16+
Выходит с 1995 года
16 октября 2024

Кто есть кто

Николай Иванович Жинкин

Николай Иванович Жинкин

27.07.1893 - 10.10.1979

Доктор педагогических наук, профессор.

Старший научный сотрудник лаборатории мышления и речи Института общей и педагогической психологии АПН СССР.

Руководитель секции психологической кибернетики научного Совета по комплексным проблемам кибернетики.

Член Союза кинематографистов СССР.

В 1916 г. окончил Московский университет.

В 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии», в 1959 г. - докторскую диссертацию на тему «Механизмы речи».

С 1914 г. - участник Московского лингвистического кружка.

Преподавал логику и психологию в Педагогическом училище.

С 1920 г. был секретарем Кабинета этнической и социальной психологии при МГУ.

В 1923 г. был избран действительным членом Государственной академии художественных наук (ГАХН), где работал до ее расформирования в 1930 г., работал в комиссии по проблеме художественной формы.

В 1929-1947 гг. работал сначала на Московской киностудии научных фильмов, затем — в Главном управлении по производству научных фильмов Министерства кинематографии СССР, в том числе занимался редактированием школьных фильмов и сценариев к ним..

Около 20 лет преподавал во ВГИКе, читал курс «Методики построения учебного фильма».

С 1947 г. работал в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас - ПИ РАО).

В 1960-е гг. возглавил работы над первым изданием Большого психологического словаря (вышел в 1983 г.).

С начала 1960-х гг. возглавлял секцию психологической кибернетики научного Совета по комплексным проблемам кибернетики.

В 1962 г. участвовал в совещании экспертов ЮНЕСКО по программированному обучению.

Преподавал в МГУ - профессор кафедры структурной и прикладной лингвистики филологического факультета.

Область профессиональных интересов:

  • психология искусства, психологические проблемы эстетической формы, портретной живописи, психология киноиcкусства (особенно учебных фильмов)
  • психолингвистика, проблемы восприятия и порождения речи, ее экспрессивности, интонационности (как внешней, так и внутренней), механизмов речи (вплоть до биомеханики и биодинамики)

Сформулировал концепцию внутренней интонационности, которую рассматривал в качестве ведущего звена в формировании письменной речи.

В 1928 г. на заседании Комиссии по общей теории искусств и эстетике прочитал доклад «Кино как искусство событий», который носил теоретический характер и ставил проблему определения места кино среди других искусств. В конце 1920-х гг. на материале художественных фильмов проводил эксперименты с целью выявить особенности зрительского (детского) восприятия кино. Основная цель этого эксперимента формулировалась Н.И. Жинкиным как проверка специально разработанного комплексного метода фиксации детского восприятия. В 1930-е гг. провел цикл прикладных киноведческих работ в области учебного кино, исследовал вопрос, как структура фильма влияет на его восприятие, изучал структуру учебных фильмов и способы передачи информации, приемы и выразительные средства, влияющие на понимание информации зрителями. Сформулировал практические рекомендации для кинематографистов по предвосхищению и преодолению «неудачных мест» в структуре учебного фильма. Таким образом, Н.И. Жинкин создал методику работы над учебным фильмом как киножанром и его применения в школе.

В 1950-1970-х гг. занимался вопросами лингвистики, психологии речи и семиотики. Заложил основы отечественной психолингвистики.

В 1950-1960-х гг. разработал комплексную методику изучения процесса речепроизводства, включающую рентгенокимографию, рентгеносхемы, спектральный анализ. Сформулировал основные положения голосообразования, разработал концепцию глоточного образования слога, раскрыл парадокс речевого дыхания и разногромкости гласных, определил характер управления сегментным и суперсегментным (просодическим) рядом, объяснил механизм заикания и многие другие речевые явления. В 1960-х гг. разработал аппаратурный комплекс регистрации микроколебаний голосовых связок, движения гортани, на основании исследований обосновал целостную концепцию звукопроизводства по системному (нейродинамическому) типу. Впервые в мировой науке выдвинул концепцию речедвигательного (слухо-речедвигательного) анализатора как многоуровневого механизма речи в противовес бытующему понятию «органы речи». В конце 1960-х гг. выдвинул и обосновал концепцию трехуровневого программного управления, включающего наследственную, условнорефлекторную программу и программу языковой коммуникации с определением механизма связи языка и интеллекта. Разработал категорию «расплывчатости». Обосновал трактовку внутренней речи как механизма речемыслительной деятельности — субъективного языка, языка-посредника (или «круговорота кодов»), который субъективно не осознаётся, но обеспечивает понимание между говорящими на одном или разных языках людьми.

В конце 1960-х гг. также занимался проблемой звуковой коммуникативной системы у обезьян, проводил эксперименты в Сухумском обезьяньем питомнике АМН.

Вел сравнительные исследования звучащей речи и пения в акустической лаборатории Московской консерватории.

Основные публикации:

  • Язык — речь — творчество: исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике (Избранные труды) / Сост. С.И. Гиндин. М., 1998
  • Психолингвистика: избранные труды / Сост. К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2009.
  • Кино — искусство событий (доклад прочитан в 1928 году) // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2010. Том 69, №2. С. 60-70, №3. С. 52-69
  • Проблема художественного образа в искусствах // Известия АН СССР. Серия лит. и языка. 1985. Т. 44. №1. С. 6-82
  • Изучение зрителя и проблема построения учебной фильмы // Учебное кино. 1934. Сб. 6. С. 14-25
  • Методическая работа на московской кинофабрике «Союзтех-фильм» // Учебное кино. 1933. Сб. 3. С. 22-24
  • Неудачные места школьно-учебных фильмов // Учебное кино. 1936. Сб. 3. С. 26-36
  • Образ и слово в фильмах для школы // Учебный фильм. М. 1961. С. 100-116
  • О психологии восприятия учебного фильма М., 1968. 23 с.
  • Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. М.: Искусство, 1971. С. 214-254
  • Вопрос и вопросительное предложение. 1955
  • Развитие письменной речи учащихся III—VII классов // Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 78. С. 141-250
  • Парадокс речевого дыхания. 1957
  • Механизмы речи. М.: Изд-во АПН, 1958. 370 с.
  • Произнесение слов. Концепция глоточного образования слога. 1959
  • Исследование внутренней речи по методике центральных речевых помех. 1960
  • Звуковая коммуникативная система обезьяны. 1960
  • Four Communicative Systems and Four Languages. 1962
  • Внутренние коды языка и внешние коды речи. 1967
  • О некоторых вопросах работы мозга человека как семантического устройства. 1968
  • Грамматика и смысл // Язык и человек. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1970. Вып. 4. C. 63-85
  • Semiotic Aspects of Communication in Animal and Man. 1979
  • Интеллект, язык и речь. 1972
  • Сенсорная абстракция. 1979
  • Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 157 с.
  • Восприятие ударения в словах русского языка // Известия АПН РСФСР. 1954. Вып. 54. С. 7-82
  • О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. №6. С. 26-38
  • Семиотические проблемы коммуникации животных и человека // Теоретические и экспериментальные исследования в области структурной и прикладной лингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 60-76

Награды:

  • золотая медаль Московского университета за конкурсную работу «О методах психологического исследования» (1905)
  • лауреат Государственной премии СССР ( за сценарий фильма «В глубину живого»)
  • лауреат I премии им. К.Д. Ушинского АПН РСФСР (за книгу «Механизмы речи»)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»