личности), с 1976 г. - профессор-консультант.
В 1945-1949 г. преподавала в различных вузах.
Область профессиональных интересов: психология развития, педагогическая психология.
В 1920-30-е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
В начале 30-х гг. занималась изучением развития детского восприятия, мышления, воображения, экспериментальным исследованием потребностей и мотивов, интересовалась вопросами общей и генетической психологии. С 1933 г. интересы Л.И. Божович начали сосредоточиваться на проблемах педагогической психологии, связаных с обучением ребенка в школе. Вела исследование процесса усвоения знаний учащимися, роли в этом процессе жизненного опыта, активной мыслительной деятельности и отношения к знаниям.
С 1945 г. исследовала мотивацию учения и проблемы, связанных с отношением детей к школе и учению.
С середины 50-х гг. Л.И. Божович вместе с сотрудниками своей лаборатории занимается общими проблемами и возрастными закономерностями формирования личности ребенка. Изучение формирования личности велось в контексте проблем воспитания детей. Экспериментальные исследования, проводившиеся в лаборатории Л.И. Божович, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков.
Работы Л.И. Божович и ее лаборатории легли в основу отечественной детской практической психологии, значительным вкладом школы Божович в психологию является ее метод по использованию экспериментального пути.
Л.И. Божович - автор оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского и представлениях об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности.
Под руководством Л.И. Божович было защищено более 20 кандидатских диссертаций.
Основные публикации:
- Психологическое изучение детей в школе-интернате: Сборник / Под ред. Л.И. Божович. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 207 с.
- Возрастной подход в работе пионерской организации / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М.: Молодая гвардия, 1967. - 84 с.; М.: Просвещение, 1969. - 96 с.
- Вопросы психологии личности школьника: Сборник статей / Под ред. Л.И. Божович и Л.А. Благонадежиной. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 407 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сборник статей / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадеждиной. - М.: Педагогика, 1972. - 351 с.
- Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
- Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте: Труды Ин-та психологии / Отв. ред. Л.И. Божович. - М.: АПН РСФСР, 1955. - 260 с.
- Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.; Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М. - Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. - 348 с.; М., 2001.
- Вопросы психологии школьника: Сборник статей / Отв. ред. Л.И. Божович. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - 224 с.
- Божович, Лидия Ильинична.
- Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребёнка (экспериментально теоретическое исследование) / Божович Л.И. // Культурно-историческая психология. 2006. №№ 1–3.
- Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) / Божович Л.И., Славина Л.С. // Культурно-историческая психология. 2007. №№ 2–4. 2008. №1.
Награды:
- благодарность с занесением в личное дело за работу в эвакгоспитале № 3880
- медаль «За победу над Германией»
- медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
- медаль «В память 800-летия Москвы»
- нагрудный знак Министерства просвещения «Отличник просвещения»