18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024

Кто есть кто

Татьяна Николаевна Тихомирова

Татьяна Николаевна Тихомирова

Москва

Доктор психологических наук. Действительный член (академик) РАО. Почетный профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО. Ведущий научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Научный руководитель инновационной площадки РАО на базе МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов».

Член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Эксперт Российского научного фонда. Член Межведомственной рабочей группы по развитию психологических служб в образовательных организациях высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования в Российской Федерации. Член Экспертной комиссии по психологии Российского совета олимпиад школьников.

Член редакционного совета «Национального психологического журнала».

Член Российского психологического общества, Международного общества по изучению интеллекта (International Society for Intelligence Research), Международного общества по изучению индивидуальных различий (International Society for the Study of Individual Differences), Европейского общества когнитивной и аффективной нейронауки (European Society for Cognitive and Affective Neuroscience).

В 1996 г. окончила Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, в 1998 г. — магистратуру Института психологического образования Республиканского центра гуманитарного образования (сейчас — Государственный академический университет гуманитарных наук), в 2001 г. — аспирантуру Государственного академического университета гуманитарных наук, в 2015 г. — докторантуру Психологического института РАО.

В 2010–2012 гг. участвовала в программах по обмену научными сотрудниками в рамках международного соглашения между Российской академией наук и Британской Академией (British Academy), стажировалась в лаборатории индивидуальных различий в обучении Голдсмитс Университета Лондона (InLab, Goldsmiths, University of London, UK).

В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние семейной среды на способности: роль поколений», в 2016 г. — докторскую диссертацию на тему «Когнитивные основы индивидуальных различий в академической успешности: структурно-функциональная модель».

В 2002-2016 гг. работала в должности младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН.

С 2010 г. работает в лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО (сейчас — Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований) в должности ведущего научного сотрудника.

В 2007-2015 гг. была членом Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

В 2013-2022 гг. возглавляла Совет молодых ученых и специалистов РАО.

В 2018-2019 гг. руководила Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе образования РАО.

В 2019-2021 гг. работала в должности научного руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования.

С 2022 г. занимает должность научного руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования.

Сфера научных интересов:

  • психология развития
  • кросскультурная психология
  • индивидуальные различия
  • психология образования
  • когнитивная психология
  • лонгитюдные исследования психологических признаков, формирующих индивидуальные различия в обучении на протяжении жизни

Научная работа Т.Н. Тихомировой представляет собой многоплановое исследование взаимовлияния когнитивного, личностного, мотивационного развития и успешности в обучении на всем протяжении образования. Полипарадигмальный методологический подход к системному анализу когнитивных основ индивидуальных различий в обучении позволил создать оригинальную концепцию, в рамках которой стало возможным оценить особенности структурной организации и специфику функциональных взаимосвязей когнитивного развития и академической успешности в зависимости от условий образования. Т.Н. Тихомировой разработана структурно-функциональная модель индивидуальных различий в обучении, с помощью которой выявлены конкретные факторы макро- и микросреды формирования когнитивных основ индивидуальных различий в успешности школьного обучения. Так, согласно разработанной модели впервые показано, что скорость переработки информации, зрительно-пространственная рабочая память, точность оценки количественной информации и интеллект проявляются в индивидуальных различиях в академической успешности, в свою очередь, в различной мере подвергаясь влиянию условий макро- и микросреды в ходе развития. При этом факторы макро- и микросреды влияют на конфигурацию функциональных связей между когнитивным функционированием и академической успешностью на всем протяжении школьного возраста, не изменяя структурную организацию когнитивной основы академической успешности.

