Кто есть кто
Лидия Владимировна Матвеева
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры методологии психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Руководитель межкафедральной научно-исследовательской группы «Психология массовых коммуникаций» факультета психологии МГУ. Член диссертационного совета факультета психологии МГУ. Член экспертного совета РГНФ.
Академик Международной академии телевидения и радио. Председатель секции «Психология массовых коммуникаций» Российского психологического общества.
В 1972 г. окончила факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Электрофизиологические корреляты сенсорно-перцептивных процессов», в 2000 г. — докторскую диссертацию на тему «Общение в сфере телевидения».
С 1981 г. работает на факультете психологии МГУ: в должности старшего научного сотрудника кафедры общей психологии, затем с февраля 2001 до июня 2008 г. в должности ведущего научного сотрудника кафедры общей психологии. С июня 2008 г. по настоящее время — профессор кафедры методологии психологии.
С 1983 г. Л.В. Матвеева руководит межкафедральной научно-исследовательской группой «Психология массовых коммуникаций», состоящей из четырех человек. Группа осуществляет научную работу по плановой госбюджетной теме «Человек в условиях информационной культуры и проблема информационной безопасности» № 01200012441. Исследуются проблемы воздействия СМИ на психику человека проблемы психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве. Также научная работа проводится при сотрудничестве с факультетом журналистики МГУ по междисциплинарному научному проекту № 14 (2000-2004 гг.), при поддержке грантов РГНФ (1998-2010 гг.). Текущий проект РГНФ № 07-06-02006а (2007-2010) «Категориальная структура образа России в телевизионной коммуникации в аспекте национальной безопасности».
В 2001 г. при ее участии была организована секция «Психология массовых коммуникаций» в Российском Психологическом Обществе (РПО), она является председателем этой секции.
Под руководством Л.В. Матвеевой защищено 5 кандидатских диссертаций и выполнено 50 дипломных работ.
По результатам научных исследований Л.В. Матвеевой подготовлена программа и читаются поточные лекции «Психология коммуникации», спецкурс «Психология убеждающей коммуникации», спецпрактикумы «Психология публичного общения», «Психологические методы исследования информационных коммуникаций».
Опубликовано более 220 работ, в том числе
- Общий психологический практикум: учебник для вузов / под ред. С.А. Капустина. СПб: Питер, 2017, 2020. 480 с.
- Психология ведения переговоров / Матвеева Л.В., Крюкова Д.М., Гараева М.Р. М.: Юрайт, 2017; 2-е изд., пер. и доп. 2018, 2019, 2020 121 с.
- Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография / отв. ред. Н.В. Аниськина, Л.В. Ухова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. 208 с.
- Язык средств массовой информации / Матвеева Л.В. и др. М.: Академический проект Москва, 2015. 760 с.
- Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия / Матвеева Л.В., и др. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 391 с.
- Основные цели, объекты и методы проведения экспертизы информационной продукции в рамках Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ / Зинченко Ю.П., Матвеева Л.В. и др. 2013. Электронный ресурс: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/; http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_9.pdf
- Методология и методика обучения навыкам коммуникативной компетентности в режиме видеотренинга / Матвеева Л.В. М.: Акрополь , 2011. 28 с.
- Психология коммуникаций методология, модели, методы / Матвеева Л.В. М.: Акрополь, 2011. 160 с.
- Психология публичного общения (программа курса по комплексу дисциплин) / Матвеева Л.В. М., 2011. 300 с.
- Психология ведения переговоров / Матвеева Л.В., Деревягина Д.М., Гараева М.Р. М.: Восток-Запад, 2010. 128 с.
- Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. / Засурский Я.Н., Зинченко Ю.П., Матвеева Л.В., Вартанова Е.Л., Подольский А.И. М.: Аспект Пресс. Т. 1. 2002; Т. 2. 2008.
- Современный образ России: перспективы развития / под ред Очирова А.В, Зинченко Ю.П., Матвеевой Л.В. М., 2008. 324 с.
- Психология телевизионной коммуникации / Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. М.: РИП-холдинг, 2004. 316 с.
- Язык СМИ как предмет междисциплинарного исследования: учебное пособие / Матвеева Л.В., Володина М.Н., Леонтьев А.А., Петренко В.Ф., Волков А.А., Степанов Ю.С. М.: Альма Матер, 2004.
- Восприятие рекламного образа в телевизионной коммуникации: учебное пособие / Матвеева Л.В. // Язык СМИ как предмет междисциплинарного исследования. М., 2003. 250 с.
- Психология телевизионной коммуникации / Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. М., 2000, 2002.
- Визуальная коммуникация в телевидении и рекламе: программа спецкурса / Матвеева Л.В. М.: Изд-во Московского университета , 1998.
- Психологические методы исследования в массовой коммуникации: программа спецпрактикума / Матвеева Л.В. М.: Изд-во Московского университета, 1998.
- Психология рекламного воздействия: программа спецкурса / Матвеева Л.В. М.: Изд-во Московского университета, 1998.
- Интерес к телепередаче в аспекте личностно-психологических характеристик аудитории / Шкопоров Н.Б., Матвеева Л.В. М.: Гостелерадио, 1991.
- Категориальная структура восприятия телеведущих / Загорская Л.Я., Мочалова Ю.В., Матвеева Л.В. // Связь с аудиторией в телекоммуникации: учебное пособие. Ч. 2. М.: Гостелерадио, 1991. 120 с.
- Личностная типология телеаудитории / Третьяков Н.Н., Шкопоров Н.Б., Матвеева Л.В. // Связь с аудиторией в телекоммуникации: учебное пособие. Ч. 2. М.: Гостелерадио, 1991. 120 с.
- Психологический анализ профессионально важных качеств творческих работников телевидения / Андреева М.К., Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. // М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1991. 76 с.
- Связь с аудиторией в телекоммуникации: учебное пособие. Ч. 1 / Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. М.: Изд-во Гостелерадио, 1991.
Л.В. Матвеева постоянно ведет научную работу с коллективом студентов и аспирантов по изучению психологических проблем, связанных с деятельностью СМИ в современном обществе, проблем воздействия телевидения и рекламы на психику человека, по проблемам психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве.
Тема интересов в последнее время — цивилизационная идентичность молодежи, проживающей в различных регионах России.
- «Психология общения», энциклопедический словарь (в номинации «Проект года в психологической науке», 2011 г.), победитель