16+
Выходит с 1995 года
12 ноября 2024

Кто есть кто

Татьяна Васильевна Ахутина

Татьяна Васильевна Ахутина

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный научный сотрудник МГУ. Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Член редсоветов и редколлегий журналов «Современная зарубежная психология», «Аутизм и нарушения развития», Journal of speech and language pathology, «Национальный психологический журнал», «Культурно-историческая психология», «Психологическая наука и образование», «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология», «Вопросы психолингвистики».

Член Российского психологического общества, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Eastern Psychological Association, American Educational Research Association, American Psychological Association. Член Экспертного совета Ассоциации родителей детей с дислексией.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2018-2022).

В 1963 году окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического университета по специальности «Логопед, преподаватель русского языка и литературы».

В 1970 году защитила кандидатскую диссертацию нна тему «Нейропсихологический и нейролингвистический анализ динамической афазии», в 1990 году - докторскую диссертацию на тему «Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса».

В 1962-1964 годах работала логопедом в лаборатории нейропсихологии Института нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко.

В 1966-1972 годах – младший научный сотрудник Научно-методического центра русского языка МГУ имени М. В. Ломоносова.

С 1972 года работает на факультете психологии МГУ: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией нейропсихологии.

Работала в Московском городском психолого-педагогическом университете, на кафедре возрастной психологии: профессор кафедры возрастной психологии, заведующая лабораторией исследования трудностей обучения.

Сфера научных интересов:

  • детская нейропсихология,
  • развитие речи,
  • психолингвистика,
  • диагностика, коррекция и профилактика трудностей обучения.

В научных исследованиях Т.В. Ахутина развивает культурно-исторический подход Выготского — Лурия в нейропсихологии. Основываясь на идеях о речи и мышлении Л С. Выготского и наблюдая за проявлениями афазиии в клинической практике, она предложила модель порождения речи (широко известна в отечественной психолингвистике под названием модели Леонтьева — Ахутиной).

Т.В. Ахутина разработала методику «Числовой ряд» для развития навыков программирования и контроля с целью преодоления трудностей в обучении.

Читает курсы:

  • Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучению
  • Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения
  • Нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей обучения
  • Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте
  • Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции
  • Нейропсихология
  • Коррекционно-развивающее и восстановительное обучение (с практикумом)
  • Специальная психология
  • Афазиология
  • Основы нейролингвистики

