16+
Выходит с 1995 года
8 ноября 2024

Кто есть кто

Елена Леонидовна Солдатова

Елена Леонидовна Солдатова

Санкт-Петербург, Челябинск

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования. Сертифицированный специалист в области психотерапии, консультирования и ведения групп, в психодиагностическом тестировании в сфере профдиагностики.

И.о. заведующего кафедрой инженерной психологии и эргономики, руководитель основной образовательной программы специалитета «Психология служебной деятельности» факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Член президиума ФУМО по психологии по классическому университетскому образованию. Член ФУМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки. Аккредитованный эксперт Рособрнадзора (аккредитация образовательных программ высшего образования по программам психологии).

Действительный член Комитета по геронтопсихологии, член-корреспондент Комитета по психологии образования Европейской федерации психологических ассоциаций.

Член редколлегии журналов «Образование и наука», «Вестник ЮУрГУ. Психология».

окончила Челябинский государственный педагогический институт.

В 1996 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Креативность в структуре личности», в 2007 г. - докторскую диссертациюна тему «Нормативные кризисы развития личности взрослого человека».

С 2003 г. – сертифицированный специалист в области психотерапии, консультирования и ведения групп (The Concord Institute, Massachusetts, United States и Институт психотерапии и консультирования «Гармония», СПб), с 2012 г. – сертифицированный специалист в психодиагностическом тестировании в сфере профессиональной диагностики (профессиональный реестр Британского психологического общества), с 2017 г. – сертифицированный специалист в области организационной психологии и психологии образования (профессиональный реестр Европейской федерации психологических ассоциаций – EFPA).

В 1990-1996 г. преподавала в Челябинском государственном институте физической культуры и спорта.

В 1996-2019 гг. работала в Южно-Уральском государственном университете, одна из основателей факультета психологии. В 1996-1999 гг. - доцент кафедры общей психологии, зам. декана, с 1999 г. - заведующая кафедрой психологии развития и возрастной психологии (с момента ее основания), с 2013 г. - декан факультета психологии. Руководитель магистерских программ «Психология развития и возрастное консультирование», «Психология и психодиагностика в образовании».

Руководитель Челябинского регионального отделения Российского психологического общества, член Президиума РПО (до 2022 г.). Председатель Челябинского регионального отделения Федерации психологов образования России. Председатель экспертного совета по психологии Министерства образования и науки Челябинской области. Заместитель председателя Общественной Палаты г. Челябинска.

Основатель олимпиадного психологического движения среди школьников Челябинской области. Инициатор проектов, направленных на пропаганду психологических знаний среди населения.

С 2019 г. работает на факультете психологии СПбГУ.

Область научных интересов:

  • психология личности
  • психология кризисов
  • психология служебной деятельности
  • психология развития
  • психогенетика когнитивного развития
  • развитие и диагностика креативности
  • консультирование и психологическое сопровождение семьи

Специалист в области индивидуального и семейного консультирования, ведения групп, психологического сопровождения личности в кризисах.

Совтор «Проективной методики диагностики дивергентного мышления» (ПМДДМ).

Участие в научно-исследовательских проектах:

  • научно-исследовательская работа по заданию Минобразования РФ «Исследование места креативности в структуре личности» (1999-2001)
  • грант РОСобразования, программа «Развитие научного потенциала высшей школы», №10525 «Разработка научно-методических основ содержания деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (1-5 видов)» (2005)
  • грант РГНФ «Психологическое сопровождение молодых людей в период нормативного кризиса перехода к взрослости» (2006-2007)
  • проект «Обеспечение мониторинга службы практической психологии и оказания психологических услуг в образовании» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008)
  • Международный исследовательский проект «Стандартизация и психометрия проективной психодиагностической методики «FTT» К. Колакоглоу на российской выборке в 6 регионах РФ (2014-2015)
  • Международный проект по психогенетике когнитивного развития (организации-партнеры: INRiCHD, School of Psychology of Universit? Laval, Qu?bec, Canada; Goldsmits University London, Great Britain; Russian-British Lab of Behavioural Genetics Psychological Institute of RAE, Moscow; University of Sussex, Sussex, United Kingdom; Bejing Normal University) (2015-2016)
  • грант РФФИ «Нейрофизиологические механизмы индивидуальных различий интеллекта» (2018-2019)
  • грант РФФИ «Молекулярно-генетические основы механизма функционирования пространственных способностей как предикторы академической успешности в STEM (science, technology, engineering, mathematics)» (2019-2020)

Читает курсы:

  • Психология развития
  • Онтогенетические концепции развития личности
  • Психологическое сопровождение развития личности в семье и семейное консультирование
  • Акмеология и кризисы зрелого возраста
  • Супервизия и сопровождение профессионального развития психолога

Основные публикации:

