16+
Выходит с 1995 года
23 апреля 2024

Кто есть кто

Иван Михайлович Соловьев

Иван Михайлович Соловьев

02.06.1902 - 03.08.1986

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.

Профессор-консультант лаборатории сурдопсихологии Научно-исследовательского института дефектологии.

Член Общества психологов СССР.

В 1925 г. окончил Московский государственный университет, в 1929 г. аспирантуру Института психологии под руководством Л.С. Выготского.

С 1930 г. работал в Научно-исследовательском институте дефектологии, был одним из руководителей исследований в области психологии аномальных детей.

В 1941 г. ушёл добровольцем в народное ополчение.

С 1945 по 1947 г. работал в госпитале черепно-мозговых ранений. Результаты его исследований о патологическом изменении речевых представлений помогали находить пути восстановления речи у раненых бойцов Советской Армии.

С 1948 по 1970 руководил сектором психологии глухих Научно-исследовательского института дефектологии, позже работал старшим научным сотрудником и профессором-консультантом лаборатории сурдопсихологии.

В 1965 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов».

Участник международных конгрессов.

Опубликованное в 1935 г. исследование И.М. Соловьева о «психическом насыщении» и его особенностях у умственно отсталых детей заложило основы экспериментального подхода к изучению личности аномальных детей.

Исследования И.М. Соловьева и его сотрудников были посвящены проблемам восприятия, памяти, мышления, речи и особенностям их развития у глухих и умственно отсталых детей

И.М. Соловьёв экспериментально доказал, что в результате систематического сурдопедагогического воздействия путь развития глухих, отходящий в первые годы своего развития от пути нормального ребёнка, изменяет направление, приближаясь к развитию нормального ребёнка. Выделил две закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития ребёнка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объём внешних воздействий на глухого ребёнка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребёнка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребёнка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях. Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедленность психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. И.М. Соловьёв путь психического развития ребёнка с нарушениями слуха представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребёнком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определённого этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются.

Выделял проблемы, значимые для исследования своеобразия детей с отклонениями в развитии. Сравнение детей в норме и при отклонении давало не только новые факты, но и гипотезы, относящиеся к психологии развития ребёнка в норме. И.М Соловьёв конкретно рассматривает познавательную деятельность в единстве её компонентов. Это проявилось в области изучения чувственного познания. В начале изучалось зрительное восприятие: взаимодействие образов восприятия, многообразные формы узнавания, антиципации и переноса. Затем стали изучаться разные виды ощущений: тактильные, зрительные, осязательные. Позднее предметом изучения И.М. Соловьёва стало взаимодействие сложных смысловых структур. Благодаря внимательному исследованию взаимодействия анализаторов глухих, слабовидящих и слепых детей И.М. Соловьевым была критически пересмотрена теория компенсации и предложена новая теория компенсаторного развития детей с отклонениями, в которой анализируется роль обучения в формировании компенсаторных механизмов. Идея единства познавательной деятельности, включающая многообразия внутренних соотношений и внешних действий, оказалась существенной для специальной психологии, так как развитие каждого типа отклонения характеризуется особенностью структуры их познавательной деятельности в целом.

И.М. Соловьёв считал чрезвычайно важным рассмотрение познавательной деятельности в динамическом аспекте. Также он занимался проблемами волевого действия, его преобразований в процессе взаимодействия с объективной ситуацией привлекает его внимание, представил новую, самостоятельную интерпретацию зависимости деятельности от мотива и его изменения. Предложил оригинальную теорию сравнения и его развития, выдвинул гипотеза о внутренней структуре сходства.

Основные публикации:

  • Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. 1940.
  • Соловьев И.М., Занков Л.В. Очерки психологии глухонемого ребенка. 1940.
  • Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей. 1941.
  • Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательных школ / под ред. И.М. Соловьева. 1953.
  • Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф, 1965.
  • Соловьёв И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов: Дисс. … д. пед. н. (по психологии). М., 1965.
  • Соловьев И.М. Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений: монография. 1966.
  • Соловьев И.М. Вопросы психологии глухонемого ребёнка // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. II. С. 512-541.
  • Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева и др. М.: Педагогика, 1971. 447 с.

Награжден орденом Отечественной войны, многими медалями.

Некролог в журнале «Вопросы психологии» — http://www.voppsy.ru/issues/1986/866/866183.htm

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»