Кто есть кто
Бронислав Александрович Вяткин
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки РФ.
Профессор кафедры теоретической и прикладной психологии факультета психологии, главный научный сотрудник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Член-корреспондент РАЕ. Председатель Пермского регионального отделения Российского психологического общества.
Главный редактор журнала «Вестник ПГПУ (серия 1 — Психология)».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2018).
С 1961 по 1964 года учился в аспирантуре по специальности «Психология» под руководством В.С. Мерлина. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Типологические различия во влиянии подвижных игр на некоторые качественные особенности двигательной деятельности старших школьников», а в 1967 году получил звание доцента.
До 1978 года работал в Пермском государственном педагогическом институте старшим преподавателем кафедры психологии, затем заведующим кафедры теоретических основ воспитания.
С 1978 по 1985 года работал в Пермском государственном институте искусств и культуры, где был инициатором создания, а позже и заведующим кафедрой психологии и педагогики, а также лаборатории экспериментальной психологии.
В 1981 году защитил докторскую диссертацию на тему «Влияние психического напряжения на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности» и в 1983 году получил звание профессора.
В 1985 году вернулся в Пермский государственный педагогический университет, где получил должность заведующего кафедрой психологии, возглавлял ее до 1995 года.
В 1993 году на базе ПермГПУ открыл и возглавил отделение психологии, которое затем преобразовал в факультет психологии (1994), а затем в Институт психологии (2003), возглавлял Институт психологии до 2017 года.
Как ученый Б.А. Вяткин начинал свой путь с экспериментального исследования влияния игровых мотивов на психическое напряжение старших школьников в связи со свойствами их нервной системы. Эта работа легла в основу его кандидатской диссертации (1965). В дальнейшем тема психического напряжения переросла в проблему психического стресса, которая стала основой его докторской диссертации (1981).
Весь научный путь Б.А. Вяткина связан Пермской школой психологов, с разработкой и развитием теории интегральной индивидуальности, индивидуальных стилей деятельности и активности. Блестящий экспериментатор и тонкий теоретик, он разрабатывает эти проблемы применительно к различным вида деятельности и профессий: педагогической, спортивной, художественной, досуговой и др.
Является одним из основателей отечественной дифференциальной спортивной психологии. Его теоретико-экспериментальные исследования в области психического стресса в спорте получили всеобщее признание.
С возвращением в 1985 г. на кафедру психологии Пермского пединститута внимание Б.А. Вяткина сосредоточивается на сохранении и дальнейшем развитии теоретического наследия его учителя В.С.Мерлина. С 1986 ежегодно стали проводиться Мерлинские чтения. Под научной редакцией Б.А. Вяткина переизданы три работы В.С. Мерлина в форме учебных пособий к спецкурсу «Основы психологии личности».
Б.А. Вяткин обозначил принципиальный путь дальнейшего развития этой теории, совершив переход от системного к полисистемному подходу в исследованиях индивидуальности. В его работах получили дальнейшее развитие представления об индивидуальных стилях, связанные им не только с категориями деятельности, но и активности. Оригинальная концепция индивидуальных стилей активности получила свое подтверждение в цикле экспериментальных исследований, выполненных под его руководством на материале различных видов человеческой деятельности настоящее время коллектив, возглавляемый Б.А.Вяткиным, работает над реализацией программы «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в системе непрерывного образования».
Б.А. Вяткин является крупнейшим организатором психологической науки на Урале. Он возглавлял Уральское отделение общества психологов СССР, сейчас он руководит Уральской ассоциацией профессиональных психологов. В регионе с его участием регулярно проводятся научные конференции.
В разные годы Б.А. Вяткин являлся членом комиссии по психологии Министерства образования РСФСР, членом научно-методического совета Госкомитета образования СССР по психолого-педагогической подготовке, членом Президиума Центрального совета Общества психологов СССР.
Б.А. Вяткин уделяет много внимания и времени внедрению результатов теоретических и экспериментальных исследований в практику. Необходимые умения и навыки он приобрел в годы работы психологом в спортивных командах сборной СССР по гребле на байдарках и каноэ, сборной России и Пермской области по лыжному двоеборью. В настоящее время он постоянно сотрудничает с органами образования Пермской области в деле повышения психологической компетентности учителей. Во многих школах стали работать практические психологи — выпускники спецфакультета; в ряде районов и городов открыты и функционируют центры психологической помощи и профориентации; проводится работа с одаренными детьми.
Неоднократно выступал с докладами на международных научных форумах в США, Германии, Чехословакии, Болгарии, на всесоюзных, российских, региональных съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях психологов.
По инициативе и под руководством Б.А.Вяткина в Перми проведены всесоюзные симпозиумы «Психический стресс в спорте» (1973, 1975, 1977 гг.), всесоюзные конференции «Индивидуальность человека: условия проявления и развития» (Пермь, 1988 г.), «Системное исследование индивидуальности» (Пермь, 1991 г.).
