Кто есть кто

Елена Евгеньевна Сапогова
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Приглашенный лектор Московского института психоанализа.
Член редколлегии журналов «Вестник Пермского государственного университета. Философия. Психология. Социология», «Вестник Вятского государственного университета».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2027).
В 1982 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1985 г. — аспирантуру НИИ ОПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, в 1994 г. — докторантуру Психологического института РАО.
В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7-летнего возраста», в 1994 г. — докторскую диссертацию на тему «Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста» (практическое приложение диссертации — развивающая программа «Азбука воображения»" — с 1992 г. реализуется во многих регионах России).
В 1986–1989 гг. работала в должности ассистента кафедры философии в Тульском политехническом институте.
В 1989-1997 гг. — доцент, профессор кафедры психологии Тульского государственного педагогического института им. Л.Н. Толстого.
В 1997 г. организовала и до 2015 г. возглавляла кафедру психологии Тульского государственного университета (в 2014 г. кафедра вошла в состав Института гуманитарных и социальных наук ТулГУ). С 1997 по 2015 г. руководила аспирантурой при кафедре психологии ТулГУ.
С 2015 г. работает в Московском педагогическом государственном университете, сначала в должности профессора кафедры психологии развития, с 2017 г. - в должности профессора кафедры психологии образования.
С 2015 г. преподает в Московском институте психоанализа.
Научные интересы:
- экзистенциальная психология,
- нарративная психология,
- психология личности,
- психология сознания,
- психологическая антропология,
- психосемиотика,
- психогерменевтика,
- психология жизненного пути человека,
- консультативная психология,
- психология развития,
- психология воображения,
- культурный социогенез.
Создатель научного направления «Культурный социогенез и личностный рост современного поколения». Разработала базовую модель культурного социогенеза и становления семиосферы современного субъекта, описала параметры микрокультурного пространства семьи, создающие системные связи между внутрисемейными нарративными традициями и формированием «Я» развивающегося субъекта. Разработала понятия личностной мифологемы, индивидуальной субличностной мифологии («легенд о себе»), процессов самопроектирования и жизнетворчества. Экспериментально исследовала ряд концептов, выстраивающих индивидуальную семиосферу, а также разработала модель гипертекстового индивидуального пространства субъекта.
Внесла существенный вклад в развитие современных знаний о становлении профессиональной ментальности психолога и фундаментальных парадигмах обучения профессиональной психологии.
Читает курсы:
- Психология развития личности в зрелом возрасте;
- Геронтопсихология;
- Возрастно-психологический подход в консультировании;
- Актуальные проблемы возрастной психологии;
- Акмеология развития личности;
- Психология личности;
- Возрастно-психологические аспекты консультирования;
- Технологии психологического сопровождения ребенка раннего возраста.
Гранты:
- грант РФФИ № 10-06-00152а «Психологические механизмы трансформации жизненных событий в автобиографический нарратив»;
- грант РФФИ № 13-06-07010 по изданию научных трудов, являющихся результатом работ по ранее завершенным научным инициативным проектам «Экзистенциальная психология взрослости»;
- грант РГНФ №15-06-10028 «Психосемантическая организация экзистенциального опыта личности»
Основные публикации: более 350 работ, в том числе
- Шестилетний ребенок: вопросы и ответы (монография, 1992)
- Ребенок и знак: Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника (монография, 1993)
- Азбука воображения (методическое пособие, 1995)
- 1001 задача по психологии (учебное пособие, части I-IV, 1999)
- Психология развития: ретроспективы и перспективы становления человека (учебное пособие, 2000)
- Психология развития человека (учебное пособие с грифом УМО, 2001)
- Задачи по общей психологии (учебное пособие с грифом УМО, 2001)
- Сто игр для больших и маленьких: игры для развития воображения дошкольников (методическое пособие, 2002)
- Культурный социогенез и мир детства. Лекции по историографии и культурной истории детства (учебное пособие, 2004)
- Консультативная психология (учебное пособие, 2008)
- Лиминальность: опыт экзистенциально-психологической интерпретации (монография, 2010)
- Практикум по консультативной психологии (учебное пособие, 2010)
- Подготовка выпускных квалификационных работ по психологии (учебно-методическое пособие, 2011)
- Научно-педагогическая практика в магистратуре (учебно-методическое пособие, 2012)
- Экзистенциальная психология взрослости (монография, 2013)
- Семантика личной жизни: экзистенциально-нарративный анализ автобиографических историй (монография, 2014)
- Экзистенциально-нарративный подход в исследовании личности и её жизненного пути (2015)
- Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте (2-е изд., 2016)
- Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй (2017)
- Консультативная психология: тесты, вопросы, упражнения (учебное пособие, 2019)
- Консультативная психология (учебное пособие, 2-е изд., 2019)
- Консультативная психология: кейсы и творческие задания (учебное пособие, 2020)
- Консультативная психология: задачи (учебное пособие, 2020)
- Психология развития и возрастная психология (учебное пособие, 2-е изд., 2022)
- Общая психология. Практикум (учебное пособие, 2-е изд., 2022)
- Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй (2-е изд., 2022)
С 2000 по 2007 гг. под редакцией Е.Е.Сапоговой издавался сборник «Известия ТулГУ. Серия "Психология», с 2006 г. издаётся сборник исследований молодых учёных «Психологическая студия», с 2007 г. — сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ «Психосфера». В 2015-2017 г. входила в состав редсовета журнала «Вестник гуманитарного образования».
«"Забота о себе" во взрослом возрасте», интерактивная лекция (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2022 г.), победитель- «Консультативная психология: Практикум», учебное пособие (в номинации «Книга года по психологии», 2020 г.), лауреат
Нина Аркадьевна Низовских, 30.10.2024
Виктор Юрьевич Меновщиков, 30.10.2023
Илья Иосифович Шабшин, 30.10.2023
Нина Аркадьевна Низовских, 30.10.2023
Илья Иосифович Шабшин, 30.10.2022- Татьяна Александровна Ермолаева, 30.10.2022


.jpg)








































