Кто есть кто
Елена Михайловна Лысенко
Кандидат педагогических наук, доктор философских наук, доцент.
Профессор кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии Восточно-Европейского института психоанализа. Профессор кафедры социологии Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). Профессор кафедры философии факультета международного промышленного менеджмента и коммуникации Балтийского государственного технического университета им. Д.Ф. Устинова.
Член Российского психологического общества, Российского философского общества, Общественной академии акмеологических наук, Ноосферной общественной академии РАО. Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.
В 1985 г. окончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, в 1998 г. - аспирантуру СГУ, в 2016 г. - Восточно-Европейский институт психоанализа.
В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно-ориентированного образования: на материале дисциплин психолого-педагогического цикла», в 2007 г. - докторскую диссертацию на тему «Субъектная динамика культуры жизни».
С 1985 г. работала преподавателем психологии Заочного техникума советской торговли, Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Саратовского филиала Современной гуманитарной академии, Института повышения квалификации работников образования. В роли методиста-психолога руководила психологической службой Октябрьского района г. Саратова. Работала психологом в Областном коррекционно-диагностическом центре.
С 1990 г. работала преподавателем Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского на кафедре дефектологии, теории речи и психологии, затем — на кафедре специальной психологии. В 1999-2006 годы работала заместителем декана по социально-воспитательной работе факультета коррекционной педагогики и специальной психологии. С 2008 г. проводит активную работу с инновационными образовательными учреждениями в рамках лаборатории сверхнормативной активности и творчества. Руководила подразделением «Психология культуры» Российского психологического общества и «Центра синергии науки и образования» на факультете. Организует круглые столы и диспуты, ведет дискуссионный клуб в рамках РПО, руководит научной работой студентов и аспирантов.
Сотрудничала с администрацией и психологами коррекционно-диагностических центров, приютов, реабилитационных центров, инновационных учреждений Саратова и Саратовской области (Саратовского областного колледжа искусств, Музыкально-эстетического лицея им. А. Шнитке г. Энгельса и др.).
Заведовала кафедрой психологии, педагогики, акмеологии Смольного института РАО.
Преподавала в Санкт-Петербургском медико-социальном институте.
С 2019 г. работает в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте.
В 2001 г. в рамках гранта «Специальное образование: перспективы сотрудничества» посетила Восточно-Каролинский университет Северной Каролины (США), а 2008 г. — Монгольский педагогический университет г. Улан-Батор.
Более 30 лет ведет психологическую практику, более 25 занимается психологическим консультированием. Долгое время работала с детьми и подростками, а также с людьми, переживающими возрастные кризисы, кризисы супружеских отношений, экзистенциальные проблемы поиска смысла жизни в период становления личности или в ситуации супружеских измен, бракоразводного процесса или утраты близкого человека.
Разрабатывает и проводит авторские тренинги по сказкотерапии и притчетерапии в осознании и перепрограммировании жизненного сценария личности, тренинги по коррекции межличностных отношений и преодолению травматических переживаний на разных этапах жизненного пути. Использует психотехники индивидуальной, позитивной и телесно-ориентированной психотерапии, экзистенциальной и рационально-эмотивной психотерапии.
Область научных интересов:
- проблемные поля философии, психологии, педагогики, культурологии, синергетики по вопросам формирования, сохранения и преобразования культуры жизни как биопсихосоциодуховной категории
- передача и преображение ценностей поколений
- разрешение психологических проблем в детско-родительских и супружеских отношениях
- специфика психического развития детей с особыми образовательными потребностями
- психокоррекция страхов, деструктивных эмоциональных переживаний и нежелательных форм поведения.
- разработка технологий креативного и инклюзивного образования и оказания ювенологической помощи учащимся «группы риска»
- динамика культуры жизни в молодежных субкультурных сообществах
- профессиональный и личностный рост учащихся и педагогов инновационных и специальных учреждений
- проведение консультативной практики и организация психолого-педагогического сопровождения субъектов учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений
Основные публикации: более 200 работ, в том числе
- История становления психологической науки: учебное пособие / Е.М. Лысенко, О.А. Рагимова. - СПб: БГТУ, 2020. - 96 с.
- Духовно-нравственное воспитание одаренных школьников как основа формирования культуры жизни (ноосферная парадигма образования): коллективная монография / под науч. ред. Лысенко Е.М. - Саратов : Саратовский источник; Санкт-Петербург, 2016. - 208 с.
- Здоровьесберегающие технологии как инструментарий формирования культуры жизни школьников: методические рекомендации / под науч. ред. Лысенко Е.М. - Саратов; СПб: Саратовский источник, 2015. - 225 с.
- Словарь-справочник по культуре жизни: философско-культурологические и психолого-педагогические аспекты / под науч. ред. Е.М. Лысенко. - Саратов; СПб: Саратовский источник, 2014. - 248 с.
- Концертная педагогика: теория и практика образовательной деятельности: методические рекомендации / под науч. ред. Лысенко Е.М. - Саратов; СПб: Саратовский источник, 2013.
- Культура жизни одаренных детей: созидание и самосозидание: коллективная монография / под ред. Е.М. Лысенко. - Саратов; СПб: Саратовский источник, 2012. - 191 с.
- Ноосферный вектор женского движения, или Нить Ариадны в лабиринте бытия: монография / Е.М. Лысенко. - Санкт-Петербург: Астерион, 2010. - 74 с.
- Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов / Е.М. Лысенко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 172 с.
- Индивидуальное психологическое консультирование: краткий курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 158 с.
- Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 159 с.
- Молодежная субкультура: синергетическое осмысление феноменов / Е.М. Лысенко. - Саратов: Научня книга, 2006. - 229 с.
В 2024 г. награждена медалью «Святая Русь», учрежденной Российским союзом писателей, за вклад в развитие русской литературы.
- «Духовно-нравственное воспитание одаренных школьников как основа формирования культуры жизни», психолого-педагогическая модель сотрудничества инновационного образовательного учреждения с академическими сообществами и высшей школой по вопросам духовно-нравственного воспитания одаренных школьников: сотрудничество и сотворчество (в номинации «Психологический инструмент года», 2016 г.), номинант
- «Эра психоанализа: ВЕИП вчера, сегодня, завтра», юбилейные мероприятия, посвященные 25-летию Восточно-Европейского института психоанализа (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2016 г.), лауреат