18+
Выходит с 1995 года
30 декабря 2024

Кто есть кто

Александр Ильич Савенков

Александр Ильич Савенков

Москва

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный работник высшей школы РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ.

Директор института педагогики и психологии образования, заведующий общеинститутской кафедрой психологии образования, профессор кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета.

Действительный член Академии педагогических и социальных наук. Руководитель секции «Психология» Центрального дома ученых РАН РФ.

Член Экспертного совета Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, член группы экспертов в области развития социальной инфраструктуры детства, индустрии детских товаров, безопасности информационной и детской продукции. Член Экспертного совета Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1983 г. окончил художественно-графический факультет Новосибирского государственного педагогического института, в 1988 г. - аспирантуру при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, в 1997 г. - докторантуру при Московском педагогическом государственном университете, в 2012 г. - магистратуру в Московском педагогическом государственном университете по специальности «Психология управления образованием».

В 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование общественной направленности у младших школьников в процессе внеклассной изобразительной деятельности», в 1997 г. - диссертацию на соискание степени доктора педагогических наук на тему «Педагогические основы развития продуктивного мышления одарённых детей», в 2002 г. - диссертацию на соискание степени доктора психологических наук на тему «Развитие детской одаренности в условиях образования».

В 2016 году избран членом-корреспондентом Российской академии образования, в 2024 г. — действительным членом РАО.

В 1980-1983 гг. работал педагогом изостудии для детей младшего возраста.

В 1983-1985 гг. - учитель рисования в средней школе №97 г. Новосибирска.

В 1983-1994 гг. работал в Новосибирском государственном педагогическом институте: ассистент кафедры педагогики Новосибирского государственного педагогического института, стажировался на кафедре педагогики МГПИ им. В.И. Ленина (1983-1988), старший преподаватель НГПИ и руководитель лаборатории психологии детской одаренности при Молодежном объединении Новосибирского государственного университета (НГУ) (1988-1990), директор филиала НГПИ в г. Куйбышеве Новосибирской области (1990-1994).

В 1997-2008 гг. работал Московском педагогическом государственном университете: профессор кафедры педагогики начального обучения (1997-2002), профессор кафедры психологии развития (2002-2008).

С 2008 г. возглавляет Институт педагогики и психологии образования (ИППО) Московского городского педагогического университета.

Руководитель научной школы «Психология одаренности и творчества».

Область научных интересов:

  • психология одаренности и творчества;
  • диагностика и развитие интеллекта и креативности ребенка;
  • психология исследовательского поведения, психология индоктринации;
  • педагогическая психология, обучение одаренных и талантливых детей.

Автор программы и председатель жюри Всероссийского конкурса «Исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь», проводимого с 2005 года. Разработчик и руководитель экспериментальной программы «Одаренный ребенок в массовой школе», реализуемой в школах гг. Москвы, Екатеринбурга, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Арзамаса.

Читает курсы:

  • «Педагогическая психология»,
  • «Психология одаренности и творчества»,
  • «Психодидактика»,
  • «Развитие детской одаренности в начальном математическом образовании»

Основные публикации: более 340 работ, в том числе

  • Теории содержания и научные основы технологий профессиональной подготовки педагогов раннего развития: учебно-методическое пособие. М., 2023 (в соавт.)
  • Педагогика: раннее детство: комплексное методическое обеспечение учебной дисциплины. М., 2023 (в соавт.)
  • Тренинг исследовательских способностей школьников. Самара, 2019; М., 2021, 2022 (в соавт.)
  • Психология противодействия лжи и манипулированию. М., 2022.
  • Концепция и методика психологического сопровождения когнитивного и психосоциального развития младших школьников в условиях дистанционного обучения. М., 2022 (в соавт.)
  • Методические рекомендации по психологическому сопровождению познавательного и личностного развития младших школьников в условиях дистанционного обучения. М., 2021 (в соавт.)
  • Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учебное пособие. М., 2016, 2020 (в соавт.)
  • Психология воспитания: учебное пособие. М., 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами. М., 2020 (в соавт.)
  • Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник. М., 2020 (в соавт.).
  • Дошкольная педагогика: коллективное творчество детей: учебное пособие. М., 2016, 2018, 2020 (в соавт.).
  • Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учебное пособие. М., 2019 (в соавт.).
  • Психология детской одаренности: учебник. М., 2010, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Педагогика: исследовательский подход: учебник и практикум: В 2-х ч. М., 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Психология обучения: учебное пособие. М., 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие. М., 2017, 2019 (в соавт.).
  • Развитие образного мышления дошкольника в процессе наглядного моделирования. СПб, 2019 (в соавт.).
  • Программы подготовки специалиста по работе с временным детским коллективом (вожатого): учебно-методическое пособие. М., 2018 (в соавт.).
  • Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати. Екатеринбург, 2017 (в соавт.).
  • Перспективы исследования современных проблем педагогикик: коллективная монография. М., 2017.
  • Мониторинг основных образовательных программ дошкольного образования. СПб, 2017 (в соавт.).
  • Комплаексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». М., 2016 (в соавт.).
  • Методика исследовательского и проектного обучения школьников. М., 2016.
  • Организация исследовательского и проектного обучения в условиях преемственности ступеней общего образования. М., 2016 (в соавт.).
  • Развитие личности дошкольника в условиях мегаполиса: мнография. М., 2016 (в соавт.).
  • Национальная система независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической сфере деятельности: коллективная монография. М., 2015.
  • Педагогическая практика в высшем образовании: традиции и новации. М., 2015 (в соавт.).
  • Развитие эмоциаонального интеллекта и социальной компетентности у детей. М., 2015.
  • Интернатура в системе подготовки будущих педагогов. М., 2015.
  • Я — исследователь. Самара, 2014.
  • Диагностика и развитие социального интеллекта ребенка. М., 2014 (в соавт.).
  • Развитие творческого мышления старшего дошкольного возраста. М., 2013.
  • Психодидактика. М.: Национальный книжный центр, 2012.
  • Развитие детской одаренности. Интеллектуально-творческий потенциал личности на ранних этапах онтогенеза. М., 2011.
  • Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2004, 2005, 2010.
  • Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара, 2007, 2010.
  • Педагогическая психология: учебник: В 2 т. М., 2009, 2010, 2013, 2014, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. Ярославль, 2008.
  • Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара, 2004, 2007.
  • Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006, 2013.
  • Развитие детской одаренности в образовательной среде: монография. М., 2005.
  • Путь к одарённости. Исследовательское поведение дошкольников. СПб, 2004.
  • Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004, 2008.
  • Одаренный ребенок дома и в школе: потенциал личности и программа развития. Екатеринбург, 2004.
  • Одарённый ребёнок в массовой школе. М., 2001.
  • Диагностика и развитие детской одарённости. М., 2001.
  • Одарённые дети в детском саду и школе: учебное пособие. М., 2000, 2012.
  • У колыбели гения: учебное пособие. М., 2000.
  • Подготовка ребенка к школе. М., 1991; Томск, 1994.

Награды:

  • Грамота Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
  • победитель Международного конкурса педагогов в «Артеке» (2002)
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»