18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024

Кто есть кто

Геннадий Григорьевич Кравцов

Геннадий Григорьевич Кравцов

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор РГГУ.

Директор Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета. Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета. Профессор Института высшего и дополнительного профессионального образования Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии.

До поступления в университет работал в лаборатории Медногорского медно-серного комбината.

В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности учебной деятельности младших подростков», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Формирование личности в процессе обучения: дошкольный и младший школьный возраст».

С 1972 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас - ПИ РАО). Курировал апробацию программы развивающего обучения в сельской школе поселка Нудоль Московской области. Работал в лаборатории учебной деятельности, занимаясь вопросами познавательного и личностного развития младших подростков.

В конце 1970-х гг. работал в Институте по изучению причин и выработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР, исследовал проблемы личностного развития подростков.

В 1984 г. возглавил лабораторию развития личности в условиях семейного и общественного воспитания Института дошкольного воспитания АПН СССР. Под руководством Г.Г. Кравцова была разработана концепция развития дошкольного образования, на основе которой была подготовлена и внедрена альтернативная государственная программа дошкольного и начального образования «Золотой ключик». Руководил разработкой программ «Мастер» (5–9 классы) и «Открытие» (10–11 классы).

В начале 1990-х гг., занимаясь изучением условий, необходимых для полноценного личностного развития, и проблемой подготовки психолого-педагогических кадров для различных ступеней образования, сформулировал идею о необходимости создания действующей модели системы непрерывного образования, начиная с рождения и заканчивая послевузовским психолого-педагогическим образованием.

В 1995 г. Г.Г. Кравцов, совместно с группой коллег и единомышленников создал в рамках Российского государственного гуманитарного университета Институт психологии и стал его первым директором (1995–1997 гг.), возглавляет Институт с 2023 г. Заведовал кафедрой психологии личности факультета психологии Института психологии имени Л.С. Выготского Россйского государственного гуманитарного университета. Возглавлял диссертационный совет РГГУ по психологическим наукам.

Область профессональных интересов: методология психологии, культурно-историческая психология, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология, психология волевого развития.

Разрабатывает теорию психологических средств, строит собственную периодизацию психического и личностного развития, занимается проблемами девиантного поведения и личности преступника.

Читает курсы:

  • Принципы планирования и проведения научного исследования (методический семинар)
  • Формы и способы коммуникативной деятельности (методический семинар)
  • Принципы и специфика реализации экспериментально-генетического метода в системе образования (методический семинар)
  • Методология научных исследований в образовании
  • Философия и методология науки

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Шестилетний ребёнок: Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1987 (в соавт. с Л.А. Парамоновой)
  • Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению. М.: Педагогика, 1988 (в соавт. с Л.А. Венгером)
  • Эффективность педагогической оценки: Метод. рекомендации. Ташкент, 1989 (в соавторстве с Ш.А. Дусмухамедовой)
  • Психологические проблемы начального образования. Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1994.
  • Гуманистическая психология и проблемы психологического образования // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. М., 1998.
  • Пути гуманитарного психологического образования // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. М., 1998.
  • Основы культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии (статья на англ. яз.) // Fourth congress of the international society for cultural research and activity theory. University of Aarhus, Denmark, June 7-11, 1998.
  • Концептуальные основы непрерывного образования // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. - Красноярск, 1999.
  • Преемственность в обучении подростков // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. - Красноярск, 1999.
  • Образование дошкольников (статья на англ. яз.) // Learning activity and development, Aarhus university press, Denmark, 1999 (в соавторстве с Е.Л. Бережковской)
  • Процесс учения в раннем школьном возрасте // Журнал психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000. №1.
  • Игра как средство и как самоценная деятельность // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Выпуск I. М.: РГГУ, 2001.
  • Психологические проблемы личностно-ориентированного обучения. Учебное пособие для студентов. М.: Смысл, 2001.
  • Путевка в школьную жизнь. М.: Левъ, 2011 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой, Г.Б. Ховриной)
  • Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школьному обучению. М.: Левъ, 2012 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • Психология и педагогика обучения дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • Метод Выготского // Вестник РГГУ. Серия «Психология». 2015. №2. С. 189–198
  • Проблемы взаимосвязи обучения и развития // Педагогическое мышление: направления, проблемы, поиски. М.: Русское слово – учебник, 2015. С. 353–365
  • Виды обобщений и понятий // Обучение и развитие: современная теория и практика: Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 16?20 ноября 2015 г. В 2 ч. Ч. 2. М.: Левъ, 2015. C. 88–98
  • Воображение и творчество: культурно-исторический подход // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. №1. С. 1-11 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой).
  • Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. №4. С. 5-21 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • Object and method of historical-cultural psychology, El objeto y el m?todo de la psicolog?a hist?rico cultural O objeto e o m?todo da psicologia Hist?rico-cultural Rev. Teoria e Pr?tica da Educa??o, v. 22, n.1, p. 25-31, Janeiro/Abril 2019 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • Психологическое содержание взаимосвязи смысла и значения в культурно-исторической теории // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. №3. С. 67-73 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • Понятие личности в деятельностном и культурно-историческом подходах // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2018. №2. С. 40-57
  • Психология личности и психология искусства // Человек. Искусство. Вселенная. 2018. №1. С. 46-55
  • Психология игры: культурно-исторический подход. М., 2017 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: совместность. Творчество. Образование. Школа (круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. №3. С. 5-30 (в составе коллектива авторов)
  • Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. №4. С. 5-21 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • Воображение и творчество: культурно-исторический подход // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. №1. С. 1-11 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • Даниил Борисович Эльконин — ученик, соратник и продолжатель дела Л.С. Выготского // Методология и история психологии. 2019. № 1. С. 155-184.
  • Основные линии развития в детском онтогенезе  // Цели и задачи образования, способствующие психическому и личностному развитию: сборник научных статей. М., 2020. С. 51-58.
  • Взаимосвязь обучения и развития: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № . С. 4-12 ( в соавт. с Е.Е. Кравцовой).
  • Культурно-исторический подход к вопросам образования // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 4-13 ( в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
  • К проблеме смыслового строения сознания // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. №3. С. 124-131 (в соавт. с О.Г. Кравцовым)
  • Психологическая природа обобщений // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. №1. С. 106-113 (в соавт. с О.Г. Кравцовым)

К 60-летию Г.Г. Кравцова // Вопросы психологии - http://www.voppsy.ru/ubiley/ubiKrav.htm

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»