Т.Н. Тихомировой ведутся лонгитюдные исследования обучающихся, которые позволяют спрогнозировать периоды роста, стабилизации и/или снижения показателей когнитивного развития обучающегося, оценить их вклад в образовательные достижения и разработать уникальную образовательную траекторию с учетом индивидуальных психологических ресурсов. В работах Т.Н. Тихомировой на лонгитюдных данных современных российских обучающихся:

  • рассчитаны траектории развития психологических, прежде всего, когнитивных, признаков на протяжении всего периода школьного обучения и для отдельных признаков идентифицированы факторы, приводящие к росту, стабилизации или снижению показателя;
  • оценены эффекты взаимовлияния различных показателей когнитивного развития на всем протяжении обучения;
  • определены эффекты влияния когнитивного развития на формирование индивидуальных различий в обучении.

Актуальность и общественная значимость исследований обусловлена огромными индивидуальными различиями в обучении, которые наблюдаются в каждом классе и приводят к уникальным образовательным результатам обучающихся в условиях относительного единообразия микросреды школы, колледжа и вуза.

Исследования Т.Н. Тихомировой поддержаны целым рядом научных фондов и организаций, среди которых, Российский научный фонд (2015, 2022), Российский фонд фундаментальных исследований (2009, 2017), Российский гуманитарный научный фонд (2006, 2009, 2010), Управление внешних связей РАН (2010, 2011, 2012), Британская академия (British Academy, 2011). Т.Н. Тихомирова является руководителем Гранта Президента Российской Федерации на поддержку молодых ученых (2004).