  • Psychogenetics of human spatial abilities / Takhirova Z.R., Kazantseva A.V., Enikeeva R.F., Vartanyan G.A., Soldatova E.L., Zavyalova I.Yu., Malykh A.S., Davydova Yu.D., Valiev R.R., Nurgalieva A.Kh., Khameta Ya.A., Khusnutdinova E.K., Malykh S.B. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2021. Т. 18. №2. С. 67
  • Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классных руководителей, работающих с одаренными детьми / Маркина Н.В., Солдатова Е.Л., Качуро И.Л., Гаврилюк А. // Образование и наука. 2021. Т. 23. №1. С. 102-135
  • Психогенетика пространственных способностей человека / Тахирова З.Р., Казанцева А.В.,
    Еникеева Р.Ф., Вартанян Г.А., Солдатова Е.Л., Завьялова И.Ю., Малых А.С., Давыдова Ю.Д., Валиев Р.Р., Нургалиева А.Х., Хамета Я.А., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б. // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. №2. С. 67-93
  • Сравнительный анализ жизнестойкости представителей разных поколений современной России / Сиврикова Н.В., Постникова М.И., Солдатова Е.Л., Пташко Т.Г., Черникова Е.Г., Шевченко А.А. // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16. №1. С. 144-165
  • Пространственные способности: структура и этиология / Аристова И.Л., Есипенко Е.А., Шарафиева К.Р., Масленникова Е.П., Чипеева Н.А., Фекличева И.В., Солдатова Е.Л., Фенин А.Ю., Исматуллина В.И., Малых С.Б., Ковас Ю.В. // Вопросы психологии. 2018. №1. С. 118-126
  • Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы / Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. // Образование и наука. 2018. Т. 20. №5. С. 105-124
  • Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Учебное пособие / Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004; М.: Юрайт, 2018
  • Comparing spatial ability of male and female students completing humanities vs. Technical degrees / Elena A. Esipenko , Ekaterina V. Maslennikova , Anna V. Budakova , Kseniya R. Sharafeva , Viсtoria I. Ismatullina , Inna V. Feklicheva , Nadezhda A. Chipeeva , Elena L. Soldatova , Zhanna E. Borodaeva , Kaili Rimfeld , Nikolas G. Shakeshaf , Margherita Malanchini , Sergey B. Malyk // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Volume 11, Issue 4. P. 40-52
  • The factorial structure of spatial abilities in russian and chinese students / Likhanov M.V., Ismatullina V.I., Fenin A.Y., Wei W., Rimfeld K., Maslennikova E.P., Esipenko E.A., Sharafieva K.R., Feklicheva I.V., Chipeeva N.A., Budakova A.V., Soldatova E.L., Zhou X., Kovas Yu.V. // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Т. 11. № 4. С. 96-114
  • Психологическое содержание и особенности возникновения профессиональных деструкций личности / Солдатова Е.Л., Шевченко А.А. 2017
  • Взаимосвязь между отношением к будущему ребенку и отношениями между родителями в семьях со спонтанной и индуцированной беременностью / Фекличева И.В., Чипеева Н.А., Воронина И.Д., Солдатова Е.Л., Масленникова Е.П., Шабаловская М.В., Агаркова Л.А., Малых С.Б., Ковас Ю.В. // Акушерство и гинекология. 2017. №10. С. 78-83
  • Психофизиологические закономерности адаптации подростков с дисфункцией опорно-двигательного аппарата (профессионально-образовательный аспект) / Белоусова Н.А., Мальцев В.П., Матушак А.Ф., Солдатова Е.Л., Горелова Г.Г. // Человек. Спорт. Медицина. 2017. Т. 17. №S. С. 43-54
  • Ранняя среда и развитие: эпигенетические механизмы / Ковас Ю.В., Генри Дж., Фекличева И.В., Солдатова Е.Л., Малых С.Б. // Геномика поведения: детское развитие и образование. Томск: ИД ТГУ, 2016
  • Психология служебной деятельности. Учебное пособие / Караяни А.Г., Солдатова Е.Л. Балыков П.Н., Дьячкова Ю.Е., Молочкова И.В., Цветков В.Л. Челябинск: ЮУрГУ, 2014
  • Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости / Солдатова Е.Л. Челябинск: ЮУрГУ, 2007
  • Эго-идентичность в нормативных кризисах развития / Солдатова Е.Л. // Вопросы психологии. 2006. №5. С. 74-84
  • Динамика эго-идентичности и представлений о будущем в нормативных кризисах взрослости / Солдатова Е.Л. // Психологическая наука и образование. 2006. №2. С. 16-30
  • Психология нормативных кризисов взрослости / Солдатова Е.Л. 2005

Награды:

  • Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования» (2009)
  • грамота Министерства образования и науки РФ
  • грамоты Губернатора Челябинской области
  • грамоты Законодательного собрания Челябинской области

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»