18+
Выходит с 1995 года
19 декабря 2024

Кто есть кто

Наталья Александровна Менчинская

Наталья Александровна Менчинская

15.01.1905 - 06.07.1984

Доктор педагогических наук, профессор. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.

Окончила Крымский педагогический институт и аспирантуру Института народной педагогики (на базе Второго МГУ). Ученица Л.С. Выготского.

Защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников, в 1952 г. — докторскую диссертацию «Психология обучения арифметике» (была издана отдельным учебником в 1955 году).

С 1930 г. преподавала в Уральском индустриально-педагогическом институте.

С 1932 г. работала в Психологическом институте Психологического института (НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР), в 1937-1981 гг. заведовала лабораторией психологии учения и умственного развития школьника. В 1955-1965 гг. - ученый секретарь и заместитель директора института по научной работе.

В 1955 г. была избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР (с 1968 г. АПН СССР).

В течение многих лет руководила Московским обществом психологов.

Была постоянным представителем СССР в группе ЮНЕСКО в Гамбурге.

Сфера научных интересов: педагогическая психология, психология обучения математике в начальной школе. Специалист по проблемам психологии обучения, создатель научной школы по психологии обучения. Развивала представления о взаимосвязи психического развития школьников и их обучения. Стояла у истоков разработки проблем развивающего обучения. Занималась вопросами неуспеваемости школьников, в том числе причин трудностей в обучении и путей и способов повышения усвоения знаний.

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • «Психология обучения арифметике» (1955);
  • «Психология усвоения знаний в школе» (в соавторстве с Д.Н. Богоявленским, 1959);
  • «Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах» (в соавторстве с М.И. Моро, 1965);
  • «Вопросы умственного развития ребёнка» (1970);
  • «Психологические проблемы активности личности в обучении» (1971);
  • «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» (1971).

Лауреат нескольких премий АПН.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»