Б.А. Вяткин ведет большую работу в деле подготовки научных кадров по специальности «Психология». На базе Пермского пединститута им организованы спецфакультет по подготовке школьных психологов (1988 г.), отделение психологов (1993 г.), факультет психологии (1994 г.). По его инициативе и под его председательством в 1991 г. создан региональный специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Общая психология, история психологии». Научный руководитель докторантов и аспирантов, подготовил 7 докторов и 48 кандидатов наук.
Основные публикации: более 200 научных работ, в том числе
- Системная интеграция индивидуальности человека / Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман. - М.: Ин-т психологии РАН, 2018. - 175 с.
- Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин; сост. Б.А. Вяткин. - Изд. 3-е, интегр. - Пермь: ПГГПУ, 2018. - 461 с.
- Этнопсихологические особенности семейного воспитания коренных народов Западного Урала: монография / под ред. Б.А. Вяткина. - Пермь: ПГГПУ, 2018. - 147 с.
- Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. - М.: Смысл, 2011. - 635 с.
- Личность и творческая индивидуальность В.С. Мерлина / сост.: Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. - Пермь: Книжный мир, 2008. - 246 с.
- Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека: монография / под ред. Б.А. Вяткина. - Пермь: Книжный мир, 2008. - 381 с.
- Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека: учебное пособие / Б.А. Вяткин. - Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2000. - 177 с.; М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 347 с.
- Психология познания индивидуальности: учебное пособие / Б.А. Вяткин, С.Ю. Жданова. - М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 335 с.
- Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин. - Пермь: Книжный мир, 2005. - 390 с.
- Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец. - Пермь, 1997. - 60 с.
- Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Б.А. Вяткин. - Пермь: ПГПИ, 1992. - 121 с.
- Системное исследование индивидуальности: Тезисы докладов всесоюзной конференции, 19-22 июня 1991 г. / под ред. Б.А. Вяткина. - Пермь: ПГПИ, 1991. - 220 с.
- Общая психология в педагогическом вузе: учебное пособие / Вяткин Б.А. и др. - Пермь: ПГПИ, 1990. - 156 с.
- Индивидуальность человека: условия проявления и развития: Тезисы докладов научной сессии, посвящ. 90-летию со дня рождения В.С. Мерлина (5-6 февраля 1988 г.) / под ред. Б.А. Вяткина и др. - Пермь: ПГПИ, 1988. - 99 с.
- Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Б.А. Вяткин. - Пермь: ПГПИ, 1988. - 104 с.
- Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики: Тезисы докладов к зональной конференции Уральского отделения Общества психологов СССР, 23-24 мая 1986 г.) / отв. ред. Б.А. Вяткин. - Пермь: ПГПИ, 1986. - 122 с.
- Умей побеждать, спортсмен! Советы психолога / Б.А. Вяткин. - Пермь: Книжное издательство, 1985. - 39 с.
- Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112 с.
- Актуальные вопросы теории и практики физического воспитания и спорта: Тезисы докладов IV областной научно-практической конференции / под общ. ред. Б.А. Вяткина. - Пермь, 1979. - 46 с.
- Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 135 с.
- Психологическая подготовка пожарных / А.П. Самонов, Б.А. Вяткин. - Пермь: Книжное издательство, 1975. - 48 с.
- Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях: учебное пособие. - Пермь, 1974. - 59 с.
- Материалы всесоюзного симпозиума «Психический стресс в спорте». Июнь 1973 / под ред. Б.А. Вяткина. - Пермь, 1973. - 97 с.
- Темперамент и спорт / под науч. ред. Б.А. Вяткина. - Пермь, 1972.
- Опыт психологической подготовки лыжников-гонщиков: пособие для тренеров / Б.А. Вяткин, А.Е. Кондаков, Б.С. Валуев. - Пермь, 1966. - 28 с.
Монография «Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях» переведена и издана в Италии в 1984 г.
Награды:
- знак «Отличник народного просвещения» (1976),
- медаль «Ветеран труда» (1984),
- медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2005),
- почетная грамота Правительства Пермского края «За большой вклад в организацию и развитие психологического образования в Пермском крае» (2005),
- диплом РАЕ «Золотая кафедра России» за заслуги в области развития отечественного образования (2008).
- «Психология стилей человека», программы учебной дисциплины и ее учебно-методическое обеспечение (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2012 г.), номинант
- «Психологические инновации в образовании (XXVI Мерлинские чтения)», всероссийская научно-практическая конференция, 20-22 сентября 2011 года, Пермь (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2011 г.), номинант
- Лира Гаязовна Уляева, 13.01.2022
- Михаил Евгеньевич Иванов, 13.01.2021