Кто есть кто
Марина Александровна Холодная
Доктор психологических наук, профессор.
Главный научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН.
Член редсовета «Психологического журнала» РАН.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2014-2028).
В 1971 году закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.
В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления», в 1990 г. - докторскую диссертацию на тему «Структурная организация индивидуального интеллекта».
С 1971 по 1981 гг. работала на кафедре психологии и педагогики Томского государственного университета. Начиная с 1981 г. работала вначале доцентом, а затем профессором кафедры психодиагностики и медицинской психологии Киевского государственного университета. С 1994 г. работала ведущим научным сотрудником лаборатории психологии способностей Института психологии РАН и с 2001 по 2017 гг. заведовала лабораторией психологии способностей им. В. Н. Дружинина.
Область научных интересов: психология познания, в том числе интеллект, когнитивные стили, понятийное мышление, концептуальные способности, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное воспитание учащихся в процессе обучения, психодиагностика интеллектуальных способностей.
Научный соруководитель образовательного проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ), в рамках которого (совместно с Э.Г. Гельфман) разработано новое поколение школьных учебников по математике для 5-9-х классов общеобразовательной школы, ориентированных на интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального опыта.
Автор более 150 научных публикаций, в том числе
- Вопросы педагогики и психологии высшей школы: сборник статей (ред., 1980)
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления (1983)
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта: учебное пособие (1990)
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования (1997, 2002)
- Рабочая концепция одаренности (в соавт.) (2003)
- Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. (2002, 2004)
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника: Интеллектуальное воспитание учащихся (2006, 2008)
- Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера, 21-22 октября 2008 года (отв. соред., 2008)
- Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям (2012)
- Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся (2016)
- Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы третьего международного симпозиума, 20-21 октября 2016 г. (отв. соред., 2016)
- Холодная М.А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 3-е изд. (2018)
- Холодная М.А., Сиповская Я.И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика (2023)
Соавтор (с Э.Г. Гельман, М.В. Кузнецовой) программ для основной школы по математике (5-6 классы) и алгебре (7-9 классы).
Награды:
- лауреат конкурса в сфере образования и науки Российской Федерации (1997);
- премия Президента Российской Федерации в области образования (1999);
- премия целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России» (2002).
- «Рабочая концепция одаренности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2003 г.), номинант