Скоро

26 сентября
Москва

II Международная научно-практическая конференция «Психология индивидуальных различий: обучение и развитие»

5 октября
Махачкала, online

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

7 — 8 октября
Воронеж

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

7 – 8 октября
Online

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 октября
Москва, online

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

19 — 21 октября
Ереван

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

25 — 26 октября
Сочи

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Психофизиологическое обеспечение профессиональной надежности персонала»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

Весь календарь
Соловьев Иван Михайлович, 02.06.1902 - 03.08.1986

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.

Профессор-консультант лаборатории сурдопсихологии Научно-исследовательского института дефектологии.

Член Общества психологов СССР.

В 1925 г. окончил Московский государственный университет, в 1929 г. аспирантуру Института психологии под руководством Л.С. Выготского.

С 1930 г. работал в Научно-исследовательском институте дефектологии, был одним из руководителей исследований в области психологии аномальных детей.

В 1941 г. ушёл добровольцем в народное ополчение.

С 1945 по 1947 г. работал в госпитале черепно-мозговых ранений. Результаты его исследований о патологическом изменении речевых представлений помогали находить пути восстановления речи у раненых бойцов Советской Армии.

С 1948 по 1970 руководил сектором психологии глухих Научно-исследовательского института дефектологии, позже работал старшим научным сотрудником и профессором-консультантом лаборатории сурдопсихологии.

В 1965 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов».

Участник международных конгрессов.

Опубликованное в 1935 г. исследование И.М. Соловьева о «психическом насыщении» и его особенностях у умственно отсталых детей заложило основы экспериментального подхода к изучению личности аномальных детей.

Исследования И.М. Соловьева и его сотрудников были посвящены проблемам восприятия, памяти, мышления, речи и особенностям их развития у глухих и умственно отсталых детей

И.М. Соловьёв экспериментально доказал, что в результате систематического сурдопедагогического воздействия путь развития глухих, отходящий в первые годы своего развития от пути нормального ребёнка, изменяет направление, приближаясь к развитию нормального ребёнка. Выделил две закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития ребёнка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объём внешних воздействий на глухого ребёнка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребёнка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребёнка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях. Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедленность психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. И.М. Соловьёв путь психического развития ребёнка с нарушениями слуха представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребёнком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определённого этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются.

Выделял проблемы, значимые для исследования своеобразия детей с отклонениями в развитии. Сравнение детей в норме и при отклонении давало не только новые факты, но и гипотезы, относящиеся к психологии развития ребёнка в норме. И.М Соловьёв конкретно рассматривает познавательную деятельность в единстве её компонентов. Это проявилось в области изучения чувственного познания. В начале изучалось зрительное восприятие: взаимодействие образов восприятия, многообразные формы узнавания, антиципации и переноса. Затем стали изучаться разные виды ощущений: тактильные, зрительные, осязательные. Позднее предметом изучения И.М. Соловьёва стало взаимодействие сложных смысловых структур. Благодаря внимательному исследованию взаимодействия анализаторов глухих, слабовидящих и слепых детей И.М. Соловьевым была критически пересмотрена теория компенсации и предложена новая теория компенсаторного развития детей с отклонениями, в которой анализируется роль обучения в формировании компенсаторных механизмов. Идея единства познавательной деятельности, включающая многообразия внутренних соотношений и внешних действий, оказалась существенной для специальной психологии, так как развитие каждого типа отклонения характеризуется особенностью структуры их познавательной деятельности в целом.

И.М. Соловьёв считал чрезвычайно важным рассмотрение познавательной деятельности в динамическом аспекте. Также он занимался проблемами волевого действия, его преобразований в процессе взаимодействия с объективной ситуацией привлекает его внимание, представил новую, самостоятельную интерпретацию зависимости деятельности от мотива и его изменения. Предложил оригинальную теорию сравнения и его развития, выдвинул гипотеза о внутренней структуре сходства.

Основные публикации:

  • Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. 1940.
  • Соловьев И.М., Занков Л.В. Очерки психологии глухонемого ребенка. 1940.
  • Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей. 1941.
  • Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательных школ / под ред. И.М. Соловьева. 1953.
  • Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф, 1965.
  • Соловьёв И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов: Дисс. … д. пед. н. (по психологии). М., 1965.
  • Соловьев И.М. Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений: монография. 1966.
  • Соловьев И.М. Вопросы психологии глухонемого ребёнка // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. II. С. 512-541.
  • Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева и др. М.: Педагогика, 1971. 447 с.

Награжден орденом Отечественной войны, многими медалями.

Некролог в журнале «Вопросы психологии» — http://www.voppsy.ru/issues/1986/866/866183.htm


24 сентября 2023 , воскресенье

В этот день

Скоро

26 сентября
Москва

II Международная научно-практическая конференция «Психология индивидуальных различий: обучение и развитие»

5 октября
Махачкала, online

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

7 — 8 октября
Воронеж

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

7 – 8 октября
Online

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 октября
Москва, online

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

19 — 21 октября
Ереван

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

25 — 26 октября
Сочи

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Психофизиологическое обеспечение профессиональной надежности персонала»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

Весь календарь
24 сентября 2023 , воскресенье

В этот день

Юрий Вячеславович Громыко празднует юбилей! Поздравить!

Алиса Харитоновна Попова празднует день рождения! Поздравить!

Елена Викторовна Петш (Ларечина) празднует день рождения! Поздравить!

Наталья Борисовна Карабущенко празднует день рождения! Поздравить!

Соелма Батомункуевна Дагбаева празднует день рождения! Поздравить!

99 лет назад родился(ась) Виль Эммануилович Чудновский.

Скоро

26 сентября
Москва

II Международная научно-практическая конференция «Психология индивидуальных различий: обучение и развитие»

5 октября
Махачкала, online

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

7 — 8 октября
Воронеж

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

7 – 8 октября
Online

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 октября
Москва, online

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

19 — 21 октября
Ереван

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

25 — 26 октября
Сочи

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Психофизиологическое обеспечение профессиональной надежности персонала»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

Весь календарь