Кто есть кто
Натан Семенович Лейтес
Доктор психологических наук, профессор.
Главный научный сотрудник Психологического института РАО.
Почетный член Общества психологов России.
В 1945 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР (сейчас Психологический институт РАО).
В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Склонность к труду как фактор одаренности», в 1970 г. - докторскую диссертацию на тему «Возрастные и типологические предпосылки развития способностей».
В 1965-1970 гг. работал в лаборатории психофизиологии Института психологии АПН СССР под руководством В.Д. Небылицына, в 1973-1978 гг. возглавлял группу по изучению склонностей и способностей.
В 1978 г. вышел на пенсию из-за несогласия с научной линией руководства института, но продолжал свои исследования и публиковался в научных журналах, готовил монографии.
С 1986 г. работал в ПИ РАО по программе «Одаренные дети» и консультантом Центра творческой одаренности г. Дубна.
В 1993-2005 гг. - главный научный сотрудник лаборатории теории и истории психологии ПИ РАО, сотрудничал с научно-исследовательской группой «Психология общения и реабилитации личности», принимал участие в исследованиях типологии заикающихся, проходящих курс семейной групповой логопсихотерапии и библиотерапии.
Область профессиональных интересов:
- библиотерапия, библиопсихология
- одаренность, способности
- возрастное развитие
- интеллект
- обучение
- дифференциальная психология
Советский и российский психолог, психофизиолог, специалист в области возрастной, дифференциальной и педагогической психологии. Ученик Б.М. Теплова.
Н.С. Лейтес был практически единственным, кто начал разрабатывать в нашей стране оригинальное направление исследований соотношения возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков как условия, необходимого для понимания отдельных случаев становления одарённых детей. Он тщательно изучил особенности детей трёх возрастных групп: 8-9 лет (2 классы), 12-13 лет (6 классы) и 15-16 лет (9 классы), введя понятие «возрастная одарённость», с помощью которого описывал обнаруженную им зависимость между становлением способностей ребенка и специфическими возможностями детства, ходом возрастного созревания. Н.С. Лейтес обнаружил, что возрастные различия могут перекрывать и половые, и индивидуальные, поэтому их надо исследовать и учитывать при работе с каждым конкретным учеником. Его исследования были направлены на изучение внутренних закономерностей психического развития. На большом фактическом материале он рассмотрел проблему детской сензитивности и показал, что каждый возрастной период связан не только с приобретением новых возможностей развития, но и с потерями. Он выделил разные виды внутренних предпосылок одаренности: преходящие, которые исчезают при переходе на следующий возрастной этап, и те, которые становятся устойчивыми индивидуальными особенностями человека. Исследуя проблему одаренности, он исходил из того, что не следует переоценивать формализованный, по существу «измерительный» подход к одаренности, и считал необходимым качественный анализ этого феномена. Разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одаренных детей.
В результате многомесячных, а иногда и многолетних наблюдений Лейтес создал интереснейшую «галерею» психологических портретов отдельных учеников: детей, подростков, юношей, эта работа навсегда останется образцом того, как следует применять метод наблюдения в психологических исследованиях.
Другое направление исследований Н.С. Лейтеса связано с изучением психологических характеристик темперамента и является существенным вкладом в развитие дифференциальной психологии («Опыт психологической характеристики темперамента», 1956), так же как изучение феномена «последействия» на основе разработанной им оригинальной методики «двигательного последействия». Большое значение как для диагностики одаренности, так и для анализа ее структуры имели его исследования, посвященные роли умственной активности в .структуре развивающегося интеллекта («К вопросу о динамической стороне психической активности», 1977) и особенностей развития одаренности в детстве («К проблеме сензитивных периодов психического развития человека», 1978; «Ранние проявления одаренности», 1988).
Большой интерес и особую актуальность сегодня представляет проведенное Натаном Семёновичем исследование проблемы нравственной одаренности (1997). Он показал, что нравственность человека - не просто результат усвоения норм и принципов, что к ней существуют внутренние предпосылки, и что нравственная потребность может играть ключевую роль в умственном развитии взрослеющего человека.
Основные публикации: более 100 работ, в том числе
- Способности, труд, талант / Н.С. Лейтес. - М.: Знание, 1961. - 32 с.
- Возрастная одаренность школьников: учебное пособие / Н.С. Лейтес. - М. : Academia, 2000. - 318 с.
- Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. - М.: Знание, 1984. - 79 с.
- Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н.С. Лейтес. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 478 с.
- Библиопсихология и библиотерапия / ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. - 479 с.
- Умственные способности и возраст / Н С. Лейтес. - М.: Педагогика, 1971. - 277 с.
- Об изменениях в курсе психологии педагогических и учительских институтов: Метод. письмо / Е.Н. Соколов, Н.С. Лейтес. - М., 1951. - 27 с.
- Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 407 с.
- Об умственной одаренности: психологические характеристики некоторых типов школьников / Н.С. Лейтес. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 215 с.
- Вопросы школьного курса психологии в свете учения И.П. Павлова / Н.С. Лейтес. - М.: Учпедгиз, 1951. - 60 с.
Готовил к печати и редактировал двухтомник избранных трудов Б.М. Теплова.
Труды Н.С. Лейтеса переводились в ГДР, Венгрии, Румынии и США.
Награды:
- лауреат премии Правительства Российской Федерации (1998)
- первая премия Академии педагогических наук СССР за книгу «Умственные способности и возраст»
- Золотой знак «Пси» (2008)
- медаль им. Г.И. Челпанова I степени (2013)
- «Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания)», коллективный практико-ориентированный исследовательский проект (в номинации «Проект года в психологической практике», 2006 г.), лауреат
- «Рабочая концепция одаренности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2003 г.), номинант