18+
Выходит с 1995 года
13 ноября 2024

Кто есть кто

Майя (Мая) Ивановна Лисина

Майя (Мая) Ивановна Лисина

20.04.1929 - 05.08.1983

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующая отделом возрастной психологии Института общей и педагогической психологии АПН СССР (ПИ РАО).

Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».

В 1951 г. окончила психологическое отделение философского факультета Московского государственного университета, затем аспирантуру Института психологии АПН РСФСР.

В 1955 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные», В 1974 г. - докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет»..

С 1955 г. работала в Институте психологии АПН СССР, а с 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста.

В 1976 г. возглавила отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии АПН СССР (сайчас Психологический институт РАО).

В середине 50-х гг. М.И. Лисина проводила исследование, в котором показала возможность формирования произвольного управления вазомоторными реакциями. В результате исследования был сделан вывод, что прежде, чем стать управляемой, реакция должна стать ощущаемой. Много лет спустя в психологии и физиологии начались аналогичные исследования, получившие название биологической обратной связи.

Разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста, в котором выделила микрофазы развития детей этого возраста, их ведущую деятельность и основные новообразования.

Исследовала генезис общения у детей, выделила специфические формы общения ребёнка со взрослыми, причем установила, каждая из форм общения характерна для определенной микрофазы психического развития и обусловливает возникновение конкретных психических новообразований.

Проводила изучение мотивов и средств общения ребёнка первых лет жизни. В результате исследований были сделаны выводы, что вступление в общение определяется потребностью в самопознании, которая удовлетворяется через познание других людей и с их помощью. При этом ребёнок не просто воспринимает воздействия, исходящие от окружающих, но и преломляет их через призму своих способностей и возможностей. Общение выступает в качестве определяющего фактора развития.

Исследовала возникновение речи у детей. Речь рассматривалась в качестве элемента структуры коммуникативной деятельности, которая занимает в ней положение действия. Таким образом, речь возникает из потребности в общении, для нужд общения и в условиях общения только в том случае, когда реализация коммуникативной деятельности ребёнка невозможна без овладения данным средством. Дальнейшее развитие и обогащение речи происходит в процессе изменения и усложнения общения ребёнка с окружающими людьми, под непосредственным влиянием встающих перед ним новых коммуникативных задач.

Изучала развития самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Было показано, что дети с точным представлением о себе и адекватной самооценкой воспитываются в семьях, где им уделяется много времени, родители положительно оценивают их физические и умственные способности, поощряют их, а наказывают в основном отказом от общения. Большая же часть детей с заниженной самооценкой воспитываются в семьях, где с ними не занимаются, требуют послушания, низко оценивают, наказывают, не ожидают от них успехов в школе и достижений в дальнейшей жизни.

Под руководством М.И. Лисиной были защищены 17 кандидатских диссертаций.

Труды М.И. Лисиной переводились и издавались в Болгарии, ГДР, США, Японии, Италии, Швеции.

Основные публикации:

  • Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика, 1974.
  • Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 18–35.
  • Коломинский Я.Л., Лисина М.И. Генетические проблемы социальной психологии. Минск: Университетское, 1985.
  • Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: «Педагогика», 1986.
  • Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
  • Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб: Питер, 2009.

Награды:

  • медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • знаки «Победитель социалистического соревнования», «Ударник пятилетки»
  • грамоты Министерства просвещения СССР и ЦК ВЛКСМ за работу в области народного образования
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»