Кто есть кто
Наталья Михайловна Борозинец
Кандидат психологических наук, доцент.
Заведующая кафедрой коррекционной психологии и педагогики, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогического факультета Северо-Кавказского федерального университета.
Член Учебно-методического совета по специальному (дефектологическому) образованию (МПГУ, Москва). Эксперт Рособнадзора в сфере аккредитации. Эксперт Национального центра профессионально-общественной аккредитации.
В 1997 г. окончила Ставропольский государственный университет по специальности «Логопедия».
В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие самосознания как условие формирования психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет».
С 1997 г. работает в Северо-Кавказском федеральном университете. Заведовала кафедрой дефектологии Института образования и социальных наук СКФУ. Преподавала на кафедре педагогики, психологии и социологии Ставропольского государственного аграрного университета.
Сфера научных интересов:
- проектирование инклюзивной образовательной среды
- оказание психолого-педагогической помощи лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья, в различных образовательных системах
- подготовка кадров для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Проекты:
- научный руководитель инновационной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России на базе Ставропольского регионального колледжа вычислительной техники и электроники, г. Ставрополь (2016)
- соруководитель проектов «Профориентационный навигатор для детей-инвалидов и детей с ОВЗ», «Интерактивная площадка территория взаимопонимания» (2015-2016).
- научный руководитель инновационной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России на базе МБОУ СОШ №1 г. Невинномысска (2014)
- руководитель российско-канадского проекта «От инклюзивного образования к инклюзивному обществу» (2013-2018)
- руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ (2017)
- спикер Московского международного салона образования (2016, 2017, 2018)
Читает курсы:
- Специальная психология
- Специальная педагогика
- Логопедия
- История и философия образования детей с ОВЗ
- Развитие образования лиц с ОВЗ в России и за рубежом
- Современные научные исследования аутистических расстройств
Основные публикации: более 150 работ, в том числе
- Выявление склонности к делинквентному поведению как условие его профилактики у подростков //«Actual problems and modern trends of development of psychology and pedagogics»: materials digest of the XlVth International Scientific and Practical Conference (Kiev, London, November 24 - November 28,2011). Psychological and pedagogical sciences/ All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research and pedagogical activity; Organizing Committee: B. Zhitnigor (chairman); Chief editor- Pavlov V.V. Odessa: InPress, 2011.
- The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. №18.
- Оценка результатов подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на основе компетентностного подхода // Специальное образование. 2014. №2(34).
- The experience of development of inclusive education in Stavropol region // International Review on Inclusive Education: Experiences, Issues and Trends. Коллективная монография. Казань, 2015.
- Северо-Кавказский федеральный университет в авангарде развития региональной системы инклюзивного образования /Инклюзивные процессы в международном образователь- ном пространстве: сборник материалов I Международного Интернет-симпозиума (7 сентября – 7 октября 2015 г.) / под ред. Н.М. Борозинец, Ю.В. Прилепко. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015.
- Проект «профориентационный навигатор» как технология инклюзивного образования детей с ОВЗ // Вестник СКФУ. 2016. №1(52).
- Interaction between subjective evaluation of quality of life and professional burnout in teachers (2017) Man in India, 97 (25).
- Особенности профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Вып. 55. Ч. 4. Ялта, 2017.
- Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как информационно- технологическая база развития инклюзивного высшего образования в регионе / Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на переломе образовательных парадигм: коллективная монография / под ред. Н.М. Борозинец, Ю.В. Прилепко. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017.
- Особенности трудоустройства инвалидов в Израиле // Вестник СКФУ. 2018. №3(66).
- Инклюзивный подход как новая парадигма высшего образования в России: реалии и траектории развития// Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2018.
- Профессиональная подготовка будущих бакалавров образования к тьюторской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях // Journal Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10(9).
- The resources of an inclusive educational environment in the development of thinking of primary students with psychical developmental delay // SHS Web of Conference. Volume 70 (2019) Rostov-on-Don, Russia, November 22-23, 2019
- Development of digital intelligence among participants of inclusive educational process // Propositos y Representaciones Journal of Educational Psychology. 2020. №8.
- Педагогическое образования в современной России: стратегические ориентиры развития / Борозинец Н.М. и др. Ростов-на-Дону; Таганрог, 2020.
- Образовательные технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в онлайн-формате: коллективная монография / Борозинец Н.М. и др. Ставрополь, 2021.
- Личностные качества педагога, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья / Прилепко Ю.В., Борозинец Н.М., Ванскова Е.Л. // Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Казань, 2021. С. 51-56.
- Условия формирования навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра / Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С., Бугаева Е.А. // Специальное образование. 2022. №1(65). С. 35-53.
Награды:
- Почетная грамота Министерства образования РФ (2004)
- победитель Четвёртой всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности ( г. Москва, 2008)
- научный руководитель победителя Всероссийского конкурса «Национальное достояние России» Министерства образования и науки РФ, Национальной системой «Интеграция» (Москва, 2010)
- победитель (бронзовый диплом) ХIV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и современные тенденции развития психологии и педагогики» Международной академии науки высшего образования (Лондон, 2011)
- Памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» (2017)
- «IV Международный Интернет-симпозиум "Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве"», 15 октября-15 ноября 2018 года, Ставрополь (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), номинант