Основные публикации: более 300 работ, в том числе

  • Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография / Ахутина Т.В. и др. М.: Институт языкознания РАН, 2021. 626 с.
  • Внимание! Разминка! Пособие для уроков математики в 4 классе / Пылаева Н.М., Гуляева М.А., Ахутина Т.В., Хотылева Т.Ю. М.: В.Секачев, 2021. 32 с.
  • Внимание! Разминка! Пособие для уроков математики в 1 классе / Пылаева Н.М., Гуляева М.А., Ахутина Т.В., Хотылева Т.Ю. М.: В.Секачев, 2019. 56 с.
  • Диагностика речевых нарушений школьников / Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. М.: Юрайт, 2017, 2019.
  • Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. М.: В.Секачев, 2012, 2013, 2018. 57 с.
  • Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику. Пособие для подготовки детей к школе (комплект из 2 книг) / Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. М.: В.Секачев, 2006, 2007, 2017. 108 с.
  • Учимся видеть и называть. Развитие зрительно-вербальных функций у дошкольников. Рабочая тетрадь и Методическое руководство / Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. М.: В.Секачев, 2008, 2012, 2014, 2017. 66 с.
  • Школа внимания для дошкольников / Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. М.: В.Секачев, 2008, 2014, 2017. 48 с.
  • Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7–9 лет: Методическое пособие и Рабочая тетрадь / Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. М.: В.Секачев, 2006, 2007, 2017. 54 с.
  • History of Neuropsychology in Russia. The Oxford Handbook of History of Clinical Neuropsychology / Goldberg E., Akhutina T.V., Melikyan Z.A., Mikadze Y.V., Mervis J.E., Bisoglio J. N.Y.: Oxford University Press, 2016.
  • Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / Ахутина Т.В. и др. М.: В. Секачев, 2016. 280 с.
  • Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга / Зинченко Ю.П., Микадзе Ю.В., Ахутина Т.В., Варако Н.А., Фуфаева Е.В., Кроткова О.А. М.: Союз реабилитологов России, 2015. 37 с.
  • Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. М.: Академия, 2008, 2015. 288 с.
  • Клинико-психологическая реабилитация пациентов с апраксиями при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации / Ахутина Т., Варако Н.А., Григорьева В., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. М.: Союз реабилитологов России, 2014. 40 с.
  • Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями регуляторных функций при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации / Ахутина Т., Варако Н.А., Григорьева В., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. М.: Союз реабилитологов России, 2014. 50 с.
  • Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики / Ахутина Т.В. М.: Языки славянской культуры, 2014. 422 с.
  • Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация пациентов, находящихся в сниженных состояниях сознания после повреждения головного мозга. Клинические рекомендации / Ахутина Т.В., Варако Н.А., Григорьева В., Зинченко Ю.П., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. М.: Союз реабилитологов России, 2014. 50 с.
  • Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. М.: В. Секачев, 2008, 2012, 2013, 2014. 132 с.
  • Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе / Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. М.: В. Секачев, 2013, 2014. 108 с.
  • Overcoming learning disabilities. A Vygotskian-Lurian Neuropsychological Approach / Akhutina T.V., Pylaeva N.M. N.Y.: Cambridge University Press, 2012. 305 с.
  • Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Ахутина Т.В, Меликян З.А. // Клиническая и специальная психология. 2012. №2.
  • Развитие зрительно-предметного восприятия и речи у детей. Методика работы с детьми с нарушениями в развитии в группе подготовки к школе / Скитяева Н.М., Ахутина Т.В. Saarbruecken: Lap Lambert Academic Publishing, 2011. 156 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. Учебное пособие / отв. ред. Е.Д. Хомская; Лурия А.Р., Хомская Е.Д., Ахутина Т.В. и др. СПб: Питер, 1999, 2004, 2010. 992 с.
  • Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия / Лурия А.Р., Хомская Е.Д., Ахутина Т.В., Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. 528 с.
  • Нейропсихолог в реабилитации и образовании / Асмолов А.Г., Ахутина Т.В., Битова А.Л., Герасименко О.А., Глозман Ж.М., Дименштейн Р.П., Константинова И.С. М.: Теревинф, 2008. 400 с.
  • Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. М.: Айрис-пресс, 2007. 174 с.
  • Нейропсихологическое обследование детей 5–9 лет / Ахутина Т.В. М., 2007. 72 с.
  • Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста / Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю., Яблокова Л.В. М.: АНО «ПЭБ», 2007.
  • Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет / Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. М., 2004, 2005. 48 с.
  • A.R. Luria and Contemporary Psychology: Festschrift celebrating the centennial of his birth / Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I., Robbins D. N.Y.: Nova Science Pub Hauppauge, 2004. 206 с.
  • Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. М.: Академия, 2003. 96 с.
  • Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход / Ахутина Т.В. // Вопросы психологии. 2002. №4.
  • Нейролингвистический анализ динамической афазии / Ахутина Т.В. М.: Теревинф, 2002. 144 c.
  • Нейропсихологический анализ индивидуальных особенностей переработки лексической информации / Ахутина Т.В., Каширская Е.В. // Вопросы психологии. 2000. №3.
  • Л. С. Выготский и А. Р. Лурия: становление нейропсихологии / Ахутина Т.В. // Вопросы психологии. 1996. №5.
  • Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Ахутина Т.В. М., 1989, 2007, 2008, 2012.
  • Исследование речевого мышления в психолингвистике / Ахутина Т.В., Залевская А.А., Уфимцева Н.В. и др. М.: Наука, 1985. 238 с.
  • Теория речевого общения в трудах М. М. Бахтина и Л. С. Выготского / Ахутина Т.В. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1984. №3. С. 3-13.
  • Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л. С. Выготского / Ахутина Т.В. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1984. №4. С. 44-50.

Награды:

  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль К.Д. Ушинского (2004)
  • Нагрудный юбилейный знак «250 лет МГУ» (2005)
  • Медаль Г. И. Челпанова (2007)
  • Лауреат премии «Грант Москвы в сфере образования»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»