Кто есть кто
Александр Ильич Савенков
Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный работник высшей школы РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ.
Директор института педагогики и психологии образования, заведующий общеинститутской кафедрой психологии образования, профессор кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета.
Действительный член Академии педагогических и социальных наук. Руководитель секции «Психология» Центрального дома ученых РАН РФ.
Член Экспертного совета Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, член группы экспертов в области развития социальной инфраструктуры детства, индустрии детских товаров, безопасности информационной и детской продукции. Член Экспертного совета Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В 1983 г. окончил художественно-графический факультет Новосибирского государственного педагогического института, в 1988 г. - аспирантуру при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, в 1997 г. - докторантуру при Московском педагогическом государственном университете, в 2012 г. - магистратуру в Московском педагогическом государственном университете по специальности «Психология управления образованием».
В 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование общественной направленности у младших школьников в процессе внеклассной изобразительной деятельности», в 1997 г. - диссертацию на соискание степени доктора педагогических наук на тему «Педагогические основы развития продуктивного мышления одарённых детей», в 2002 г. - диссертацию на соискание степени доктора психологических наук на тему «Развитие детской одаренности в условиях образования».
В 2016 году избран членом-корреспондентом Российской академии образования, в 2024 г. — действительным членом РАО.
В 1980-1983 гг. работал педагогом изостудии для детей младшего возраста.
В 1983-1985 гг. - учитель рисования в средней школе №97 г. Новосибирска.
В 1983-1994 гг. работал в Новосибирском государственном педагогическом институте: ассистент кафедры педагогики Новосибирского государственного педагогического института, стажировался на кафедре педагогики МГПИ им. В.И. Ленина (1983-1988), старший преподаватель НГПИ и руководитель лаборатории психологии детской одаренности при Молодежном объединении Новосибирского государственного университета (НГУ) (1988-1990), директор филиала НГПИ в г. Куйбышеве Новосибирской области (1990-1994).
В 1997-2008 гг. работал Московском педагогическом государственном университете: профессор кафедры педагогики начального обучения (1997-2002), профессор кафедры психологии развития (2002-2008).
С 2008 г. возглавляет Институт педагогики и психологии образования (ИППО) Московского городского педагогического университета.
Руководитель научной школы «Психология одаренности и творчества».
Область научных интересов:
- психология одаренности и творчества;
- диагностика и развитие интеллекта и креативности ребенка;
- психология исследовательского поведения, психология индоктринации;
- педагогическая психология, обучение одаренных и талантливых детей.
Автор программы и председатель жюри Всероссийского конкурса «Исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь», проводимого с 2005 года. Разработчик и руководитель экспериментальной программы «Одаренный ребенок в массовой школе», реализуемой в школах гг. Москвы, Екатеринбурга, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Арзамаса.
Читает курсы:
- «Педагогическая психология»,
- «Психология одаренности и творчества»,
- «Психодидактика»,
- «Развитие детской одаренности в начальном математическом образовании»
Основные публикации: более 340 работ, в том числе
- Теории содержания и научные основы технологий профессиональной подготовки педагогов раннего развития: учебно-методическое пособие. М., 2023 (в соавт.)
- Педагогика: раннее детство: комплексное методическое обеспечение учебной дисциплины. М., 2023 (в соавт.)
- Тренинг исследовательских способностей школьников. Самара, 2019; М., 2021, 2022 (в соавт.)
- Психология противодействия лжи и манипулированию. М., 2022.
- Концепция и методика психологического сопровождения когнитивного и психосоциального развития младших школьников в условиях дистанционного обучения. М., 2022 (в соавт.)
- Методические рекомендации по психологическому сопровождению познавательного и личностного развития младших школьников в условиях дистанционного обучения. М., 2021 (в соавт.)
- Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учебное пособие. М., 2016, 2020 (в соавт.)
- Психология воспитания: учебное пособие. М., 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
- Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами. М., 2020 (в соавт.)
- Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник. М., 2020 (в соавт.).
- Дошкольная педагогика: коллективное творчество детей: учебное пособие. М., 2016, 2018, 2020 (в соавт.).
- Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учебное пособие. М., 2019 (в соавт.).
- Психология детской одаренности: учебник. М., 2010, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
- Педагогика: исследовательский подход: учебник и практикум: В 2-х ч. М., 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
- Психология обучения: учебное пособие. М., 2017, 2018, 2019, 2020.
- Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие. М., 2017, 2019 (в соавт.).
- Развитие образного мышления дошкольника в процессе наглядного моделирования. СПб, 2019 (в соавт.).
- Программы подготовки специалиста по работе с временным детским коллективом (вожатого): учебно-методическое пособие. М., 2018 (в соавт.).
- Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати. Екатеринбург, 2017 (в соавт.).
- Перспективы исследования современных проблем педагогикик: коллективная монография. М., 2017.
- Мониторинг основных образовательных программ дошкольного образования. СПб, 2017 (в соавт.).
- Комплаексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». М., 2016 (в соавт.).
- Методика исследовательского и проектного обучения школьников. М., 2016.
- Организация исследовательского и проектного обучения в условиях преемственности ступеней общего образования. М., 2016 (в соавт.).
- Развитие личности дошкольника в условиях мегаполиса: мнография. М., 2016 (в соавт.).
- Национальная система независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической сфере деятельности: коллективная монография. М., 2015.
- Педагогическая практика в высшем образовании: традиции и новации. М., 2015 (в соавт.).
- Развитие эмоциаонального интеллекта и социальной компетентности у детей. М., 2015.
- Интернатура в системе подготовки будущих педагогов. М., 2015.
- Я — исследователь. Самара, 2014.
- Диагностика и развитие социального интеллекта ребенка. М., 2014 (в соавт.).
- Развитие творческого мышления старшего дошкольного возраста. М., 2013.
- Психодидактика. М.: Национальный книжный центр, 2012.
- Развитие детской одаренности. Интеллектуально-творческий потенциал личности на ранних этапах онтогенеза. М., 2011.
- Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2004, 2005, 2010.
- Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара, 2007, 2010.
- Педагогическая психология: учебник: В 2 т. М., 2009, 2010, 2013, 2014, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
- Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. Ярославль, 2008.
- Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара, 2004, 2007.
- Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006, 2013.
- Развитие детской одаренности в образовательной среде: монография. М., 2005.
- Путь к одарённости. Исследовательское поведение дошкольников. СПб, 2004.
- Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004, 2008.
- Одаренный ребенок дома и в школе: потенциал личности и программа развития. Екатеринбург, 2004.
- Одарённый ребёнок в массовой школе. М., 2001.
- Диагностика и развитие детской одарённости. М., 2001.
- Одарённые дети в детском саду и школе: учебное пособие. М., 2000, 2012.
- У колыбели гения: учебное пособие. М., 2000.
- Подготовка ребенка к школе. М., 1991; Томск, 1994.
Награды:
- Грамота Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
- победитель Международного конкурса педагогов в «Артеке» (2002)
- Татьяна Александровна Ермолаева, 25.09.2022