Кто есть кто
Геннадий Григорьевич Кравцов
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор РГГУ.
Директор Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета. Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета. Профессор Института высшего и дополнительного профессионального образования Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии.
До поступления в университет работал в лаборатории Медногорского медно-серного комбината.
В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности учебной деятельности младших подростков», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Формирование личности в процессе обучения: дошкольный и младший школьный возраст».
С 1972 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас - ПИ РАО). Курировал апробацию программы развивающего обучения в сельской школе поселка Нудоль Московской области. Работал в лаборатории учебной деятельности, занимаясь вопросами познавательного и личностного развития младших подростков.
В конце 1970-х гг. работал в Институте по изучению причин и выработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР, исследовал проблемы личностного развития подростков.
В 1984 г. возглавил лабораторию развития личности в условиях семейного и общественного воспитания Института дошкольного воспитания АПН СССР. Под руководством Г.Г. Кравцова была разработана концепция развития дошкольного образования, на основе которой была подготовлена и внедрена альтернативная государственная программа дошкольного и начального образования «Золотой ключик». Руководил разработкой программ «Мастер» (5–9 классы) и «Открытие» (10–11 классы).
В начале 1990-х гг., занимаясь изучением условий, необходимых для полноценного личностного развития, и проблемой подготовки психолого-педагогических кадров для различных ступеней образования, сформулировал идею о необходимости создания действующей модели системы непрерывного образования, начиная с рождения и заканчивая послевузовским психолого-педагогическим образованием.
В 1995 г. Г.Г. Кравцов, совместно с группой коллег и единомышленников создал в рамках Российского государственного гуманитарного университета Институт психологии и стал его первым директором (1995–1997 гг.), возглавляет Институт с 2023 г. Заведовал кафедрой психологии личности факультета психологии Института психологии имени Л.С. Выготского Россйского государственного гуманитарного университета. Возглавлял диссертационный совет РГГУ по психологическим наукам.
Область профессональных интересов: методология психологии, культурно-историческая психология, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология, психология волевого развития.
Разрабатывает теорию психологических средств, строит собственную периодизацию психического и личностного развития, занимается проблемами девиантного поведения и личности преступника.
Читает курсы:
- Принципы планирования и проведения научного исследования (методический семинар)
- Формы и способы коммуникативной деятельности (методический семинар)
- Принципы и специфика реализации экспериментально-генетического метода в системе образования (методический семинар)
- Методология научных исследований в образовании
- Философия и методология науки
Основные публикации: более 150 работ, в том числе
- Шестилетний ребёнок: Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1987 (в соавт. с Л.А. Парамоновой)
- Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению. М.: Педагогика, 1988 (в соавт. с Л.А. Венгером)
- Эффективность педагогической оценки: Метод. рекомендации. Ташкент, 1989 (в соавторстве с Ш.А. Дусмухамедовой)
- Психологические проблемы начального образования. Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1994.
- Гуманистическая психология и проблемы психологического образования // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. М., 1998.
- Пути гуманитарного психологического образования // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. М., 1998.
- Основы культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии (статья на англ. яз.) // Fourth congress of the international society for cultural research and activity theory. University of Aarhus, Denmark, June 7-11, 1998.
- Концептуальные основы непрерывного образования // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. - Красноярск, 1999.
- Преемственность в обучении подростков // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. - Красноярск, 1999.
- Образование дошкольников (статья на англ. яз.) // Learning activity and development, Aarhus university press, Denmark, 1999 (в соавторстве с Е.Л. Бережковской)
- Процесс учения в раннем школьном возрасте // Журнал психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000. №1.
- Игра как средство и как самоценная деятельность // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Выпуск I. М.: РГГУ, 2001.
- Психологические проблемы личностно-ориентированного обучения. Учебное пособие для студентов. М.: Смысл, 2001.
- Путевка в школьную жизнь. М.: Левъ, 2011 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой, Г.Б. Ховриной)
- Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школьному обучению. М.: Левъ, 2012 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- Психология и педагогика обучения дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- Метод Выготского // Вестник РГГУ. Серия «Психология». 2015. №2. С. 189–198
- Проблемы взаимосвязи обучения и развития // Педагогическое мышление: направления, проблемы, поиски. М.: Русское слово – учебник, 2015. С. 353–365
- Виды обобщений и понятий // Обучение и развитие: современная теория и практика: Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 16?20 ноября 2015 г. В 2 ч. Ч. 2. М.: Левъ, 2015. C. 88–98
- Воображение и творчество: культурно-исторический подход // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. №1. С. 1-11 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой).
- Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. №4. С. 5-21 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- Object and method of historical-cultural psychology, El objeto y el m?todo de la psicolog?a hist?rico cultural O objeto e o m?todo da psicologia Hist?rico-cultural Rev. Teoria e Pr?tica da Educa??o, v. 22, n.1, p. 25-31, Janeiro/Abril 2019 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- Психологическое содержание взаимосвязи смысла и значения в культурно-исторической теории // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. №3. С. 67-73 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- Понятие личности в деятельностном и культурно-историческом подходах // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2018. №2. С. 40-57
- Психология личности и психология искусства // Человек. Искусство. Вселенная. 2018. №1. С. 46-55
- Психология игры: культурно-исторический подход. М., 2017 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: совместность. Творчество. Образование. Школа (круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. №3. С. 5-30 (в составе коллектива авторов)
- Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. №4. С. 5-21 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- Воображение и творчество: культурно-исторический подход // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. №1. С. 1-11 (в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- Даниил Борисович Эльконин — ученик, соратник и продолжатель дела Л.С. Выготского // Методология и история психологии. 2019. № 1. С. 155-184.
- Основные линии развития в детском онтогенезе // Цели и задачи образования, способствующие психическому и личностному развитию: сборник научных статей. М., 2020. С. 51-58.
- Взаимосвязь обучения и развития: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № . С. 4-12 ( в соавт. с Е.Е. Кравцовой).
- Культурно-исторический подход к вопросам образования // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 4-13 ( в соавт. с Е.Е. Кравцовой)
- К проблеме смыслового строения сознания // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. №3. С. 124-131 (в соавт. с О.Г. Кравцовым)
- Психологическая природа обобщений // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. №1. С. 106-113 (в соавт. с О.Г. Кравцовым)
К 60-летию Г.Г. Кравцова // Вопросы психологии - http://www.voppsy.ru/ubiley/ubiKrav.htm