Изучение архивных документов и литературных источников, охватывающих годы образования и становления Академии Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии, впоследствии переименованной в Военную академию РККА имени М.В. Фрунзе (в период от 1918 г. до 30-х годов ХХ в.), позволяет проанализировать развитие военно-психологических идей и теорий в рамках исследования деятельности первого в российской армии профессионального подразделения специалистов-психологов.
Опытная психологическая лаборатория при Академии Генерального штаба РККА была создана 2 марта 1920 г. приказом Реввоенсовета Республики №340. Инициатором ее учреждения стал Председатель Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкий. Одновременно с этим были утверждены Положение и Штат лаборатории (Российский государственный военный архив — РГВА. Ф. 4. Оп. 12. Д. 9).
Целью создания опытной психологической лаборатории стал «научно-психологический анализ отдельных лиц и коллективов (военнослужащих и воинских частей), практическая работа по определению их годности и приспособленности, по определению средних типов и т.п., путем уже имеющихся в науке методов, а также с целью развития, применения в более широком масштабе, переработки и создания новых методов психологического исследования» (там же).
Штатом лаборатории предусматривалось 20 должностей, из них ученый состав (заведующий, помощники заведующего, лаборанты, статистик, счетчики) — 15 чел., административный состав (делопроизводитель, стенографист, переписчик, курьеры) — 5 чел.
Подбор сотрудников лаборатории осуществлялся с учетом имеющихся у кандидатов соответствующей квалификации и опыта работы (военной службы). Определялось, что заведующий лабораторией назначается начальником академии из лиц, «обладающих полным знакомством и опытом в деле психологического исследования и достаточным военно-образовательным цензом» (там же).
В помощь заведующему лабораторией начальником академии назначались два помощника: «один, имеющий специально психологические познания, другой, из лиц, имеющих среднее военное образование» (там же). Остальной состав опытной психологической лаборатории назначался начальником академии, по представлению заведующего лабораторией.
Первыми сотрудниками назначены: заведующий лабораторией — Сегалов Тимофей Ефимович, помощники заведующего — Рыбников Николай Александрович, Павловский Филипп Григорьевич, лаборанты — Жинкин Николай Иванович, Виноградов Константин Александрович, Ферстер Наталья Павловна и др.
В отчете об итогах работы академии от 17 сентября 1920 г. указывается, что сотрудниками лаборатории были проведены исследования со слушателями «на зрительные и слуховые восприятия, творческие ассоциации, а также реконструкцию» (РГВА. Ф. 11. Оп. 1. Д. 186).
Вместе с этим велась работа по следующим направлениям:
- разработка «психологических и педагогических основоположений военно-трудового перевоспитания морально дефективных и социально-науродованных подростков по идее милитаризации воспитания»;
- издание «программ лекций и занятий по психологии, применительно к военной педагогике для окружных курсов и инструкторов Всевобуча»;
- «составление и обработка анкеты о читательских интересах красноармейцев»;
- «сбор революционных, политических плакатов агитационного характера, а также и пропагандистского, для экспериментальной психологической их оценки с точки зрения замечаемости и запоминаемости»;
- анкетирование «лиц прежнего и нового командного состава о недочетах и свойствах вождя вообще и военного вождя-командира — в частности»;
- «экспериментальная постановка индивидуального отбора лиц, таящих в себе задатки военного тактического руководителя-командира»;
- подготовка «инструментария и выработка методики опытного исследования звуковой команды (голос) и ее влияния на невыполнение приказа» (там же).
Для проведения внешних экспертиз научных трудов, привлечения к исследованиям экспертов сторонних организаций, заведующему лабораторией предоставлялось право «созывать ученые консультации, из могущих быть полезными для дела специалистов, каждый раз с особого на то разрешения начальника академии за особое вознаграждение, согласно существующих законоположений» (РГВА. Ф. 4. Оп. 12. Д. 9).
Самим же сотрудникам лаборатории оплата труда производилась в соответствии с установленными размерами заработной платы для преподавателей и руководителей практических работ академии.
В распоряжении лаборатории были выделены три комнаты в одной из квартир во дворе, где размещалась академия (из которых одна была проходной). Библиотечный фонд пополнялся путем закупки специализированной литературы, также закупались исследовательские инструменты и приборы, мебель (столы, шкафы, стулья).
Вместе с тем отмечается, что «крайняя бедность помещения и оборудования сильно отражается на успешности работы. Однако есть надежды осуществить взятые на себя задачи благодаря благожелательному отношению предреввоенсовета Республики [Л.Д. Троцкий] и его заместителя [Э.М. Склянский], который изъявил желание получать периодические доклады о ходе работ» (там же).
Таким образом, можно сделать вывод, что опытная психологическая лаборатория Академии Генерального штаба РККА, состоящая из психологов, медиков и других специалистов-исследователей, выполняющая задачи по профессиональному психологическому отбору и психологическому сопровождению слушателей, а также проведению исследований в области военной психологии, является первым в истории российской армии специализированным подразделением военных психологов, прототипом ныне функционирующей психологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Данное исследование не закончено, в настоящий момент оно продолжается путем поиска в архивах, литературных источниках документального подтверждения результатов деятельности опытной психологической лаборатории, а также жизненного пути и научного наследия ее сотрудников.
Источник: Дьячук И.А. Опытная психологическая лаборатория Академии Генерального штаба РККА как прототип психологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. №1. DOI: 10.17805/trudy.2019.1.5
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать