18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024

Кто есть кто

Роман Викторович Демьянчук

Роман Викторович Демьянчук

Санкт-Петербург

Доктор психологических наук, доцент. Педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии СПбГУ. Заместитель директора по опытно-экспериментальной работе ГБОУ Школа №755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района СПб. Педагог-психолог Центра психолого-педагогического медико-социального сопровождения Академической гимназии №56 СПб.

Член редакционной коллегии всероссийского журнала «Инклюзия в образовании». Член Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

Эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга, руководитель рабочей группы «Здоровье в школе» Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Эксперт рабочей группы Министерства образования и науки РФ по апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог». Член рабочей группы Министерства образования и науки РФ по разработке Концепции развития психологической службы в системе образования. Член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ. Член экспертного совета СПб Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки. Заместитель председателя постоянной комиссии по модернизации образования Санкт-Петербургского Регионального совета сторонников партии «Единая Россия». Член жюри конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга по номинации «Педагог-психолог».

В 1997 г. окончил Военно-медицинскую академию, в 2009 г. - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Память у детей с разными формами задержки психического развития», в 2020 г. - докторскую диссертацию на тему «Личностно-профессиональное развитие педагогов и его психологическое сопровождение».

В 1998-2007 гг. – заместитель директора начальной школы-детского сада №687 «Центр реабилитации ребенка».

С 2000 г. - доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

В 2007-2008 гг. – директор школы-интерната для детей с отклонениями в развитии (VII вида) №51.

С 2008 г. – заведующий кафедрой клинической психологии, первый проректор, проректор по научной работе Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга.

Научные интересы:

  • психология личности и профессиональной деятельности педагога.
  • психологическое сопровождение личностно-профессионального развития педагогов
  • психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
  • организация и содержание психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья
  • комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

Рруководитель (совместно с д.м.н., проф. Е.С. Ивановым) федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ по проекту «Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с аутизмом», санкт-петербургской городской школы-лаборатории по проекту «Комплексная реабилитация детей с аутизмом».

Гранты и проекты:

  • проект «Аутизм», городская экспериментальная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 1997-2000 (исполнитель)
  • проект «Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с разными синдромами аутизма», Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования и науки РФ по приоритетному направлению «Авторские экспериментальные школы, 2000-2010 (соруководитель)
  • организация и проведение курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Современные технологии в работе с детьми с аутизмом»: грант Министерства образования РФ, 2003 (исполнитель)
  • разработка учебно-методического комплекса для повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Комплексное сопровождение детей с аутизмом»: грант Министерства образования и науки РФ, 2004 (руководитель)
  • проект «Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с отклонениями в развитии», ресурсный центр Центрального района Санкт-Петербурга, 2007-2010 (научный руководитель)
  • проект «Комплексная реабилитация детей с аутизмом в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений», городская школа-лаборатория Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 2009-2011 (руководитель)
  • проект «Практико-ориентированные технологии обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в условиях совместного образования», городской ресурсный центр Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 2013-2016 (научный руководитель)
  • проект «Разработка региональной модели непрерывного образования детей с расстройствами аутистического спектра», региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, с 2016 по настоящее время (научный руководитель)
  • проект «Формирование в образовательном учреждении условий для эффективного внедрения профессионального стандарта “Педагог”, региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 2016-2019 (научный руководитель)
  • проект «Совершенствование условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся», региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 2017-2020 (научный руководитель)
  • проект «Формирование в образовательном учреждении условий для профессионального развития педагогов, соотнесённых с идеями национальной стратегии учительского роста», региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 2019-2022 (научный руководитель)
  • проект «Технологические решения в развитии системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях вариативности форм организации образовательного процесса», ресурсный центр общего образования Санкт-Петербурга, 2019-2022 (научный руководитель)
  • проект «Средства персонификации педагогической поддержки развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях непрерывного образования», региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, с 2022 (научный руководитель)

Читает курсы:

  • детская клиническая психология
  • психология болезни и инвалидности
  • психология телесности
  • сексология и сексопатология
  • психология соматически больных
  • психологическая реабилитация больного
  • клиника интеллектуальных нарушений
  • психология аномального развития
  • девиантология
  • реабилитационные техники
  • психосексуальное развитие и половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
  • психология и педагогика
  • психологическая служба в образовании
  • основы психологического сопровождения в образовании: диагностика, коррекция, развитие
  • менеджмент в специальном образовании

Основные публикации: более 120 печатных работ по проблемам здравоохранения, клинической, педагогической и специальной психологии, коррекционной педагогики, организации комплексного сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья, управления образованием, в том числе

  • Сопровождение профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития педагогов: процессный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №1(95). С. 66-75.
  • Справочник современного педагога: основные трудности и частые вопросы. М.: ТЦ «Сфера», 2021 (в соавт.).
  • Модель непрерывного образования детей с аутизмом в современной школе // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. №3А. С. 354-364 (в соавт.).
    Психологическое сопровождение непрерывного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2019. № 1(9). С. 25-28.
  • Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся: учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 2017 (в соавт.).
  • Концепция профессионально-личностного развития педагогов: антропологический подход // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Том 51, № VIII. С. 342-352 (в соавт.).
  • Методологические основания психологического сопровождения на разных этапах профессионально-личностного становления педагога // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. №1. С. 85-93 (в соавт.).
  • Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 12-28.
  • Мир, безопасный для юных. Профилактическая работа по предотвращению торговли детьми и эксплуатации детского труда. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2014 (в соавт.).
  • Актуальные возможности организации психологические поддержки педагогов в современной школе // Вестник СПбГУ. 2011. Серия 12. Вып. 4. С. 173-178.
  • Специальная психология: учебник. СПб: Речь, 2010; М.: Юрайт, 2016 (в соавт.).
  • Становление личности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения: Монография. СПб: Изд-во СПбГУ, 2009.
  • Как не «сгореть» у учительского стола: Советы психолога. СПб: Просвещение, 2006.
  • Детский аутизм: диагностика и коррекция (учебное пособие). СПб: Дидактика-Плюс, 2004 (в соавт.).
  • Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб: Речь, 2003 (в соавт.).

Награды:

  • нагрудный знак Губернатора Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы»
  • Почетная грамота Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
  • благодарности Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»