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 312 с.
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные факторы школьной неуспешности // Проблемы школьной неуспешности и пути ее решения. Книга для учителя / авт.-сост. В.С. Басюк. М.: Просвещение, 2024. С. 196-209
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Глава 11. Взаимодействие в диаде «Учитель – Ученик»: когнитивное развитие и академическая успешность школьников в ходе начального обучения // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы. Коллективная монография / под ред. Л.М. Митиной; Психологический институт РАО. Самара: ИД «Бахрах», 2022. С. 111-124
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные характеристики, личностные черты и мотивация как предикторы успешности выполнения основного государственного экзамена по математике // Вопросы психологии. 2022. Т. 68. №2. С. 83-98.
  • Тихомирова Т.Н. Когнитивные функции и успешность освоения чтения в школьном возрасте при типичном развитии и умственной отсталости легкой степени // Психологический журнал. 2021. Т. 42. №6. С.35-45.
  • Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б. Траектории развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование // Психологический журнал. 2020. Т. 41. №2. С. 26-38.
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Эффекты влияния макро- и микросредовых условий образования на когнитивное развитие школьников // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. №5. С. 30-43.
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Влияние особенностей родительского отношения на общую академическую успешность школьников // Вопросы психологии. 2021. №2. С. 14-27.
  • Тихомирова Т.Н., Малых А.С. Изменяется ли соотношение точности и скорости обработки количественной информации в зависимости от формата предъявления и уровня математической беглости? // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. №3. С.38-49.
  • Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Давыдова Ю.Д., Мустафин Р.Н., Тахирова З.Р., Малых С.Б., Лобаскова М.М., Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К. Вовлеченность генов KIBRA и APOE в формирование особенностей пространственного мышления человека // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2021. №25(8). С. 839-846.
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школьном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. №6. С. 47-58.
  • Вербицкая Л.А., Зинченко Ю.П., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 2017. №1. C. 26-40.
  • Tikhomirova T., Malykh A., Lysenkova I., Kuzmina Y., & Malykh S. The development of number line accuracy in elementary school children: A cross?country longitudinal study // British Journal of Educational Psychology. 2023. V. 93(2). Р. 423-436.
  • Malykh S., Kuzmina Y., & Tikhomirova T. Developmental Changes in ANS Precision Across Grades 1–9: Different Patterns of Accuracy and Reaction Time // Frontiers in Psychology. 2021. V. 12. P. 589305.
  • Tikhomirova T., Kuzmina Y., Lysenkova I., Malykh S. Development of Approximate Number Sense across the Elementary School Years: a Cross-cultural Longitudinal Study // Developmental Science. 2019. V. 22(4). P. e12823.
  • Tikhomirova T., Kuzmina Y., Lysenkova I., Malykh S. The Relationship between Non-symbolic and Symbolic Numerosity Representations in Elementary School: The Role of Intelligence // Frontiers in Psychology. V. 10: 2724.
  • Rodic M., Zhou X., Tikhomirova T., Wei W., Malykh S., Ismatulina V., Sabirova E., Davidova Y., Tosto M., Lemelin J-P., Kovas Y. Cross-Cultural Investigation into Cognitive Underpinnings of Individual Differences in Early Arithmetics // Developmental Science. 2015. V. 18(1). pp.165–174.
  • Rodic M., Tikhomirova T., Kolienko T., Malykh S., Bogdanova O., Zueva D.Y., Gynku E.I., Wan S., Zhou X., Kovas Y. Spatial complexity of character based writing systems and arithmetic in primary school: a longitudinal study // Frontiers in Psychology. 2015. V. 6(333).
  • Frenken H., Papageorgiou K.A., Tikhomirova T., Malykh S., Tosto M.G., Kovas Y. Siblings’ Sex is linked to Mental Rotation Performance in Males but not Females // Intelligence. 2016. V. 55. рp. 38-43.
  • Tikhomirova T. Spatial thinking and memory in Russian high school students with different levels of mathematical fluency // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2017. V. 237. pp. 1260-1264.
  • Tosto M.G., Garon-Carrier G., Gross S., Petrill S.A., Malykh S., Malki K., Hart S.A., Thompson L., Karadaghi R.L., Tikhomirova T., Opfer J.E., Mazzocco M.M.M., Brendgen M., Vitaro F., Tremblay R.E., Boivin M., Kovas Y. The nature of the association between number line and mathematical performance: An international twin study // British Journal of Educational Psychology. 2018.
  • Kovas Y., Garon-Carrier G., Boivin M., Petrill S.A., Plomin R., Malykh S.B., Spinath F., Murayama K., Ando J., Bogdanova O.Y., Brendgen M., Dionne G., Forget-Dubois N., Galajinsky E.V., Gottschling J., Guay F., Lemelin J.-P., Logan J.A.R., Yamagata S., Shikishima C., Spinath B., Thompson L.A., Tikhomirova T.N., Tosto M.G., Tremblay R., Vitaro F. Why children differ in motivation to learn: Insights from over 13,000 twins from 6 countries // Personality and Individual Differences. 2015. V. 80. pp. 51-63.
  • Kovas Y., Tikhomirova T., Selita F., Tosto M., Malykh S. How Genetics Can Help Education // Behavioural Genetics for Education. Eds. Y. Kovas, S. Malykh, D. Gaysina. London: Palgrave Macmillan UK, 2016. pp. 1-23.

Награды:

  • Золотая медаль «За достижения в науке» РАО за большой личный вклад в развитие психологической науки, высокий творческий потенциал и организаторские способности (2024)
  • Благодарность Российской академии образования (2024)
  • Медаль «За безупречный труд и отличие» Министерства науки и высшего образования РФ (2023)
  • Медаль «За выдающиеся заслуги» РАО (2022)
  • Почетная грамота РАО за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и науки (2022)
  • Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2021 год (руководитель авторского коллектива)
  • Медаль имени В.В. Давыдова РАО за вклад в развитие психологии (2021)
  • Медаль имени Л.С. Выготского РАО за вклад в развитие психологии (2020)
  • Почетная грамота Министерства просвещения РФ за многолетний добросовестный труд (2018)
  • Лауреат конкурса «Лучшие экономисты РАН», Фонд содействия отечественной науке (2006, 2007)
  • Лауреат конкурса «Лучшие ученые РАН», Фонд содействия отечественной науке (2004, 2005)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Поздравления с днём рождения
  • Михаил Евгеньевич Иванов

    Татьяна Николаевна, рад поздравить вас с днем рождения! Счастья, здоровья, любви и финансового благополучия!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»