
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. Почетный работник высшего профессионального образования.
Заведующая лабораторией модернизации психологической службы системы образования, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.
Председатель Московского регионального отделения Федерации психологов образования России.
Научные интересы:
- психологическое сопровождение образовательного процесса,
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса общего и высшего образования,
- психолого-педагогическая экспертиза в сфере образования.
Сфера деятельности: ответственный исполнитель научно-исследовательских работ по направлениям:
- апробация стандарта профессиональной деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению основных образовательных программ
- разработка инструментария профессиональной деятельности специалистов Службы практической психологии
- единый информационный портал Службы практической психологии
- разработка компетентностной модели специалиста Службы практической психологии
- разработка программ психологического сопровождения ДОУ в соответствии с ФГТ
- разработка примерных программ социально-психологического сопровождения социальных рисков подросткового возраста
- создание стандарта психологических услуг в ППМС-центрах
- разработка и апробация диагностического инструментария для оценки личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС
- городской круглый стол «Инновационный потенциал развития Службы практической психологии
- преподаватель курса «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»
- руководитель диссертационных и магистерских исследований
- участник ВНИК факультета психологии образования «Выявление и отбор мотивированных учащихся»
- организатор конкурса профессионального мастерства в МГППУ «Педагог года» в номинациях «Педагогический дебют», «Молодой преподаватель ВУЗа».
- эксперт городских профессиональных конкурсов «Педагог года», номинация «Психолог года»; «Грант Мэра в области образования»
Основные публикации:
- Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Баранова Е.М. Опыт Федерации психологов образования России по формированию и развитию готовности к волонтерской деятельности студентов и специалистов системы образования // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 56–70.
- Умняшова И.Б. Нормативные основания профилактики различных видов девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования // Психология и право. 2022. Том 12. № 1. С. 133–146.
- Умняшова И.Б. Условия развития рефлексивных способностей как ресурс развития самоопределения студентов психолого-педагогических специальностей // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 120–129.
- Умняшова И.Б. Молодежный просветительский проект «Студент+»: итоги реализации // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 104–114.
- Милёхин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Психолого-педагогические условия первичной профилактики наркомании в студенческой среде // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 111–125.
- Умняшова И.Б. Нормативные основания и условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 78–96.
- Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 94–105.
- Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 37–41.
- Милёхин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативно-правовые и этические основания первичной профилактики наркомании в системе образования // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 103–119.
-
Умняшова И.Б. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: содержательные аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 96–102.
-
Умняшова И.Б., Егоров И.А. Направления и формы развития правовой культуры педагогических работников // Психология и право. 2019. Том 9. № 1. С. 144–154.
-
Новикова Г.В., Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическая помощь родителям «несамостоятельных» подростков // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 74–79.
- Умняшова И.Б. Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации одаренных школьников // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 32–43.
- Конончук О.Ю., Умняшова И.Б. Профессиональная этика педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 59–63.
- Умняшова И.Б. Организация психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего преемственность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 50–54.
- Умняшова И.Б. К вопросу о профессиональной этике специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в сфере образования // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 25–29.
- Умняшова И.Б., Новикова Г.В. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 14–18.
- Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 5–18.
- Егоров И.А., Умняшова И.Б. Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 16–22.
- Умняшова И.Б. Вопросы профессиональной этики педагога-психолога в процессе психологического консультирования педагогических работников // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 9–13.
- Умняшова И.Б. Психологическое сопровождение в системе образования: актуальные вопросы организации и содержания // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 3–7.
- Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 75–83.
- Умняшова И.Б., Новикова Г.В., Гильяно А.С., Мурафа С.В., Запорожская Д.Е. Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психологов образования // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 4. С. 23–31.
- Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 2. С. 19–26.
- Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 162–177.
- Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 11–17.
- Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическое консультирование подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 3–10.
- Умняшова И.Б., Сашенкова Н.С. Саморазвивающая среда в школе: алгоритм создания // Директор школы. 2012. № 5. С. 29–33.
- Умняшова И.Б., Сашенкова Н.С., Засухина В.Р. Школьная система адаптации молодых учителей // Директор школы. 2012. № 9. С. 38–48.
- Умняшова И.Б. Создание многопрофильной психологической службы в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 62–69.
- Умняшова И.Б. Особенности работы психолога с администрацией образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 2. С. 59–67.
- Умняшова И.Б. Работа психолога с педагогами // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. №3. С. 66–71.
- Умняшова И.Б. Особенности работы школьного психолога с родителями // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 5. С. 81–87.
- Умняшова И.Б. Многопрофильная психологическая служба ОУ // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 10. С. 21–39.
- Умняшова И.Б. Роль многопрофильной психологической службы в профилактике ксенофобий, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде // Профилактика ксенофобий, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде. Сборник научных тезисов. М.: МГППУ, 2009. С. 38–44.
- Умняшова И.Б. Психологическая сущность отметки в современном образовании [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 61–66.
Награды:
- Победитель профессионального конкурса «Психолог года города Москвы – 2002»