18+
Выходит с 1995 года
30 декабря 2024

Кто есть кто

Александр Леонидович Венгер

Александр Леонидович Венгер

Дубна

Доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник.

Профессор кафедры психологии им. В.П. Зинченко факультета социальных и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна». Профессор кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Профессор Института практической психологии и психоанализа. Преподаватель Института современных психологических технологий «Парацельс». Научный руководитель, ведущий научный сотрудник лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения НИИ педиатрии Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ.

Член редакционной коллегии журнала «Культурно-историческая психология».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2019-2028).

В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1974 г. - годичный курс по проведению и интерпретации ТАТ, в 1990 г. - годичный курс по диагностическим и психокоррекционным методам в Международном центре по развитию учебного потенциала (Иерусалим, Израиль), в 1992 г. - курсы по психокоррекции и динамическим методам диагностики Института Адасса-ВИЦО-Канада (Иерусалим, Израиль), в 1999 г. - курс по психотерапии в Российской медицинской академии последипломного образования, в 2003 г. - курсы повышения квалификации по психиатрии и психотерапии РМАПО. Стажировался под руководством ведущего клинического психолога Израиля, лауреата национальной премии профессора Р. Фуерштайна.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование операций и организаций действия у детей дошкольного возраста», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка».

Более 40 лет ведет практическую работу в области психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, совмещая ее с научной и преподавательской деятельностью, проводит обучающие занятия, семинары и тренинги, занимается супервизией.

В 1990-1998 гг. - старший исследователь Международного центра по развитию учебного потенциала (г. Иерусалим, Израиль).

Область научных интересов:

  • изучение индивидуальных вариантов психического развития
  • разработка методов психодиагностики
  • проблемы общей и специальной одаренности

Направления практической деятельности:

  • психолого-педагогическое консультирование
  • психотерапия стрессовых и кризисных состояний

Участвовал в проектах:

  • психологическая реабилитация жертв землетрясения в г. Спитак (1988-1989).
  • психологическая помощь детям и подросткам, находящимся в стрессовом состоянии в связи с ракетными обстрелами Израиля Ираком (Иерусалим, Тель-Авив, Рамат-Ган; Израиль) (1992)
  • психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших в результате террористических актов (Израиль) (1990–1998)
  • психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате теракта в московском театре «Норд-Ост» (2002)
  • психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате катастрофы в московском аквапарке «Трансвааль» (2004)
  • психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате теракта в школе №1 г. Беслан (2004)

Преподавал на кафедре детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования. Руководил сектором экстренной психологической помощи детям и подросткам Московского городского психолого-педагогического университета.

Читает курсы:

  • Психотерапия стрессовых и постстрессовых состояний у детей и подростков
  • Клиническая психология
  • Коррекция детско-родительских отношений
    Психологическая коррекция кризисных и стрессовых состояний
  • Психологическое консультирование детей и родителей
  • Психотерапия: теория и практика

Основные публикации: более 160 работ, в том числе

  • Венгер А.Л. и др. Деятельностный подход в образовании: коллективная монография. Кн. 3. – М.: Author's club, 2020. – 229 с.
  • Программа повышения квалификации «Психология общения медицинского работника в педиатрии» : образовательная программа / под ред. А.Л. Венгера, С.Б. Лазуренко. – М.: НМИЦ здоровья детей, 2019. – 42 с.
  • Венгер А.Л. и др. Психологические аспекты оказания первой помощи: методическое пособие для специалистов психолого-педагогического профиля и родителей. – М.: НМИЦ здоровья детей, 2018. – 27 с.
  • Венгер А.Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития // Культурно-историческая психология. 2014. №1. С. 20-25
  • Венгер А.Л. Психологические типы детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2014. №3. С. 37-45
  • Venger A., Morozova E. Cultural-historical psychotherapy. // The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology / ed. by A. Yasnitsky, R. van der Veer, M. Ferrari. – Cambridge University Press, 2014. – Pp. 403-422
  • Ранние этапы онтогенеза психики // У истоков развития. Сборник научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Котляр. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – С. 33-49
  • Венгер А.Л., Гребенюкова А.С. Коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников // Психологический журнал Международного университета природы общества и человека «Дубна». 2013. №4. С. 1-11
  • Венгер А.Л., Морозова Е.И. Культурно-историческая психотерапия // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, № 3, c. 1-19
  • Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологическая помощь детям и подросткам. – М.: ВНИИгеосистем, 2011; Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2016.
  • Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Дрофа, 2010. – 397 с.
  • Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. – М.: ОИРО, 2010; М.: Авторский клуб, 2015. – 432 с.
  • Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам после бесланской трагедии. – Владимир: Транзит-ИКС, 2009. – 150 с.
  • Венгер А.Л., Морозова Е.И., Дозорцева Е.Г. Теоретические основания экстренной психологической помощи детям и подросткам. Учебное пособие. 2007.
  • Венгер А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Консультативная психология и психотерапия. 2006. №1.
  • Венгер А.Л. Групповой тренинг с одаренными подростками // Консультативная психология и психотерапия. 2006. № 2.
  • Венгер А.Л. Психотерапия: западная теория и российская практика // Консультативная психология и психотерапия. 2004. №1. С. 5-17
  • Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-пресс, 2002, 2007.
  • Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 157 с.
  • Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство (в двух частях). - М.: Генезис, 2001.
  • Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000.

Награды:

  • Наградной крест «Защитнику отечества» II степени за работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф
  • Памятная медаль МАРО «За особые заслуги в развивающем обучении»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Нина Аркадьевна Низовских

    Уважаемый Александр Леонидович, с днём рождения! Здоровья, благополучия, новых творческих достижений! Всего самого светлого и желанного! С чувством глубокой признательности, Ваша ученица

  • Виктор Ефимович Каган

    Александр Леонидович, с днём рождения! Пусть их будет как можно больше и между ними Добро и Удача не оставляли Вас.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»